БЛОГИ О ЛИТЕРАТУРЕ: СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И КОНТЕНТА

Веренич Дарья Николаевна
Белорусский государственный университет
студентка

Аннотация
В статье на материале контента литературных блогов Алены Заньковец, Антона Ульянова, Николая Подосокорского изучаются отличительные особенности блогов писателя, литературоведа и критика, характеризуются цели разных типов литературных блогов и выявляются тенденции их развития, поднимается вопрос о снижении качества современного словесного искусства, раскрывается сущность понятия «букток» и определяется его роль в социуме.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Веренич Д.Н. Блоги о литературе: специфика структуры и контента // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/09/100776 (дата обращения: 19.04.2024).

Научный руководитель – Е. В. Локтевич, кандидат филологических наук, доцент

На современном этапе развития культуры влияние медийных личностей постоянно растет. Сегодня к мнению блогеров прислушиваются представители всех поколений, особенно молодежь. Выбор культурного продукта всегда предваряет консультативное общение в Интернете с друзьями по интересам. В этой связи обращение к осмыслению специфики современной блогосферы поможет прояснить отличие контента традиционных литературных СМИ и блогов о литературе. Литературный блогер выступает в качестве «народного голоса» и смело говорит о содержательно-формальных особенностях книги, формируя тем самым общественное мнение. К сожалению, современному читателю нередко интереснее узнать отзыв одного из блогеров, лаконично изложенный доступным языком, чем мнение профессионального литературоведа, речь которого может быть перенасыщена сложными формулировками и научной терминологией. Вместе с тем подчеркнем, что и профессиональные, и непрофессиональные литературные блогеры имеют свою читательскую аудиторию, ориентированную на определенный контент.

Тенденция к развитию блогов о литературе в среде непрофессиональных читателей-критиков, как это ни странно, содействует популяризации чтения художественной и иной литературы. Так, например, читательская аудитория значительно увеличивается, появляются множественные сообщества вокруг обозревателей, а интерес к интерпретации литературы обретает более мейнстримовый, массовый характер. Однако нельзя назвать эти изменения однозначно положительными: специалисты в области литературы, ученые-филологи сходятся во мнении, что качество художественных произведений постепенно снижается. И потому читать книгу – не значит становиться эстетически развитым, духовно грамотным, креативным человеком. В этом контексте можно заключить, что книга, которая становится простой и доступной для рецепции большинства читателей, перестает быть носителем уникальных мыслей, глубину которых можно постигать всю жизнь.

В подтверждение наших наблюдений можно назвать тенденцию к популяризации буктока – книжного сегмента платформы TikTok, где читатели делятся впечатлениями о прочитанном, размещают списки рекомендованных ими книг. Попутно отметим, что рекомендации вполне могут быть четко продуманной рекламной стратегией и приносят буктокерам материальный доход [4, с. 67]. Очевидно, что такая тактика может существенно повлиять на литературные вкусы неподготовленного читателя, изменить представление о художественном стиле и языке книги. Другие проблемы этого тренда: устойчивое стремление продемонстрировать себя с максимально положительной стороны (просвещенный, грамотный, разносторонний) через выбор соответствующих книг либо ориентированность на анализ исключительно классической литературы и ее авторов.

Хештег букток в настоящее время набрал 4,4 миллиарда просмотров, а аудитория книжных блогеров продолжает расти. Сегодня любой человек, готовый в видеоформате вести диалог о книге, может привлечь аудиторию единомышленников и определяется как литературный / книжный блогер благодаря факту участия в этом движении. Однако даже если блогер отличается харизмой, особой энергетикой и обаянием, способен интересно презентовать свое мнение и заставить зрителя досмотреть ролик до конца, то возникает другая проблема – создание уникального литературного блога и имиджа его автора (подача материала, культурная и литературная компетентность, идея блога и др.). Все это требует системного стратегического планирования, постоянного совершенствования, мониторинга читательского запроса, изучения культурного облика интернет-среды.

Блоги о литературе принято делить на литературоведческие, писательские и книжные [2, с. 744]. При этом классификационные черты этих блогов могут переплетаться, когда блогер одновременно выполняет несколько функций.  Рассмотрим это далее на материале контента трех литературных блогов.

Блогер может вести литературовно-критический блог – и тогда он нацелен на отслеживание сдвигов в литературном процессе и их анализ, осмысление специфики современной литературы. В этом случае блогер выступает в первую очередь как критик. Рассмотрим функции такого блога на примере YouTube-канала Антона Ульянова «Antony Uly» (https://www.youtube.com/@AnthonyUly)  [1, с. 154]:

1) разнообразие массива представляемых текстов: не только литературно-художественных, но и публицистических, документалистских;

2) оперативная публикация и интерпретации новых произведений: блогер обозревает много современных книг, вышедших  с платформы «Whattpad»; книги для обзора нередко предлагают подписчики, чтобы блогер как опытный читатель смог оценить их качество и дать советы писателям-новичкам; такие обзоры помогут в продвижении новых имен, а также подскажут аудитории, стоит ли покупать ту или иную книгу;

3) оценка произведений, в том числе литературно-критическая: в своих видеоматериалах Антон Ульянов подробно описывает реципиенту достоинства и недостатки прочитанной книги, пересказывает сюжет и дает критическую оценку его элементов, анализирует персонажей;

