РОЛЬ ВОРОНЕЖСКИХ ТАЛАГАЕВ В ОСВОЕНИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НИЖНЕГО ПРИСУРЬЯ

Егоров Вадим Валерьевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 им. Николая Алексеевича Зайцева»
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Аннотация
Статья посвящена изучению роли группы воронежских талагаев, поселившихся в XVII веке в северо-западном Нижнем Присурье. Северо-западные территории Нижнего Присурья географически соответствуют Курмышскому уезду Казанского дворца (ныне Пильнинскому району Нижегородской области). Особое внимание в статье уделяется взаимодействию талагаев с представителями других групп населения. Анализируется роль талагаев в защите местного населения от нападений кочевников, внутренних беспорядков и измен. Талагаи обеспечивали охрану русской государственности на локальном уровне. Скорее всего, талагаи основали в крае с. Медяна. Роль воронежских талагаев в освоении северо-западных территорий Нижнего Присурья и особенности проживания талагаев на этих территориях в настоящей статье изучаются впервые.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров В.В. Роль воронежских талагаев в освоении северо-западных территорий Нижнего Присурья // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/101039 (дата обращения: 21.04.2024).

Начало широкомасштабного освоения русскими территорий Нижнего Присурья было связано с походом Ивана IV Грозного на Казань в 1552 г. До этого времени нижнеприсурские территории, преимущественно заселённые эрзянской мордвой, постепенно осваивались сначала вятичами, а затем выходцами из Нижегородского края.

Отношения между народами складывались преимущественно мирно. Эрзяне активно ассимилировались в русской среде.

Ситуация осложнилась в Смутное время. Российское государство боролось за выживание с поляками, литовцами и другими противниками нашей страны той эпохи. В этот период, как отмечает Л.А. Муравьёва, «Россия оказалась на грани фактического распада и разрушения государственности» [1, c. 84].

Ранее присоединённые к стране юго-восточные территории, в частности, Присурье, стали постепенно выходить из-под контроля русской государственной власти.

Проблема заключалась ещё и в том, что присурские земли были удалены от крупных поволжских центров: Нижнего Новгорода, Казани и др.

Пришедшим к власти Романовым необходимо было немедленно исправить ситуацию. Чтобы не допустить окончательного развала государства, новая власть должна была укрепить недавно присоединённые территории. Представляется, что этот вопрос в северо-западном Нижнем Присурье был решён при помощи переселения служивых людей – талагаев из воронежских земель.

Выбор талагаев в качестве защитников русского государства на локальном уровне был связан с тем, что эта субэтническая группа русского народа имела большой опыт взаимодействия с кочевниками, финно-угорским населением и другими группами неславянского населения в Воронежском крае.

Журналист Ю. Голубь со слов воронежского краеведа Н. Сапелкина указывает, что талагаи положили начало такой социальной группе, как «однодворцы» или «дети боярские». Служилые люди, они были второй или третьей линией защиты от прорвавшихся кочевников. Жили только на правой, самой опасной –  крымской – стороне Дона, по которой совершали свои походы татары [2]. Скорее всего, талагаи были потомками вятичей.

Профессор А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачева указывают, что в Воронежской губернии талагаи (талагайщина) проживали в Нижнедевицком (села Новая Ольшанка, Верхнее и Нижнее Турово, Вязноватовка) и Коротоякском (Мастюгино, Оськино, Платава, Россошки, Краснолипье) уездах. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе) [3, c. 89].

Талагаи были переселены в северо-западное Нижнее Присурье из Воронежского края. Представляется, что именно они в XVII в. основали в Курмышском уезде Казанского дворца с. Медяна. Подтверждается это тем, что северная нагорная часть села, где были построены первые в селе дома, в народе до сих пор называется Талагаями.

Краевед В.И. Мельникова отмечает, что новые поселенцы в крае селились военными сторожевыми постами, устраивая в скрытых потайных местах маленькие поселения для наблюдения за кочевниками и местным населением. Под прикрытием этих постов по берегам (рек – В.Е.) Суры, Медянки и Пьяны стали возникать селенья земледельцев, рыболовов, охотников [4, c. 6].

