К нарушениям опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) относится детский церебральный паралич (далее – ДЦП), который составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Для детей с данным нарушением характерны специфические отклонения в психическом, речевом, физическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей:
1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития;
2) выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный и близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость.
К особенностям образовательных потребностей обучающихся с НОДА относятся
Главной целью обучения детей с НОДА в начальной школе является обеспечение их навыками грамотного чтения, письма и общения на русском языке, для успешного развития коммуникативных и когнитивных способностей.
Из-за специфики заболевания особые трудности дети с НОДА испытывают при изучении русского языка.
Усвоение грамматических форм и категорий языка проходит медленно и с нарушениями. Дети с НОДА затрудняются употреблять какие-либо грамматические формы и нарушают всю структуру предложения. Это выражается в том, что дети могут пропускать второстепенные члены предложения, предлоги или нарушать порядок слов в предложениях.
Часто отмечаются нарушения письменной речи – дисграфия и дислексия. Они возникают из-за недостаточных зрительных впечатлений и несформированности оптико-пространственного гнозиса. При письме дети пропускают буквы и слоги, смешивают и заменяют согласные. Также у учащихся может наблюдаться так называемое зеркальное письмо, или оптико-пространственная дисграфия. Это нарушение обычно наблюдается при поражении правых конечностей.
Есть категория учащихся, которые не понимают лексическое значение слова и поэтому заменяют одно слово на другое, которое может совпадать с ним по значению. Такие дети затрудняются в объяснении смысла многозначных слов.
Для успешной корректировки и формирования грамматических навыков и умений, необходимо подходить к обучению детей с НОДА комплексно, т.е. учитывать и речевое, и интеллектуальное развитие учащихся, степень поражения, выбирая соответствующие формы и методы работы.
Например, если у ребенка испытывает трудности узнавания графического изображения букв, путает буквы Б-Д, Т-П; Т-П, И-У, И-Ц т.д., то используются такие виды работ:
- Ассоциация графического изображения буква с предметом.
Нахождение общих и различных элементов букв, соотнесение букв. - Развитие пространственных представлений. Это беседа по
сюжетным картинкам (определение положения того или иного предмета). Работа с различного вида таблицами (клетка с птичкой). Выполнение действий с предметами (положить в парту, под книгу, около тетради и т.д.), - Формирование словообразовательной функции. Работа с разрезными частями слова
ОТ РЕЗ А Л
Подставляя различные части к корню, дети образуют новые слова. Работа по таблицам.
УС УСЫ УСИКИ УСИЩИ (дан рисунок к каждому слову).
4. Развитие лексико-грамматического строя языка. Рассыпанные
слова, деформированные предложения, рассказы.
Если ребенок испытывает трудности в словообразовании, синтаксическом оформлении высказывания, то с ним проводится лексическая и лексико-грамматическая работа.
1. Работа с синонимами, антонимами. Сравнение словосочетаний.
2. Развитие словообразовательной функции:
- вербальное обобщения (пересказ, рассказ);
- зрительный анализ состава слова;
- определение сильной и слабой позиции.
3. Работа над звукобуквенным составом слова.
Если ребенок слабо дифференцирует сходные по звучанию согласные (парные, ц-с и т.д.), затрудняется в постановке ударения, в выделении сильных и слабых позиций, то применяются следующие формы работы:
- Чтение первого и последнего слова в строке (или буквы в слове).
- Слуховые диктанты.
- Работа с частями слова.
- Составление рассказов, пересказ текста с помощью пиктограмм.
У младших школьников с НОДА на первом месте остается игра, поэтому эффективно применять такие методы как пескотерапия. Учащиеся выполняют задания, связанных с программным материалом, например, направленных на формирование языкового анализа, синтеза («Собери слово из найденных в песке букв», «Выложи схему слова, предложения»). Детям с нарушением моторики дается возможность получить наиболее полно тактильные ощущения, соприкоснуться с природным материалом. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Так же как одним из способов развития мелкой моторики для калиграфически грамотного письма перед традиционной минуткой чистописания практически на каждом уроке можно проводить разминку для кистей рук с применением пластических материалов (пластилин, тесто, глина).
Во время урока традиционная физкультминутка чередуется с работой у дефектологических досок с целью релаксации кистей рук.
Для формирования навыков каллиграфически правильного письма можно использовать 3D ручку – инструмент, способный рисовать в воздухе. Рисование ручкой прямо в воздухе развивает пространственное мышление, моторику и воображение. Использование 3D ручки на уроках письма помогает ребенку с нарушениями двигательных функций рук и тремором пошагово перейти к использованию шариковой ручки при письме. 3D ручка достаточно большого размера и не требует нажима, поэтому у первоклассника легче сформировать правильный захват ручки и развить навык письма элементов букв не на бумаге, а в воздухе. Второй шаг в развитие каллиграфических навыков – это письмо элементов букв при помощи маркера на интерактивной доске на нелинованной плоскости. В работу включается зрительная память, и только потом начинается письмо обычной ручкой на разлинованном листе или в тетради. При использовании 3D ручка одновременно игрушка и инструмент.
3D-ручка – это революционный инструмент, который позволяет в игровой форме формировать у детей
Как правило, из-за возникающих у ребенка с НОДА трудностей в процессе обучения, связанных с его физическими недостатками, возникает проблема угасания учебной мотивации или ее отсутствие. Тогда весомым подспорьем в активизации учебной деятельности на уроках становится интерактивный глобус, который применяется на интегрированных уроках, например, таких как русский язык и география в старших классах, литературное чтение и окружающий мир в начальной школе, уроках- путешествиях. При помощи этой интерактивной модели юные путешественники могут изучать русский язык, в игровой форме составлять небольшие рассказы-описания, учиться грамотно формулировать вопросы. Давать полные на них ответы.
Занятия можно совмещать с прослушиванием аудиоматериалов, используя встроенный динамик глобуса, динамик «умной» ручки или подключаемые к ней наушники. Глобус можно использовать как во фронтальной, так и в индивидуальной работе.
Перспективным обучающим комплексом считается система Multikid. Большинство заданий программы могут быть настроены в зависимости от возраста, потребностей, а также особенностей учебной программы. В процессе обучения русскому языку и развитию речи применяется дедуктивный способ подачи информации. В системе органично соединена как традиционная подготовка детей на основе дидактических материалов, так и инновационная компьютерная программа, которую можно использовать на уроке:
- наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, задания с опорой на образцы;
- применять наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал;
- проводить занятия в группе, что способствует включению ребенка в совместную деятельность со сверстниками, что особенно важно для становления самосознания и процесса социализации детей
- проводить фронтальную работу на уроке.
Образовательный и воспитательный процесс становится трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна сформировавшаяся между ними среда.
В рамках и индивидуального подхода в решении педагогических задач при изучении русского языка используют:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- подбор индивидуального комплекта прописей;
- установление границ задания;
- корректировка объема заданий (сокращение объема заданий или замена его другим без потери содержания);
- включение в урок коррекционно-развивающих упражнений, направленных на компенсацию дефицитов обучающихся;
- «минутки чистописания».
Таким образом, комплексное применение вышеперечисленных методов и форм работы способствуют успешной реализации коррекционно-развивающего обучения младших школьников с НОДА.
Библиографический список
- Бордовская Н. В., Педагогика: учебник для вузов Н. В. Бордовская. – СПб: Издво «Питер», 2000. – 123 с.
- Глухов В. П. Психолингвистика: учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов‒ практиков. – М.: В. Секачев, 2014. – 354 с.
- Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев и др. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов и унтов/ С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.- 256 с.
- Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2007. – 290 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М: Просвещение, 1982. – 160 с.
- Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие / Н. И. Хромов. – 2е изд. – М.: