КИТАЙСКО-ПАКИСТАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР: ЦЕЛИ ВЫГОДЫ КИТАЯ И ПАКИСТАНА

Беляева Юлия Алексеевна1, Шишкина Алина Михайловна1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, студентка 2 курса магистратуры

Аннотация
В данной статье рассматриваются цели и выгоды Китая и Пакистана от создания Китайско-пакистанского экономического коридора. В статье указана не только экономическая составляющая вопроса, но и другие сферы, которые выгодно развивать каждой из сторон.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Беляева Ю.А., Шишкина А.М. Китайско-пакистанский экономический коридор: цели выгоды Китая и Пакистана // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/10/100898 (дата обращения: 20.04.2024).

Теплые отношения между КНР и Пакистаном сохраняются еще со второй половины 20 века. В связи с амбициями Китая достичь высот на мировой арене в различных сферах, в том числе экономической, правительство решило расширить сотрудничество с Пакистаном. Стратегическое расположение Пакистана выделяет его среди других претендентов, которыми заинтересован Китай. Основными причинами являются доступ к теплым водам и возможность обеспечения транспортировки китайской продукции на международный рынок. По этим причинам Китай еще в 2013 году выдвинул идею «Один пояс – один путь, а 20 апреля 2015 года было заключено соглашение о создании Китайско-пакистанского экономического коридора. Эту инициативу поддержали многие члены торгово-промышленных палат Пакистана, собравшись в 2016 году Бхурбане [1]. Были высказаны множество требований для выгодного функционирования Китайско-пакистанского коридора для Пакистана. В том числе, был назначен ответственный орган – секретариат Китайско-пакистанского экономического коридора [2].

Вышеупомянутое соглашение не только укрепило уже существующие китайско-пакистанские отношения, но и дало множество преимуществ как для Китая, так и для Пакистана. Китайско-пакистанский экономический коридор (далее КПЭК) для Китая способствует:

  • сокращению цепочки поставок, которые сейчас идут в основном через Тихий и Индийский океаны [3];
  • модернизации и развитию отстающих северо-западных регионов Китая, отвлечение народа от сепаратистских идей;
  • расширению торгово-энергетических связей со странами Африки и Ближнего Востока для диверсификации поставщиков энергоресурсов;
  • развитию горнодобывающего, энергетического и нефтегазового сектора. В частности, большой упор идет на развитие морского порта Гвадар, который обеспечит Китаю выход к Ормузскому проливу, где содержится больше половины мировых запасов нефти;
  • расширению влияния на Ближнем Востоке путем закрепления в Индийском океане.

Таким образом, мы видим, что причины сводятся не только к внешнеэкономическим проблемам, но и к внутренним проблемам энергетической и экономической безопасности. А что насчет Пакистана? Здесь роль играют несколько факторов.

Во-первых, промышленный сектор нуждается в толчке, который помог бы преодолеть дефицит энергии и стать основой для модернизации отрасли промышленности. КПЭК, как это выгодно Пакистану, как раз таки ориентирован на энергетическую отрасль, включающую тепловые и угольные электростанции, гидроэлектростанции, а также атомную энергетику. Кроме того, это не только послужит созданию рабочих мест, но и будет способствовать развитию местных технологий производства. Поток иностранных инвестиций значительно ускорит восстановление экономики Пакистана, которая после 2007 года пришла в упадок.

Во-вторых, создание китайско-пакистанского экономического коридора открыло возможность для улучшения инфраструктуры Пакистана. Недостаточно развитая инфраструктура во многих аспектах препятствует развитию национальной экономики страны, в особенности после начала войны с терроризмом. В начале 21 века, с началом волны террора, Пакистан не только потерпел сокращение полученного иностранного капитала, но и понес расходы на войну с терроризмом в объеме, превышающем полученную помощь от США[4]. Участие в китайско-пакистанском экономическом коридоре еще и влечет за собой решение не только экономических проблем (в долгосрочных перспективах), но и решение проблемы безопасности.

В-третьих, еще одной положительной чертов в рамках КПЭК является создание морского порта Гвадар на территории Пакистана. На данный момент, порт является одним из трех самых крупных морских портов в стране. При этом, он конкурирует с иранским портом Чабахар, портом Омана и Дубая. Через порт Гвадар и через китайско-пакистанский экономический коридор Пакистан получает возможность расширять свои геополитические и геостратегические цели [5].

Мы видим, что и Китай и Пакистан в равной степени заинтересованы в успешном функционировании Китайско-пакистанского коридора. У каждой из стран имеются свои причины, которые тесно переплетаются в процессе реализации проектов на территории КПЭК.


Библиографический список
  1. Ahmad, Israr. Business community reiterate backing for CPEC project. The Nation: website. – URL: https://www.nation.com.pk/20-Jan-2016/business-community-reiterate-backing-for-cpec-project (дата обращения: 13.10.2023). – Текст: электронный.
  2. CPEC Secretariat: website. – URL: https://cpec.gov.pk/ (дата обращения: 13.10.2023). – Текст: электронный.
  3. Ali Jan Maqsood. Gwadar and development? Pakistan today: website. – URL: https://www.pakistantoday.com.pk/2022/09/15/gwadar-and-development/ (дата обращения: 13.10.2023). – Текст: электронный.
  4. Hyder, Shabir & Akram, Naeem & Padda, Ihtsham. Impact of Terrorism on Economic Development in Pakistan. Pakistan Business Review. – (2015). – V. 16. – pp. 704-722.
  5. Khan, Manzoor & Khalid, Iram. The Politics of Interdependence: A Case of China- Pakistan Economic Corridor. – 2020 – p. 662


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Беляева Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация