В настоящее время активно обсуждается перспективная стратегия развития финансовых рынков стран Восточной и Центральной Европы:
- создание регионального центра казначейских бирж;
- Консолидация основных бирж по модели Euronext;
- Осуществление операций, подобных тем, что осуществляются на Дублинской фондовой бирже, где все сделки обрабатываются конкретным финансовым учреждением.
Польша. Комиссия по ценным бумагам и биржам и Варшавская фондовая биржа были созданы в 1991 году, заложив основу для развития рынка ценных бумаг.
Правовые аспекты совершенствования регулирования рынка ценных бумаг в Польше нашли отражение в законе о массовом обращении ценных бумаг, принятом в начале 1997 г., а правовая основа казначейского рынка была сформирована в предыдущем законе 1991 г.
Закон 1997 г. направлен на: расширение сферы деятельности Комиссии по ценным бумагам и биржам, особенно в качестве органа надзора за фондовыми биржами; определение методов либерализации рынка ценных бумаг, в том числе облегчение выпуска новых выпусков ценных бумаг эмитентами, в том числе иностранными, а резидентам страны были предоставлены более широкие возможности для приобретения ценных бумаг иностранных государств.
А также исполнение сделок брокерскими фирмами расширенные возможности.
Комиссия по ценным бумагам и биржам является основным регулятором польского рынка ценных бумаг, и ее функции во многом аналогичны функциям Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
- осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг частных эмитентов;
- санкционирует работу участников рынка ценных бумаг (в том числе банков, компаний и специалистов рынка казначейства) на основе разработки решений совместно с саморегулируемыми организациями (СРО – биржи, депозитарии, различные объединения участников рынка);
- ценные бумаги на фондовой бирже и внебиржевом рынке
разрабатывает требования по обеспечению товарооборота;
- осуществляет регулирование в системе формирования инвестиционно-компенсационных систем платежей;
- по вопросам, связанным с функционированием казначейского рынка
повысить уровень информированности населения в плане экономического образования ведет предпринимательскую деятельность и выполняет другие виды работ.
Расставить приоритеты в работе по аудиту ценных бумаг
Важным направлением является защита собственного капитала, возникающего при предъявлении различных требований. Например, в Польше покупка 5% акций эмитента должна быть осуществлена по отчету аудита сделок купли-продажи.
Акционеры, владеющие 10 и более процентами голосующих акций, должны уведомлять аудиторский отдел о любых изменениях в портфеле ценных бумаг, превышающих 2 процента голосующих акций. Также проверка требует предварительного уведомления, если доля основного акционера превышает 50% голосов, то должен быть объявлен конкурс.
Эти и другие меры характеризуют усиление централизации регулирования рынка ценных бумаг.
Варшавская фондовая биржа реализует свой механизм сделок, основанный на принципе, согласно которому все сделки с ценными бумагами, обращающимися на бирже (за исключением государственных ценных бумаг), должны проводиться на организованном рынке. Все технические операции на этой бирже разрабатывались в сотрудничестве с Парижской фондовой биржей и Центральным депозитарием Франции, на базе которых и была основана автоматизированная торговля ценными бумагами.
Технология купли-продажи ценных бумаг осуществляется в безбумажной форме, все выпущенные акции депонируются в централизованном депозитарии в виде глобальных сертификатов, отдельных видов сертификатов акций нет.
Сделки, осуществляемые инвестором, служат ему отображается на счете инвестиционной фирмы (брокерской фирмы или банка). В централизованном депозитарии хранятся счета банков и брокерских фирм.
Фондовый рынок Польши делится на три группы институциональных инвесторов: польские институциональные инвесторы; польские частные инвесторы; внешние инвесторы.
Потенциал польских институциональных инвесторов состоит из страховых компаний, инвестиционных фондов, пенсионных фондов (включая суверенные фонды благосостояния, частные добровольные и обязательные фонды) и других институциональных участников рынка.
Библиографический список
- Б.Т. Тайхаров, Г.Е. Ебердиев. Фондовый рынок и фондовый рынок. Ашхабад, 2010.
- В. Муханов, Х.Г. Хаджыгурбанов. Налоговое законодательство Туркменистана. Ашхабад. 2011.