СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Кибиткина Виктория Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Инты»
учитель биологии

Аннотация
Данная тема актуальна в подготовке к предметным олимпиадам, так как эти дети обладают высокими способностями и потенциалом в определенных предметных областях. Однако, для достижения успеха на олимпиадах необходимо не только талант, но и систематическая работа над развитием знаний и навыков. Важно создать условия для развития творческого мышления, умения решать нетипичные задачи, а также обеспечить доступ к дополнительным образовательным ресурсам. Система работы с одаренными детьми должна быть индивидуальной и ориентированной на потребности каждого ребенка, чтобы максимально раскрыть его потенциал и помочь достичь успеха на предметных олимпиадах.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кибиткина В.В. Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам. Из опыта работы // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/101062 (дата обращения: 19.04.2024).

Из истории олимпиады.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом.

После 1965 года появились олимпиады по разным предметам.

Проведение предметных олимпиад имеет цель развить интерес учащихся к школьным дисциплинам.

Что представляет собой олимпиада сегодня?

Олимпиада школьников сегодня – это соревнование учеников в различных предметах, которое проводится на различных уровнях: муниципальном, региональном, национальном и международном. Они направлены на выявление и поддержку талантливых детей, стимулирование интереса к науке и технике, а также развитие креативности и логического мышления. В олимпиадах участвуют ученики разных возрастов и уровней подготовки, и каждый участник может проявить свои знания и способности в выбранной области знаний. Олимпиады школьников стали популярными в последние годы, и их значимость для будущей карьеры ученика в научной или технической сфере неоспорима.

Что же необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?

1. Определить уровень знаний и навыков ребенка. Это поможет выбрать правильную программу подготовки и учебные материалы.

2. Разработать индивидуальный план подготовки, который будет учитывать потребности и возможности ребенка.

3. Организовать систематическую работу над развитием знаний и навыков. Это включает в себя решение задач, изучение теории, выполнение тестов и других заданий.

4. Создать условия для развития творческого мышления и умения решать нетипичные задачи. Для этого можно использовать различные методики, например, методику TRIZ.

5. Обеспечить доступ к дополнительным образовательным ресурсам. Это могут быть онлайн-курсы, учебники, видеоуроки и т.д.

6. Организовать участие ребенка в олимпиадах и конкурсах. Это поможет ему получить опыт и практические навыки в решении задач.

7. Поддерживать мотивацию ребенка к учебе и развитию. Для этого можно использовать поощрения, похвалы и другие мотивационные методы. Важно помнить, что подготовка к олимпиадам должна быть не только эффективной, но и интересной для ребенка. Он должен получать удовольствие от учебы и развития своих способностей.

Подготовка к олимпиадам – одна из важнейших форм работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности. Олимпиады позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение вашего предмета детей, расширить их общий кругозор.

Инновационное мышление – это мышление, способное проникнуть в суть вещей. К характеристикам инновационного мышления, по мнению Е. В. Королевой, относится «системность мышления; интуитивность мышления; саморазвитие и самоорганизация; дальновидность; позитивность (настроенность на успех)». Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением: оно помогает им находить новые – оригинальные и нестандартные – решения различных проблемных заданий на олимпиадах.

Олимпиады школьников способствуют развитию инновационного мышления. Участники олимпиад должны решать сложные задачи, которые требуют нестандартных подходов и решений. Это помогает развивать у детей креативность, умение находить необычные решения и применять новые знания в практических задачах. Участие в олимпиадах школьников может помочь ученикам определиться с выбором будущей профессии. Они могут познакомиться с различными областями знаний и определить, что им более интересно и что они хотели бы изучать в будущем. Кроме того, участие в олимпиадах может стать дополнительным плюсом при поступлении в вузы и на работу. Стимулирование интереса к науке и технике. Олимпиады школьников помогают привлечь внимание детей к науке и технике, показать им, что эти области знаний могут быть интересными и увлекательными. Это может стимулировать учеников изучать эти предметы более глубоко и даже выбрать будущую профессию в этой области. Таким образом, олимпиады школьников имеют множество преимуществ для участников и общества в целом.

Первое с чего я начинаю, это подбор литературы. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся, поиску необходимой информации в разных источниках. При подготовке активно используются энциклопедии, электронные пособия, Интернет-ресуры. (Рекомендую два сайта которые помогут при подготовки к олимпиаде http://vos.olimpiada.ru,   http://talant.kriro.ru ) За несколько лет работы в лицее я собрала свой банк олимпиадных заданий, благодаря которому ученики могут работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретным заданиям. Метод вовлечения в заочные олимпиады такие как Фоксфорд, Рыжий кот, Международная олимпиада по основам наук, дети которым сложно и неинтересно отсеются на первых этапах. Настоящие олимпийцы будут с удовольствием выполнять сложные задания переходя из этапа в этап. Старшеклассникам советую участвовать в олимпиадах, для абитуриентов которые дают льготы для поступление в ВУЗ – это МГУ, МФТИ, СПБГУ, Юные таланты и др.

Подготовка учащихся к олимпиадам может проходить не только в очной, но и в заочной форме. Современное образование невозможно без использования инновационных технологий, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся, в первую очередь, одаренных ребят. Одним из вариантов является дистанционное обучение с широким использованием информационно-коммуникационных технологий возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Что же мы имеем от участия в олимпиаде?

Если вы с учеником не стали победителем или призером олимпиады, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают.  Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

Поражение – это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому.

Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Надо оценить свои возможности. Есть время подготовиться, чтобы победить на следующей олимпиаде!

И не надо забывать о том, что участие в олимпиаде – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам

Долгожданную победу! Если ученик стал победителем или призером олимпиады, похвалите его.  Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Свою статью мне хочется закончить  следующими словами: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное – верьте и действуйте».


Библиографический список
  1. М.А. Бочко, С.В. Солодовникова. Методические рекомендации по организации деятельности педагога по выявлению и организации подготовки обучающихся к участию в школьном этапе предметных олимпиад; БелИРО. – Белгород, 2019. – 55 с.
  2. Королева Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций / Исследовательская работа школьников. 2010.№1.
  3. «Одаренные дети – приоритетное направление развития современного образования»: Сборник материалов семинара. Сыктывкар: ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО», 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кибиткина Виктория Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация