ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ СЛАВЯНАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НИЖНЕГО ПРИСУРЬЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Егоров Вадим Валерьевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 им. Николая Алексеевича Зайцева»
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Аннотация
Настоящая статья посвящена освоению славянами северо-западных территорий Нижнего Присурья, географически соответствующих Курмышскому уезду Казанского дворца (позже Пильнинскому району Горьковской области). Отмечается, что постепенно отношения между народами, населяющими эти территории, улучшались. Вырабатывались крепкие экономические, социальные и культурные связи. Заключались межнациональные браки. Особое внимание уделяется вопросам христианизации нерусского населения этого края.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров В.В. Значение освоения славянами северо-западных территорий Нижнего Присурья для развития России // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/11/100958 (дата обращения: 20.04.2024).

Освоение славянами присурских территорий, скорее всего, началось ещё в XII веке. Первыми славянскими поселенцами на этих землях были вятичи. Предположительно они двинулись на эти территории с Оки.

Северо-западная часть Нижнего Присурья ближе всего располагалась к ареалу расселения вятичей. Эти земли, как и приокские территории, были слабо заселены эрзянскими (мордовскими) племенами [1]. Эрзяне в основном были язычниками.

Краевед В.И. Мельникова отмечает, что люди в основном жили по берегам рек Суры, Пьяны и Медянки [2, с. 5].

Ни летописные, ни археологические материалы не содержат прямых указаний на вооружённые столкновения славян с финно-уграми в процессе заселения Волго-Окского междуречья. Поэтому сложилось убеждение в мирном характере славянского колонизационного заселения этой территории. Славяне-земледельцы селились в более сухих возвышенных местах, а финно-угры, занимавшиеся лесными промыслами и железорудным производством –  в низменных [3, c. 15]. Скорее всего, то же самое происходило на присурских территориях.

Ситуация изменилась после нашествия Батыя на Русь и возникновения Золотой Орды. Взаимоотношения русских княжеств и Орды складывались очень сложно.

Историк В.Л. Егоров отмечает, что между Русью и Золотой Ордой возникли буферные зоны, населённые русскими, но управлявшиеся ордынскими администрациями. «Восточнее Рязанского княжества от реки Мокши до Волги тянулся лесной массив, заселенный мордовскими племенами. Монголов мало интересовали территории, покрытые густыми лесами, но, несмотря на это, все мордовское население полностью находилось под контролем Золотой Орды и составляло один из ее северных улусов. В бассейне Волги на протяжении XIII в. граница проходила севернее реки Суры, а в следующем столетии она постепенно смещалась к устью Суры и даже южнее его. Обширный район современной Чувашии в XIII в. полностью находился под властью монголов» [4, c. 5].

Скорее всего, северо-западное Присурье в XIII в. подпало под власть монгольских администраций.

В 1367 г. русское войско под предводительством Дмитрия Константиновича Суздальского и Бориса Константиновича Городецкого разгромило на р. Пьяне, являющейся левым притоком Суры, золотоордынское войско во главе с эмиром Булат-Тимуром. А в 1377 г. объединённое русское войско во главе с суздальско-нижегородским княжичем Иваном Дмитриевичем потерпело поражение от золотоордынцев хана Араб-Шаха Муззафара.

В.И. Мельникова отмечает, что «в XIV веке нижегородские князья обратили внимание на Присурье, сначала с целью защиты своих поселений, а затем для дальнейшего их укрепления. В 1372 г., по свидетельству летописца, князь Борис Константинович поставил себе город на реке Суре и нарёк его именем Курмыш. В 1552 г. русское войско под предводительством Ивана Грозного проходило по Присурью на Казань. Путь его лежал через Пьяну и Медянку на Алатырь. Победоносный поход представил возможность русским воинам более подробно ознакомиться с присурским краем, а в результате чего русские начинают активно заселять эти места» [2, с. 5].

Покончив с игом Золотой Орды русское государство продолжило борьбу с новыми государствами, возникшими на бывш. его территории: Казанским, Сибирским и др. ханствами. Движение Московского государства на Восток было предопределено. Освоение и удержание присурских территорий было важно для формирования плацдарма для дальнейших действий.

Заселением Присурья русские обязаны воле Ивана IV, который организовал поход на Казанское ханство и одержал победу над одним из самых сильных государств того времени.

В том же году на территориях Нижнего Присурья был образован Курмышский уезд Приказа Казанского дворца. В дальнейшем государственная власть сначала включала этот уезд в состав Казанской губернии, а затем передала его в Нижегородскую губернию. В 1780 г. Курмышский уезд был включён в состав Симбирского наместничества. А в 1796 г. власть включила этот уезд в состав Симбирской губернии.

На этих землях русские по древней традиции старались селиться на возвышенной местности. Об этом свидетельствует, например, местоположение села Медяна, возникшего в XVII веке. Расположенное поблизости от него мордовское с. Бакшандино находилось на ровной местности, ближе к лесу.

Постепенно Медяна застраивалась и «спускалась» с холма в юго-восточном направлении так, что скоро соединилось с мордовской деревней Чукалы. Местное население до сих пор называет юго-восточную часть с. Медяна Чукалами. Мордовское население Медяны постепенно полностью русифицировалось.

Ситуация слияния русского населения с мордвой и другими финно-угорскими народами имела место не только в Нижнем Присурье, но и на других территориях.

Профессор М.В. Ломоносов отмечал, что «многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после Славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки Чудской породы, которые по словесным преданиям от Славянского поколения отличаются, забыв употребление своего языка. От сего не токмо многих сёл, но и рек, и городов и целых областей Чудские имена в России, особливо в Восточных и Северных краях, поныне остались. Не малое число Чудских слов в нашем языке общеупотребляется» [5, с. 6].

Кстати, даже само легендарное призвание варягов состоялось именно по воле славянских племенных союзов – словен ильменских и кривичей и финно-угорского племенного союза чуди заволочской. Хотя в то время чудь, скорее всего, уже находилась в процессе ассимиляции в славянской среде.

Процесс русификации мордвы в Нижнем Присурье, скорее всего, начался со времён Ивана Грозного. Очень многие представители мордовского этноса постепенно ассимилировались и стали считать себя русскими.

Некоторые мордовские слова прочно влились в местный диалект русского языка. Например, таковым является слово «чемергесить (от устар. мордовского «чемор» – чёрт), в значении хулиганить, пить, озорничать.

Слово «чемор» сохранилось также в местной топонимике: рядом с Сурой находится болото Чимерка. Фамилия Чимров до сих распространена в крае как среди русских людей, которые скорее всего являются потомками русифицированной мордвы (например, жители с. Медяны), так и среди мордовского населения (например, жители пгт Пильны – выходцы из мордовского села Александровка).

При этом характерно, что в слове «чемор» буква «е» в топонимике и фамилиях меняется на «и». Замены букв в словах свойственны славянам (ещё более распространена замена букв «а» на «о» и наоборот, например, в северных российских провинциях распространено произношение слов на «о», характерное оканье, на юге – на «а», т.н. аканье).

Название реки Сура вряд ли имеет отношение к мордовскому языку или другим языкам нерусских народов нашей страны. Скорее всего, слово «Сура» произошло от древнерусского слова «сурье» – солнце. В пользу этого говорит медно-красный цвет поверхности Суры, связанный с тем, что берега и дно этой реки песчаные.

Что касается русификации мордовского населения, то она происходила следующим образом. На первом её этапе представители финно-угорских и балтийских народов постепенно перенимали у русского населения, живущего с ними по соседству, его культурные особенности. Это было связано с тем, что русские численно значительно превосходили другие народы. Затем происходила христианизация неславянских жителей. Принимая крещение, эти люди получали крестильные имена, распространённые у русских. После провозглашения РПЦ автокефалии, крестить, как русских, так и представителей других народов, начали в т.ч. и славянскими именами. В сёлах крестившихся лиц нерусских национальностей возводили православные храмы. По примеру своих соседей часть язычников переходила в православие. Христианизация была выгодна власти, т.к. управлять людьми одной религии становилось проще. На следующем этапе происходила полная ассимиляция представителей финно-угорских и балтийских народов. Они утрачивали культурные и языковые различия с русскими. Вступали с ними в межнациональные браки. Дети от смешанных браков продолжали родниться с русскими и постепенно забывали о том, что их предки были представителями нерусских народов. Происходила их полная русификация [6].

Следует обратить особое внимание, что, хотя русификация была выгодна власти, однако, вряд ли она могла носить принудительный характер. Нерусское население во многом самостоятельно русифицировалось. Власть создавала для этого хорошие условия.

Главной целью русских пассионариев, заселяющих Присурские территории, был созидательный труд. Традиции русских общин были связаны с сельскохозяйственным циклом и православием. Русские не стремились к насильственному вытеснению нерусских народов из ареалов их обитания. Русские заселяли территории, незанятые малочисленным мордовским населением края.

Постепенно естественным путём возрастала численность не только русского, но и эрзянского населения края. Примечательно, что происходило это именно в период, когда северо-западные территории Нижнего Присурья уже находились под властью российского государства. Так, например, если в 1624 г. в Бакшандине проживало 6 человек в 4 дворах, то в 1721 г. проживало уже 60 человек [7, 8]. Таким образом, население Бакшандино возросло за это время в 10 раз.

Следует учесть, что в те времена Россия неоднократно переживала голод. От голода в равной степени страдало всё население края.

Представляется, что процесс слияния русского народа с финно-угорским населением был частью формирования новой ветви русского народа – великороссов.

Историк Н.И. Костомаров полагал, что во Владимиро-Суздальской Руси изначально сформировалась ветвь русского этноса, в течение последующей истории охватившая все другие народные ветви в русской земле, поглотила многие из них совершенно и слила с собою, а другие ветви подчинила своему влиянию [9, с. 44].

Процесс христанизации территорий Нижнего Присурья сопровождался строительством православных монастырей и храмов.

М. Будников и М. Бурмистров отмечают, что в XVII веке в селе Медяне «располагалась Медянская Николаевская мужская пустынь и Никольский мужской монастырь, которые в 1688 году были пожалованы Нижегородскому Благовещенскому монастырю. В начале XVIII века пустынь была упразднена, монахи перешли служить в мужской монастырь. В ХIX веке на месте исчезнувшего к тому времени Никольского мужского монастыря (он был сожжён медянскими бунтовщиками в 1773 году (жители края приняли участие в восстании Пугачёва – В.Е.) на землях помещика Тельпугова возник Медянский Покровский женский монастырь. Святейший Синод официально утвердил его образование 18 сентября 1877 года. Это был один из самых молодых монастырей во всей имперской России» [10].

Д.С. Мочалов отмечает, что эта «обитель, как и полагалось, должна была стать примером духовной жизни» [11].

Настоящим примером кротости и богобоязненности была игуменья Покровского женского монастыря матушка Ксения, в миру Дарья Егоровна Ольнева. Иерей В. Репьев указывает, что она происходила из небогатой крестьянской семьи с. Пильна Курмышского уезда Симбирской губернии. С детских лет, возненавидев мирскую суету, она стала искать путь правды и спасения. Она познакомилась с духовным сыном преподобного Серафима Саровского о. Аврамием, священником Николаевского женского монастыря г. Арзамаса. Дарья Ольнева и её помощницы лично участвовали в строительстве Покровского монастыря. В строительстве им помогал брат Дарьи Ольневой Василий. О. Аврамий благословил строителей, «помогая им и от себя посильной жертвой» [12, c. 1–7].

О.В. Розина указывает, что практически все крупные женские монастыри были созданы из женской духовной общины, окормляемой духовником-монахом. К таковым, например, можно отнести женский монастырь, основанный Пахомием Великим с 400 сёстрами, Казанскую Свято-Амвросиевскую Шамординскую пустынь, Дивеевскую обитель и другие [13, c. 172].

Таким образом, строительство Покровского женского монастыря происходило на тех же духовных началах, что и строительство крупных обителей.

В русских и мордовских сёлах края в разное время были возведены православные храмы. Например, в с. Медяна, помимо Покровского женского монастыря, существовали Николаевская и Рождественская церкви, в селе Калиновка – Вознесенская церковь, в с. Каменка – Иоанно-Богословская церковь, в с. Наваты – Казанская церковь [14, л. 1–69], [15, л. 1–28], [16, л. 1–16], [17, л. 1–11], [18, л. 1–6] и т.д.

Вследствие гонений советской власти на Русскую Православную Церковь большинство этих храмов было ликвидировано советами. Такая судьба постигла также Покровский женский монастырь в с. Медяне [19, л. 5].

4 июля 1929 г. большая часть территорий Курмышского уезда Симбирской губернии вошли в состав Пильнинского района Арзамасского округа Нижегородской области РСФСР (с 15 июля того же года – в Нижегородский край). В 1932 г. Нижегородский край был переименован в Горьковский край. А в 1936 г. этот край был преобразован в Горьковскую область. Пильнинский район всегда оставался в составе этих административно-территориальных единиц.

