Из истории олимпиады.
Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом.
После 1965 года появились олимпиады по разным предметам.
Проведение предметных олимпиад имеет цель развить интерес учащихся к школьным дисциплинам.
Что представляет собой олимпиада сегодня?
Олимпиада школьников сегодня – это соревнование учеников в различных предметах, которое проводится на различных уровнях: муниципальном, региональном, национальном и международном. Они направлены на выявление и поддержку талантливых детей, стимулирование интереса к науке и технике, а также развитие креативности и логического мышления. В олимпиадах участвуют ученики разных возрастов и уровней подготовки, и каждый участник может проявить свои знания и способности в выбранной области знаний. Олимпиады школьников стали популярными в последние годы, и их значимость для будущей карьеры ученика в научной или технической сфере неоспорима.
Что же необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
1. Определить уровень знаний и навыков ребенка. Это поможет выбрать правильную программу подготовки и учебные материалы.
2. Разработать индивидуальный план подготовки, который будет учитывать потребности и возможности ребенка.
3. Организовать систематическую работу над развитием знаний и навыков. Это включает в себя решение задач, изучение теории, выполнение тестов и других заданий.
4. Создать условия для развития творческого мышления и умения решать нетипичные задачи. Для этого можно использовать различные методики, например, методику TRIZ.
5. Обеспечить доступ к дополнительным образовательным ресурсам. Это могут быть онлайн-курсы, учебники, видеоуроки и т.д.
6. Организовать участие ребенка в олимпиадах и конкурсах. Это поможет ему получить опыт и практические навыки в решении задач.
7. Поддерживать мотивацию ребенка к учебе и развитию. Для этого можно использовать поощрения, похвалы и другие мотивационные методы. Важно помнить, что подготовка к олимпиадам должна быть не только эффективной, но и интересной для ребенка. Он должен получать удовольствие от учебы и развития своих способностей.
Подготовка к олимпиадам – одна из важнейших форм работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности. Олимпиады позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение вашего предмета детей, расширить их общий кругозор.
Инновационное мышление – это мышление, способное проникнуть в суть вещей. К характеристикам инновационного мышления, по мнению Е. В. Королевой, относится «системность мышления; интуитивность мышления; саморазвитие и самоорганизация; дальновидность; позитивность (настроенность на успех)». Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением: оно помогает им находить новые – оригинальные и нестандартные – решения различных проблемных заданий на олимпиадах.
Олимпиады школьников способствуют развитию инновационного мышления. Участники олимпиад должны решать сложные задачи, которые требуют нестандартных подходов и решений. Это помогает развивать у детей креативность, умение находить необычные решения и применять новые знания в практических задачах. Участие в олимпиадах школьников может помочь ученикам определиться с выбором будущей профессии. Они могут познакомиться с различными областями знаний и определить, что им более интересно и что они хотели бы изучать в будущем. Кроме того, участие в олимпиадах может стать дополнительным плюсом при поступлении в вузы и на работу. Стимулирование интереса к науке и технике. Олимпиады школьников помогают привлечь внимание детей к науке и технике, показать им, что эти области знаний могут быть интересными и увлекательными. Это может стимулировать учеников изучать эти предметы более глубоко и даже выбрать будущую профессию в этой области. Таким образом, олимпиады школьников имеют множество преимуществ для участников и общества в целом.
Первое с чего я начинаю, это подбор литературы. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся, поиску необходимой информации в разных источниках. При подготовке активно используются энциклопедии, электронные пособия, Интернет-ресуры. (Рекомендую два сайта которые помогут при подготовки к олимпиаде http://vos.olimpiada.ru, http://talant.kriro.ru ) За несколько лет работы в лицее я собрала свой банк олимпиадных заданий, благодаря которому ученики могут работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретным заданиям. Метод вовлечения в заочные олимпиады такие как Фоксфорд, Рыжий кот, Международная олимпиада по основам наук, дети которым сложно и неинтересно отсеются на первых этапах. Настоящие олимпийцы будут с удовольствием выполнять сложные задания переходя из этапа в этап. Старшеклассникам советую участвовать в олимпиадах, для абитуриентов которые дают льготы для поступление в ВУЗ – это МГУ, МФТИ, СПБГУ, Юные таланты и др.
Подготовка учащихся к олимпиадам может проходить не только в очной, но и в заочной форме. Современное образование невозможно без использования инновационных технологий, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся, в первую очередь, одаренных ребят. Одним из вариантов является дистанционное обучение с широким использованием информационно-коммуникационных технологий возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Что же мы имеем от участия в олимпиаде?
Если вы с учеником не стали победителем или призером олимпиады, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают. Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.
Поражение – это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому.
Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Надо оценить свои возможности. Есть время подготовиться, чтобы победить на следующей олимпиаде!
И не надо забывать о том, что участие в олимпиаде – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам
Долгожданную победу! Если ученик стал победителем или призером олимпиады, похвалите его. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Свою статью мне хочется закончить следующими словами: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное – верьте и действуйте».
Библиографический список
- М.А. Бочко, С.В. Солодовникова. Методические рекомендации по организации деятельности педагога по выявлению и организации подготовки обучающихся к участию в школьном этапе предметных олимпиад; БелИРО. – Белгород, 2019. – 55 с.
- Королева Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций / Исследовательская работа школьников. 2010.№1.
- «Одаренные дети – приоритетное направление развития современного образования»: Сборник материалов семинара. Сыктывкар: ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО», 2011.