Село Медяна, располагавшееся на холме, было отличным наблюдательным пунктом, из которого талагаи следили за округой.

В.С. Бузин и С.Б. Егоров отмечают, что с субэтносами заокских территорий происходила статусная трансформация. Например, талагаи из служивого населения стали особой категорией однодворцев –  государственных крестьян [5, c. 317].

С этим утверждением сложно не согласиться. Действительно, с течением времени российская государственная власть укреплялась, всё более сглаживались противоречия между народами, населявшими российские территории, развивалась экономика, в результате чего роль талагаев, как служивого сословия, была исполнена, и государству стало проще перевести талагаев в крестьянское сословие.

В Медяне талагаи были переведены в статус крепостных крестьян. Как отмечает В.И. Мельникова, ещё до переписи 1624 г. село значилось как многопоместное. К 1861 г. в селе было 16 помещиков [4, c. 6].

Скорее всего, отвыкание талагаев от старого статуса было длительным, и они долгое время сохраняли в поведении черты служивого сословия.

Большой интерес вызывает происхождение слова «талагаи». Этнограф и фольклорист, специалист по культуре славян Д.К. Зеленин отмечал, что «Воронежские однодворцы слывут у местных жителей неоднодворцев под полубранными именами «талагаев», «щекунов», «галманов» [6, c. 77], [7].

Скорее всего, это служивое население получило эти прозвища ещё до перехода в статус однодворцев.

В Рузском уезде (Московской губ. – В.Е.), на родине тех цуканов [8], которые окрестили воронежских однодворцев именем талагаи, это название употреблялось в общем значении упрямцев, своенравных людей [6, c. 77].

Не исключено, что сущ. мн. ч. «талагаи» было производным от глагола «талдычить» – повторять, твердить одно и тоже [9]. То есть талагаи – это люди, которые упрямо талдычили.

Медянским талагаям были присущи манеры в шутливой форме несколько раз подряд повторять одни и те же фразы и искажать слова (например, вместо «вишня» – «вишка», вместо «бриться» – «броться», вместо «тебя» – «тия», «тебе» – «тие» и др.).

Д.К. Зеленин считал версии о происхождении слова «талагаи» от манеры картаво говорить – «талакать», «талалакать» и от названия мордовской женской рубахи «талагай» неправдоподобными [10, c. 11].

Действительно, картавости в речи медянских талагаев, являвшихся носителями древних традиций своих предков, не наблюдалось. Скорее всего, манера картавить не была присуща и воронежским талагаям.

Не исключено, что слово «талагаи» может происходить от слова «тегиляй». Так на Руси назывался кафтан со стоячим воротом [11, c. 406].

Талагаи уделяли большое внимание народному костюму. Среди медянских талагаев была распространена фамилия Платцев. Скорее всего, эта фамилия происходила от др.-рус. слова «платец» – большой платок.

Историк Н.И. Лебедева отмечала, что у щекунов Нижнедвицкого уезда прослеживались реликты местной домонгольской одежды и обуви (чёрные шушпаны, нагрудники-пузатки, шерстяные чёрные оборы) [12, c. 264]. Талагаи смогли сохранить черты народного костюма древнерусской эпохи. Это вновь подтверждает большое значение народного костюма для талагаев.

Профессор А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачева полагают, что особенности однодворческого костюма связаны по своему происхождению с Подмосковьем, откуда в своё время как раз и переселялось служилое население в южные районы в том числе – на территорию Воронежского края [3, с. 94].

Во времена золотоордынского господства на Руси территория московского края, защищённая лесами, не подвергалась такому сильному опустошению как другие русские земли. Поэтому русские обычаи и традиции долгое время сохранялись в московском крае лучше, чем во многих других областях нашей страны. Поэтому талагаи были хранителями многих древнерусских обычаев и традиций.

Возможно, происхождение слова «талагаи» связано с сортом муки толокно. В.С. Бузин и С.Б. Егоров указывают, что талагаи имели светлые волосы и плотное телосложение [5, с. 335]. На Руси, со времён язычества, была распространена манера называть людей по их внешнему виду. Например, языческое имя княгини Ольги Прекраса было связано с её особо привлекательной внешностью, а древлянский князь Мал отличался низким ростом. Таким образом, прозвище талагаи вполне могло свидетельствовать о телесной полноте этих людей.

Скорее всего, второе прозвище талагаев – щекуны было связано с плотным телосложением талагаев.

Постепенно с. Медяна расширялось. Оно включило в себя эрзянское село Чукалы (в наст. время юго-восточная часть с. Медяны).

Население северо-западных территорий Нижнего Присурья пополнялось за счёт выходцев из других русских земель. В.И. Мельникова отмечает, что поселенцами в крае были беглые крестьяне из центральных областей русского государства, бежавшие от непосильной эксплуатации помещиков, от обнищания и разорения [4, c. 6].

Таким образом, в Медяне жили не только талагаи, но и представители других групп населения.

В настоящее время с. Медяна входит в состав Пильнинского района Нижегородской области. В речи медянцев присутствуют слова, не присущие нижегородскому диалекту. Так, например, синонимом слова «возвышенность» является слово «изволок» [13], скорее характерное для донского диалекта русского языка.

Наличие этого слова в местном наречии связано с тем, что, как указывает Ю. Голубь, соседями талагаев на воронежской земле были донские казаки [2].

В речи медянцев слово «загудать» означает заболевать. В селе говорили: «Ох, как у меня голова сегодня загудает». В симбирском диалекте русского языка «загудать» означало «обветрить». Например, губы загудали, обветрили от солнца и ветра [14, c. 510].

Связь местного наречия с симбирским диалектом русского языка произошла от того, что с 1781 г. до 1921 г. с. Медяна входило в состав Курмышского уезда Симбирской губернии.

На момент переселения из Воронежского края в XVII в. талагаи вряд ли долгое время воспринимались местными русскими жителями края как чужаки, т.к. были великороссами и коммуницировали на русском языке.

Название северной (нагорной) части с. Медяна – Талагаи служило одновременно топонимом и этнонимом. Русскому языку долгое время была присуща двойственность подобных понятий. Например, слова «Русь», «Литва» означали как этническую, так и территориально-географическую составляющие. Мы до сих пор говорим: «поехал в Литву», подразумевая поехал на литовскую территорию и одновременно поехал к литовцам (др.-рус. литве), как к народу. Или, например, выражение «Это происходило на Руси» использовалось в значении, определённого события, которое происходило на русской земле и у русских. Подобно этому в Медяне говорили: «Я пойду в талагаи». Подразумевалось пойти на территорию, населённую талагаями, и к талагаям. Хотя в настоящее время значение талагаев как этнонима в Пильнинском районе Нижегородской области утрачено.

Профессор Л.Н. Чижикова отмечает, что в 1980-е годы в Воронежской области наименование «щекуны» сохранилось лишь в памяти старшего поколения [15, c. 40].

В чём заключалась причина обособленности талагаев от других групп русского населения? С точки зрения О.Ю. Титовой, различия между социальными группами русского населения в названиях (самоназваниях), диалектических и этнографических особенностях возникли на основе сословной обособленности однодворцев. Отдельные локально-исторические группы южнорусского населения по своему происхождению связаны с древним домонгольским славянским населением IX–XII вв. [16, c. 12].

С этим утверждением сложно не согласиться. Действительно, талагаи являлись своеобразными носителями отголосков древнерусской культуры и миропонимания.

Роль воронежских талагаев в освоении северо-западных территорий Нижнего Присурья велика. Переселившись в Присурье из Воронежской губернии, талагаи увеличили русское население края. Они основали с. Медяна, которое стало одним из крупнейших сёл. В период, когда в крае было неспокойно, талагаи обеспечивали порядок и безопасность, поддерживали русскую власть. Талагайское население выступало гранатом русской государственности на локальном уровне. Талагаи охраняли местное население от вторжений кочевников, внутренних беспорядков и измен. Постепенно укреплялись связи талагаев с местными жителями. Так, что уже очень скоро талагаи стали естественной частью населения края.

В повседневной жизни медянских талагаев и их потомков отличали храбрость, трудолюбие, любовь к порядку и стремление к социальной справедливости. Они проявляли щедрость. Заботились о вдовах и сиротах.


Библиографический список
  1. Муравьева Л.А. Смутное время в России: причины, этапы, последствия // Финансы и кредит. 2004. № 27(165). С. 76–85.
  2. Голубь Ю. Талагаи, хохлы и цуканы. Кем были предки современных воронежцев? URL: https://chr.aif.ru/society/history/talagai_hohly_i_cukany_kto_byli_predkami_sovremennyh_voronezhcev
  3. Винников А.З., Дынин В.И., Толкачева С.П. Локально-этнические группы в составе южнорусского населения Воронежского края // Вестник Воронежского государственного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 2. C. 87–96.
  4. История, легенды, люди Медянского края; ред.-сост. В.И. Мельникова. Сергач: ОАО «Сергачская типография», 1999. 201 с.
  5. Бузин В.С., Егоров С.Б. Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации // Историческая этнография: малые этнические и этнографические группы: сб. ст.; под ред. В.А. Козьмина. СПб.: Новая Альтернативная Полиграфия, 2008. С. 308–346.
  6. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненёбных согласных в связи с течением позднейшей великорусской колонизации. СПб.: Тип. А.В. Орлова, 1913. 544 с.
  7. Народная молва о талагаях, как о грубых и невежественных людях (галманах) является грубым обобщением, стереотипом. Скорее всего, этот стереотип восходил к отождествлению крестьян-талагаев с их предками, служивыми людьми. Как и любой другой стереотип вряд ли это мнение о талагаях разделялось абсолютно всеми представителями других групп населения.
  8. Цуканы (также цекуны, рычи) – субэтнические группы русских, населявшие южные районы европейской части России – ряд уездов Воронежской, Курской, Орловской, Саратовской и других губерний (См.: Sinonim.org. Качественный поиск. Цуканы – это…Значение слова цуканы. URL: https://sinonim.org/t/%D1%86%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B#:~:text=%D0%A6%D1%83%D0%BA%D0%B0%CC%81%D0%BD%D1%8B%20(%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%8B%2C%20%D1%86%D1%83%CC%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B%2C%20%D1%86%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B%CC%81%2C,%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D1%8E%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8).
  9. Толковый словарь русского языка. С.Ю. Ожегов, Н.Ю. Шведова. URL: https://ozhegov.info/slovar/?q=%D0%A2*&pg=5&ind=N
  10. Талагаи (щекуны) и цуканы (Этнографический очерк Д.К. Зеленина) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1907 г.; сост. под ред. Члена-секретаря Губернского Статистического Комитета Д.Г. Тюменева. Воронеж: Типолит. Губернского правления. С. 1–28.
  11. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 2-е изд. испр. и значит. умноженное по рукоп. авт. СПб.: Изд. книготорговца-типографа М.О. Вольфа, 1882. Т. 4. 704 с.
  12. Лебедева Н.И. Этнографическая характеристика отдельных групп Орловской, Курской и Липецкой областей // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. (Труды ин-та этнографии АН СССР. Т. 57). С. 264 – 265.
  13. Картаслов.ru – Карта слов и выражений русского языка. Значение слова «Изволок». URL: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA
  14. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. М.: В тип. А. Семена, 1863. Ч. 1. 627 с.
  15. Чижикова Л.Н.  Этнокультурная история южнорусского населения // Этнографическое обозрение. 1998. № 5. С. 27–44.
  16. Титова О.Ю. Локальные группы русского населения южнорусской этнографической зоны (к проблеме формирования) // Берегиня: 777. Сова. 2013. № 1(16). С. 6–14.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Егоров Вадим Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация