УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Неизвестных Виктория Валерьевна
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из самых динамично развивающихся сфер государственного управления. С 2013 г. было принято более 50 федеральных законов, которые вносили изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, и более 100 подзаконных актов.
Существенные изменения в законодательство о контрактной системе, связанные с требованиями реализации национальных проектов, были внесены в 2019 г. Очевидно, что нормы нормативного правового регулирования государственных и муниципальных закупок требуют систематизации, критического взгляда и выработки дальнейших направлений совершенствования. С этой целью в статье рассматриваются новации Федерального закона № 44-ФЗ и его подзаконных актов во взаимосвязи и развитии и предлагаются направления его дальнейшего совершенствования. Результаты исследования показали, что сложившаяся система государственных и муниципальных закупок не в полной мере отвечает требованиям эффективности, является не очень комфортной для организаций коммерческого сектора экономики России, требует дальнейшей процедурной и кадровой оптимизации.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неизвестных В.В. Управление системой государственных и муниципальных закупок // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/10/100853 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель
Ляшенко Е.А.
доцент, кандидат экономических наук

На сегодняшний день задача обеспечения эффективности государственных закупок является первостепенной, так как объемы государственных закупок занимают значительную долю в хозяйственном обороте. Государственный заказ представляет собой организационно, экономически и юридически сложный процесс, который регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках).

Целью данного исследования является анализ совершенствования управления системы государственных и муниципальных закупок.

Задачи:

- определить понятие и сущность муниципальных закупок;

- провести анализ мер совершенствования управления системы государственных и муниципальных закупок.;

- дать оценку эффективности совершенствования управления системы государственных и муниципальных закупок.;

- выделить проблемы при проведении государственных и муниципальных закупок;

- разработка мероприятий по повышению эффективности проведения закупок.

В качестве объекта исследования выступают государственные и муниципальные закупки.

Предметом исследования является организационно-правовые и социально-экономические отношения, возникающие в процессах управления закупками продукции для государственных и муниципальных нужд.

В современных условиях государственные и муниципальные закупки являются приоритетной сферой, в которой необходимо эффективное регулирование. Причиной тому служат:

–          большие объемы выделяемых из бюджетов различных уровней денежных средств на осуществление таких закупок;

–          повышенный интерес субъектов предпринимательской деятельности, поскольку один контракт с участием государства может формировать денежный оборот в компаниях на длительный период, обеспечив тем самым стабильное существование;

–          заинтересованность государственных и муниципальных служб, учреждений государственной и муниципальной собственности в своевременной поставке товаров, выполнении работ, качественном оказании услуг, а также экономии денежных средств;

–          общественный интерес, поскольку на закупки расходуются в основном денежные средства от налоговых поступлений.

Мировая практика показывает, что муниципальные заказы являются мощным фактором, влияющим на уровень развития экономики любой страны, независимо от степени участия государства в рыночных отношениях.

В развитых странах муниципальные заказы широко используются как один из основных инструментов регулирования продовольственного рынка, элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики.

Закупками товаров, работ, услуг довольно часто именуют размещение государственных и муниципальных заказов. Использование такой терминологии предполагает покупку или приобретение товаров, работ, услуг за счет местных бюджетных и внебюджетных источников финансирования независимо от того, кто их осуществляет: главные распорядители или получатели местных бюджетных средств.

Таким образом государственные закупки в условиях формирования единого рыночного пространства выступают приоритетным механизмом регулирования в удовлетворении государственных и муниципальных потребностей. Основу экономической роли государства в условиях рыночных отношений составляют государственные финансы. Для решения масштабных социально-экономических задач современное государство формирует, распределяет и использует необходимые финансовые ресурсы, т.е. осуществляет государственные расходы.

Государственные закупки – закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный заказ представляет собой организационно, экономически и юридически сложный процесс.

Данный закон пришел на смену Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон 94-ФЗ), устранив отдельные проблемы, имевшиеся ранее. Новый нормативно-правовой акт претерпел ряд изменений по сравнению со своим предшественником, что в целом качественно отразилось на регулировании государственных закупок в Российской Федерации. Например, расторжение контракта сейчас допускается: по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта, при условии, что такое было предусмотрено контрактом. По закону № 94-ФЗ не было возможности расторжения контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения. Данная возможность в настоящее время защищает интересы заказчиков в случае заключения контрактов, которые не удовлетворяют требованиям документации о закупке. Также в законе о госзакупках существенно сократились сроки рассмотрения заявок и заключения контракта, что в свою очередь ускорило процесс закупок в целом.

Так же 2 июля 2021 г. был принят Федеральный закон № 360-ФЗ, внесший ряд поправок в Закон о контрактной системе. Центральными изменениями стали сокращение конкурентных закупок с 11 до 3 (конкурс, аукцион и запрос котировок), унификация процедур и требований к заявкам, введение так называемой универсальной стоимостной предквалификации. Последняя означает, что в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. смогут участвовать только те поставщики, которые уже имеют опыт успешного исполнения контракта в рамках Закона о контрактной системе или Закона о закупках. Объем выполненных обязательств по предыдущим контрактам должен составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимой закупки. Изменения также расширили применение электронизации в закупках: при исполнении контрактов по итогам электронных процедур формировать и подписывать документ о приемке нужно будет в электронной форме, за исключением некоторых случаев. Односторонний отказ от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур также должен осуществляться в электронном виде.

Нововведения будут вступать в силу постепенно, с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г.

На сегодняшний день функционирует достаточное количество электронных площадок для проведения тендеров, связанных с размещением заявок на государственные закупки. Наиболее востребованными с точки зрения оценки количества совершаемых сделок являются: РТС тендер, Росэлторг, Сбербанк АСТ, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Одной из проблем и сложностей особенностей участия в тендерах является обязательная аккредитация поставщиков на ЭТП и ЕИС. С одной стороны, это подтверждение того, что участник закупки соответствует требованиям законодательства, ЭТП и ЕИС, а с другой, данный факт резко ограничивает участие в государственных и муниципальных закупках большого количества потенциально заинтересованных лиц. Для того, чтобы получить аккредитацию на площадках, нужно зарегистрироваться в ЕИСЕ, а затем попасть в Единый реестр участников закупок (далее ЕРУЗ). Также необходима регистрация руководителя организации и создание профиля организации на «Госуслугах». Исполнения требований для прохождения аккредитации на ЭТП и ЕИС не только занимают немало времени, но и требуют специальных навыков от участника или необходимости привлечения сторонних специалистов, что повлечет дополнительные затраты, а значит, и увеличит стоимость конечного продукта, который приобретает заказчик. При этом необходимость нести расходы на стадии до заключения контракта в условиях отсутствия гарантий по дальнейшему получению прибыли отталкивает многих потенциальных участников от участия в торгах. По Закону о госзакупках срок действия аккредитации в ЕИС составляет три года, причем в закупочных процедурах можно участвовать не позднее, чем за три месяца до окончания данной аккредитации. Как следствие, аккредитацию нужно продлевать заранее, но и здесь есть условие – не раннее чем за шесть месяцев до ее окончания. На взгляд, в условиях высокой степени проникновения цифровых платформ и технологий, таких как «Госуслуги», аккредитация могла бы производиться с этого электронного ресурса, минуя дополнительные аккредитационные центры.

Так, увеличение количества потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг для государственной сферы будет способствовать росту конкуренции, а при соблюдении принципа ее добросовестности повысит эффективность не только самих закупок, но и эффективность использования бюджетных средств.


Библиографический список
  1. Милина И.А. Проблемы контрактного обеспечения // Аукционный журнал. 2018.
  2. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/, свободный.
  3. Сайт: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakon.ru/, свободный.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Неизвестных Виктория Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация