ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ УМНОЖЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА НА КОРНИ КВАДРАТНЫЕ ИЗ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ С ПОМОЩЬЮ ВЕЕРНОГО ПОСТРОЕНИЯ

Плисова Ника Николаевна

Аннотация
Задача построения по правилам классической геометрии отрезка, длина которого равна длине заданного геометрически отрезка, умноженной на корень квадратный из некоторого целого числа, решена с помощью веерного построения прямоугольных треугольников, по гипотенузам которых определяются искомые длины. При веерном построении каждый последующий прямоугольный треугольник пристраивается к последнему построенному прямоугольному треугольнику. Веерное построение прямоугольных треугольников, по гипотенузам которых определяются искомые длины, является более экономичным способом нахождения искомых длин, чем отдельное построение каждого прямоугольного треугольника.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 01.00.00 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плисова Н.Н. Геометрическое умножение длины отрезка на корни квадратные из целых чисел с помощью веерного построения // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/101038 (дата обращения: 18.04.2024).

В статье автора [1] была поставлена и решена задача построения по правилам классической геометрии отрезка, длина которого равна длине заданного геометрически отрезка, умноженной на корень квадратный из некоторого целого числа. Для нахождения искомой длины последовательно строились прямоугольные треугольники, один катет которых был равен заданному отрезку, а другой катет был равен сначала длине этого отрезка, а затем длины вторых катетов строящихся треугольников определялись по длинам гипотенуз прямоугольных треугольников, построенных перед ними, – по теореме Пифагора.

В дополнение к построениям, выполненным в статье [1], в настоящей статье предлагается веерное построение прямоугольных треугольников, нужных для нахождения искомых длин, при котором каждый последующий прямоугольный треугольник пристраивается к последнему построенному прямоугольному треугольнику. При таком построении обнаруживаются некоторые интересные закономерности.
В классической геометрии все построения выполняются простой линейкой, не имеющей шкалы, и циркулем. Расстояния измеряются раствором циркуля.
Дано: расстояние а, заданное геометрически (Рис. 1).

1. Умножение длины отрезка на корень квадратный из двух.

Задача: построить по правилам классической геометрии отрезок, длина которого равна длине а исходного отрезка, умноженной на корень квадратный из двух.
Сначала строим прямоугольный треугольник с равными катетами длиной а. Берем на плоскости некоторую точку, которую обозначаем через А0; от нее строим отрезок, длина которого равна а, конечную точку обозначаем через А1; расстояние а откладывается циркулем. Из точки А1 восставляем перпендикуляр к отрезку А0А1; порядок построения по правилам классической геометрии перпендикуляра приведен в статье автора [1], поэтому в настоящей работе он не приводится. На перпендикуляре к отрезку А0А1 от точки А1 откладываем расстояние а, конец отрезка обозначаем через А2. Соединяем отрезком точки А0 и А2; этот отрезок является гипотенузой прямоугольного треугольника  (Рис. 1).
По теореме Пифагора (по теореме 8.3. – по нумерации, принятой в [2]), гипотенуза треугольника  равна , то есть отрезок А0А2 является искомым:
 (Т.8.3.).

2. Умножение длины отрезка на корень квадратный из трех.

Задача: построить по правилам классической геометрии отрезок, длина которого равна длине а исходного отрезка, умноженной на корень квадратный из трех.
Для решения этой задачи нужно построить прямоугольный треугольник с катетами, равными а и , гипотенуза которого будет равна . Этот треугольник будем пристраивать к уже построенному треугольнику .
Из точки А2 восставляем перпендикуляр к отрезку А0А2 (Рис. 1). На перпендикуляре к отрезку А0А2 от точки А2 откладываем расстояние а, конец отрезка обозначаем через А3. Соединяем отрезком точки А0 и А3; этот отрезок является гипотенузой прямоугольного треугольника  (Рис. 1).
По теореме Пифагора (по теореме 8.3. – по нумерации, принятой в [2]), гипотенуза треугольника  равна , то есть отрезок А0А3 является искомым:
 (Т.8.3.).

3. Умножение длины отрезка на корень квадратный из четырех.

Задача: построить по правилам классической геометрии отрезок, длина которого равна длине а исходного отрезка, умноженной на корень квадратный из четырех.
Для решения этой задачи в рамках последовательного построения прямоугольных треугольников (вместо простого удвоения исходной длины) нужно построить прямоугольный треугольник с катетами, равными а и , гипотенуза которого будет равна . Этот треугольник будем пристраивать к уже построенному треугольнику .
Из точки А3 восставляем перпендикуляр к отрезку А0А3 (Рис. 1). На перпендикуляре к отрезку А0А3 от точки А3 откладываем расстояние а, конец отрезка обозначаем через А4. Соединяем отрезком точки А0 и А4; этот отрезок является гипотенузой прямоугольного треугольника  (Рис. 1).
По теореме Пифагора, гипотенуза треугольника  равна , то есть отрезок А0А4 является искомым:
 (Т.8.3.).

4. Умножение длины отрезка на корень квадратный из п.

Задача обобщенная: построить по правилам классической геометрии отрезок, длина которого равна длине а исходного отрезка, умноженной на корень квадратный из некоторого числа п, не меньшего 2 и не большего 17.
Прямоугольный треугольник с катетами, равными а и , гипотенуза которого будет равна , будем пристраивать к уже построенному веерным способом треугольнику , где . Гипотенуза А0Ап-1 треугольника , равная , будет являться катетом строящегося треугольника ; второй его катет Ап-1Ап, равный а, строится как перпендикуляр к отрезку А0Ап-1. Соединяем отрезком точки А0 и Ап; отрезок А0Ап является гипотенузой прямоугольного треугольника  (Рис. 1).
По теореме Пифагора, гипотенуза треугольника  равна , то есть отрезок А0Ап является искомым:
 (Т.8.3.), .

5. Некоторые закономерности, касающиеся углов с вершиной в точке А0.

При веерном построении отрезки А0Ап-1 и А0Ап образуют углы с вершиной в точке А0 (Рис. 1); обозначим эти углы через , при этом п не может быть меньше 2 (иначе при принятой нумерации угол не образуется). Величины углов  различны, так как зависят от числа п, и определяются следующим образом:
.
Максимальное число углов и одновременно прямоугольных треугольников в веерном построении, при котором первый и последний треугольники не имеют пересечений (не перекрываются), равно 16; при этом в принятой нумерации последняя точка Ап является 17-ой: . Сумма всех 16-ти углов  немного меньше 2π.
Выводы. Задача построения по правилам классической геометрии отрезка, длина которого равна длине заданного геометрически отрезка, умноженной на корень квадратный из некоторого целого числа, решена с помощью веерного построения прямоугольных треугольников, по гипотенузам которых определяются искомые длины. При веерном построении каждый последующий прямоугольный треугольник пристраивается к последнему построенному прямоугольному треугольнику. Треугольников и соответственно углов с общей вершиной без их пересечения при веерном построении может быть не больше 16, что является эмпирическим фактом. Веерное построение необходимых для определения искомых длин прямоугольных треугольников, является более экономичным способом нахождения искомых длин, чем отдельное построение каждого прямоугольного треугольника.


Библиографический список
  1. Плисова Н.Н. Умножение и деление длины отрезка на корни квадратные в классической геометрии // Современные научные исследования и инновации. 2022, № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/98923
  2. Плисова Н.Н. Основания геометрии с дополнениями. – М.: Эдитус, 2023. – 356 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плисова Ника Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация