Административные правоотношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Для более детального изучения и раскрытия данной темы необходимо рассмотреть особенности административно-правовых отношений. Во-первых, административно-правовые отношения строятся на принципах «власти-подчинения», при которых отсутствует юридическое равенство сторон. Существуют так называемые асимметричные обязанности и прав сторон правоотношений. В то же время, называя административно-правовые отношения властными, не следует сводить административно-правовые отношения к признанию их основанными исключительно на государственном принуждении [1, с. 56]. Характер деятельности государственного управления обуславливает необходимость выявления субъекта управления, то есть той стороны управленческих отношений, регулируемой административным правом, которая в пределах своей компетенции обязана осуществлять государственную власть для защиты общественных (государственных, социальных) интересов, конституционные права и свободы граждан. Присутствие государственного органа в административно-правовых отношениях (как по вертикали, так и по горизонтали) является обязательным [1, с. 56].
Во-вторых, административно-правовые отношения отражают все основные качества, присущие государственному управлению, а также общественные интересы, реализуемые в процессе практической реализации функций органами исполнительной власти и местной администрации. Здесь можно проследить связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с реальным обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью. Таким образом, административно-правовые отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкий простор для своего возникновения, изменения или прекращения (сфера государственного управления). Как отмечалось, сферой государственного управления является сфера практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, действующих от имени этих органов. При этом в его границах часто возникают правоотношения различного рода: финансово-правовые, земельно-правовые, экологические, предпринимательские и даже гражданско-правовые и т. д. Административно-правовые отношения носят организационный характер и возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п., что указывает на прямую связь с реализацией функций исполнительной власти, что в их содержание направлено, прежде всего, на организацию исполнительного процесса [3, с. 43]. Многие споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, до суда в административном порядке. Однако при невозможности разрешения конфликта в административном порядке заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд с требованием о восстановлении законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.
В-третьих, административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами [4, с. 78]. Такими условиями являются юридические факты, то есть обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями настоящей нормы между субъектами управленческой деятельности должны возникнуть определенные правоотношения. Юридическими фактами являются, как правило, законные или противоправные действия, иногда события.
В-четвертых, административные правоотношения носят двусторонний характер: права одного субъекта соответствуют обязанностям другого и наоборот. Оба участника правоотношений в конечном итоге связаны с государством, которое, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует их реализацию. Таким образом, в случае нарушения закона ответственность одной стороны возникает не перед второй стороной правоотношений, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Это объясняется тем, что речь фактически идет о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Большое значение для характеристики правоотношения имеет его состав (структура), под которым понимается его внутренняя структура, представляющая собой совокупность элементов и способ их взаимосвязи. К этим элементам относятся субъекты, содержание правоотношений и их объект [3, с. 67].
Как и все правоотношения, административно-правовые отношения состоят из трех основных элементов: субъекта, объекта и содержания. Важнейшим показателем субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, совокупность которого состоит из прав, прямых обязанностей и ответственности. В данном случае речь идет об административной правоспособности и административной дееспособности. Объектом правоотношения является то, на что затрагивается административное правоотношение. Объектом являются воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере осуществления исполнительной власти. Объектом правоотношений могут быть действия, поведение людей, а также материальные ценности и вещи. Последние иногда называют объектом. Объекты правоотношений, кроме того, можно разделить на непосредственные и более отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений является поведение человека, его действия, поступки. А через управляемые действия (поведение, поступки) происходит опосредованное воздействие (воздействие) как на объекты материального мира, так и на продукты духовного творчества [5,с.89]. Третьим элементом административно-правовых отношений является содержание административного правоотношения, включающее в себя права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их реализации, исполнения, соблюдения или законная защита.
Таким образом, административно-правовые отношения играют особую роль в жизни каждого человека, так как связаны с управленческой деятельностью субъектов, что позволяет данной теме оставаться актуальной и интересной для изучения.
Библиографический список
- Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.
- Кононов П.И. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 341 с.
- Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.
- Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.
- Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., нерераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 519 с.
Количество просмотров публикации: Please wait