Большое культурное разнообразие в крае вносили татары-мишари, исповедовавшие ислам. Татарскими деревнями в крае были Петряксы и Собачий остров (в 1940 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР эта деревня была переименована в Красную горку) [20].

Скорее всего, большинство татар края являются потомками тюркизировавшихся представителей мордовских племён. Процесс тюркизации был связан с длительным владычеством Золотой Орды над северо-западными территориями Нижнего Присурья и их населением. Местные татары в основном исповедуют ислам.

Освоение славянами территорий северо-западного Присурья происходило преимущественно мирным путём. Русские сёла возникали рядом с эрзянскими. Например, русское село Медяна возникло рядом с мордовскими деревнями Бакшандино и Чукалы, другое русское село Каменка – рядом с мордовским селом Александровской. При этом этимология слова «Александровка» вряд ли связана с мордовским языком, и скорее указывает на связь этого названия с Русским Православием. Постепенно взаимоотношения между народами, населяющими этот край, всё более улучшались. Возникали тесные экономические и культурные связи. Заключались межнациональные браки. Большую созидательную роль имело православие, скрепляющее единство всех христиан края.

Присоединение к России северо-западных присурских территорий привело к увеличению населения нашей страны за счёт местного населения. Скорее всего, эти территории были включены в состав России одними из первых. Отсюда происходило дальнейшее освоение присурских земель. Постепенное овладение присурскими территориями улучшило связи с более южными землями. Сура является важной водной артерией, правым притоком Волги. Освоение этих территорий способствовало присоединению к России приволжских земель.


Библиографический список
  1. Мордва относится к этноязыковой общности народов, говорящих на финно-угорских языках.
  2. История, легенды, люди Медянского края; ред.-сост. В.И. Мельникова. Сергач: ОАО «Сергачская типография», 1999. 201 с.
  3. Русские: монография; отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. М.: Наука, 1999. 725 с.
  4. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М.: Знание, 1990. 64 с.
  5. Ломоносов М.В. Древняя российская история: от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочинённая Михаилом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и Королевской шведской академии наук. СПб.: При императорской академии наук, 1766. 140 с.
  6. Егоров В.В. К вопросу происхождения восточных и западных славян // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2021/11/47295
  7. Материалы для историко-географического словаря мордовских селений Алатырского уезда. URL:  http://archeo73.ru/Russian/20vek/geraclitov/cniga.htm
  8. В то время территория бывш. Курмышского уезда была станом (частью) Алатырской провинции в составе Нижегородской губернии.
  9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Изд-во «Э». 2016. 1024 с.
  10. Будников М., Бурмистров М. Медянский Покровский женский монастырь. Дать понять. Сайт Галины Филимоновой. URL: http://www.gttp.ru/text/259.html
  11. Мочалов Д.С. Материалы малоизвестных монастырей Нижегородской епархии в фондах ГУ ЦАНО. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-maloizvestnyh-monastyrey-nizhegorodskoy-eparhii-v-fondah-gu-tsano/viewer
  12. Иерей В. Репьев. Краткое сказание об основании женского Покровского монастыря при селе Медяне Курмышского уезда и его основателях // Симбирские епархиальные ведомости за 1904 г. 1–27 с.
  13. Розина О.В. Женское монашество в духовной жизни России (конец XVIII–XIX вв.) // Девятнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, проводимой в рамках XVIII Международных научно-образовательных знаменских чтений «Духовные и светские основы в российском социокультурном пространстве». Курск, 2002. С. 170–178.
  14. Государственный архив Нижегородской области г. Арзамас (ГАНО. г. Арзамас). Ф. Р-481. Оп. 2. Д. 21. Л. 1–69.
  15. ГАНО. г. Арзамас. Ф. Р-481. Оп. 2. Д. 22. Л. 1–28.
  16. ГАНО. г. Арзамас. Ф. Р-481. Оп. 2. Д. 18. Л. 1–16.
  17. ГАНО. г. Арзамас. Ф. Р-481. Оп. 2. Д. 19. Л. 1–11.
  18. ГАНО. г. Арзамас. Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 14. Л. 1–6.
  19. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 109. Л. 5.
  20. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1940 г.  «О переименовании отдельных населённых пунктов и сельских советов Горьковской области». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=41831#f3WUpoTqWuzKoSe51


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Егоров Вадим Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация