Принцип общего блага иногда изучался в рамках политической науки и смежных дисциплин в последние десятилетия, но особая актуальность его исследования возникла в связи с беспрецедентными военными испытаниями в России в последние два года.
При работающем принципе общего блага важные для общества идеи и ресурсы преобладают в практиках и институтах над эгоистическими и групповыми интересами. Общему благу противопоставляются частное эгоистическое и групповое блага, но при этом данный принцип не исключает существования частных и групповых интересов, они всего лишь не должны противоречить общим. Принцип общего блага — основа для межличностных и институциональных доверия и солидарности, институтов, права, современной политики и многих других явлений.
С начала 1990-х гг. фиксировалась неработоспособность принципа общего блага в России, его подмена эгоистическими и групповыми интересами. [См., напр., 1] Но при возникновении более непосредственной, чем ранее, угрозы безопасности россиянам, возникли случаи солидаризации и помощи фронту, что свойственно социальностям с развитым принципом общего блага.
В продолжение изучения [2] взаимовлияния работоспособности принципа общего блага и российских политических и квазиполитических институтов, можно развить следующие тезисы.
Явилась ли актуализация принципа общего блага следствием неожиданного испытания боевыми действиями и мобилизацией? Причина сомнения — случаи, при которых люди отказываются проявлять солидаризацию даже при наличии общей угрозы, её понимании и согласии с тем, что она действительно существует. Можно вспомнить примеры — безразличие соседей во время подозрения на пожар в многоквартирном доме, безразличие начальствующих при угрозе их авторитету и т. п. С одной стороны, возможно, что угроза безопасности может не быть стимулом к реализации принципа общего блага и солидарности. С другой стороны, вероятно, в вышеприведённых ситуациях не проявляющие солидарности и принципа общего блага не считают угрозу достаточно сильной, чтобы изменить своё поведение.
Не исключено, что у россиян уже были сформированы латентные структуры общего блага (усвоенные в ходе воспитания и реализующиеся во всех институтах), которые просто актуализировались. Иными словами, люди были воспитаны проявлять общее благо и солидарность, но об этом не говорили. Это вполне объяснимо: в повседневной жизни многие презумпции не всегда проговариваются, в том числе в ходе опросов в последние 30 лет. Опросы показывают более ситуативные настроения, которые часто меняются; в то время как общее благо — принцип более неизменный, который должен быть укреплён во многих базовых институтах. Не исключено, что для изучения принципа общего блага стоит обращать внимание не на общественное мнение, а на имеющееся у той или иной общности знание.
Вышесказанные тезисы можно резюмировать двумя формулами:
Вероятность проявления принципа общего блага = «выгода» себе от общего блага = угроза себе × оценка её как реальной × оценка её как нерешаемой другими акторами.
Вероятность проявления принципа общего блага = сумма знаний и образцов поведения, «примеров для подражания» с принципом общего блага.
В первой формуле общее благо представляется как выгода себе, во второй — как знания. В действительности общее благо работает, судя по наблюдениям и опросам за 30 лет, как применение знаний в случае их выгоды.
Очевидно, что слабо разработанная проблематика общего блага требует изучения, поскольку без этого дальнейшее исследование российской социально-политической действительности не окажется возможным.
Библиографический список
- Конституирование современной политики в России: институциональные проблемы / Отв. ред. С. В. Патрушев, Л. Е. Филиппова. – М.: Политическая энциклопедия, 2018. 262 с.
- Кучинов А. М. Общее благо в контексте солидаризации при военных процессах // Власть. – М.: редакция журнала «Власть», 2023. Т. 31. № 4. С. 115-120. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v31i4.9699