4) ориентация читателя в выборе произведения (аналог рекламной стратегии): блогер советует подписчикам книги, отталкиваясь от субъективных впечатлений; практически в каждом жанре у него есть любимые авторы, которых он рекомендует в зависимости от предпочтений собеседника;

5) регулирование читательского вкуса: у блогера есть представление о качественной литературе, с которой он сравнивает книги писателей-новичков; блогер указывает на конкретные ошибки, доходит вплоть до корректировки цитат и сюжетных ходов;

6) реализация рекреационной и игровой функций – обзоры Антона Ульянова носят скорее развлекательный характер, что указывается в дисклеймере в начале видеоролика; материалы насыщены эмоциональными реакциями, что привлекает аудиторию и придает эффект «карнавальности» происходящей информационной встрече, особенно в тех случаях, когда блогеру не понравилась книга; ютьюбер признается, что почти всегда выпускает лишь «гневные» обзоры, поскольку хвалебные или просто спокойные ролики не получают должной отдачи от аудитории; стоит отметить, что блогер не является профессионалом – он лишь молодой человек, который любит читать. При этом у А. Ульянова множество подписчиков, так как значительная часть современных читателей ориентируются не столько на профессиональное образование критика, сколько на его читательский опыт и умение заинтересовать, показать шоу и игровые техники взаимодействия.

Рекреативную функцию выполняют многие рубрики на канале А. Ульянова. Так, в рубрике «Книжный TikTok» блогер просматривает представленные в соцсетях видеоролики о книгах и высказывает частное мнение о них. В рубрике «Чайный час» ютьюбер в приятной обстановке рассказывает зрителям о своей жизни, предлагая им сделать перерыв за чашечкой чая. Также иногда он проводит обзоры книг, которые любят читать знаменитости.

Игровая функция этого литературного блога представлена также обзорами в подрубрике «Сколько страниц в этой книге?», где зрителям предлагается визуально угадать примерное количество страниц в обозреваемом издании и написать число в комментариях.

Таким образом, сегодня литературный критик (профессиональный и непрофессиональный) нужен не столько для оценки литературного процесса, сколько для борьбы с явлением коммерциализации литературы. Своими роликами А. Ульянов пытается показать, что нередко за громкими популярными именами стоят непримечательные книги (один из ярких примеров – нашумевший роман «Орлеан» Лии Стеффи, а также «Мятная сказка» Александра Полярного, которая к 2020 г. имеет суммарный тираж в 280 тысяч копий).

Литературный блогер может одновременно вести писательский блог. Авторы публикуют свои книги и обсуждают их с читателями посредством соцсетей и мессенджеров. Для продвижения блогеры-писатели должны уметь выстраивать вокруг себя комьюнити, быть коммуникативными, учитывать интересы общественности, правильно рассчитывать предпочтения целевой аудитории. Исследователи подчеркивают, что «мультимедийность и интерактивность блога, а также ограниченная емкость постовых записей программируют новый тип художественной прозы», обладающей такими характеристиками, как фрагментарность, бессюжетность, монтажность: писатель должен уметь грамотно использовать эти элементы для привлечения аудитории [3, с. 274].

По мнению Т. О. Максимовой, в процессе создания блога можно наблюдать постоянную игру, когда элементы автобиографии смешиваются с собственно художественными элементами [3, с. 272]. Неизбежно сегодня целью блога о литературе становятся продвижение и продажа книжной продукции, и это сложно сделать без общественного интереса вокруг личности блогера. Так или иначе писатель в блоге продает свой личный бренд.

Интересным примером среди белорусских авторов является блог в Instagram писательницы Алены Заньковец (https://www.instagram.com/alenazank_writer/), работы которой сегодня стали бестселлерами ЛитРес. Блогер активно продвигает свои литературные курсы при помощи историй и постов: например, публикации «6 фишек моих курсов», посты-анонсы запуска и др. Другая функция ее блога – воспитательно-познавательная: автор дает советы своим читателям (например, она задается вопросами «Можно ли делать перерывы в писательстве?», «Что выдает настоящего писателя?», «Как побороть прокрастинацию?» и др.). Не забывает блогер и об интерактивности: в ее текстах нередки вопросы к аудитории («Вам знакомо это чувство: хотите написать книгу, а идеи нет?», «Кто как вдохновляется?», «А что помогает держаться вам?» и др.). Посты писательницы отличаются громкими фразами, включают актуальные вопросы о литературной деятельности, на которые она отвечает в диалоге с аудиторией. Очевидно, что это одна из схем привлечения внимания читателей-покупателей, которую Алена Заньковец успешно использует: например, в конце поста блогер может перенаправить читателя на свой информационный продукт («результат уже в сториз») (https://www.instagram.com/p/Cbxc-iOI1jZ/). Элементы дневника также присутствуют: писательница активно делится своими творческими переживаниями или впечатлениями о фактах своей биографии.

Что касается книжных литературных блогов, то здесь блогер выступает в первую очередь в качестве литературоведа – человека, который разбирается не только в самих произведениях, но и  в: 1) процессах творческой деятельности писателей и их биографических сведениях; 2) сферах восприятия литературы читателями; 3) литературных общностях, национальных литературах, литературных эпохах [5, с. 8]. Именно поэтому, очень важно понимать, что литературовед – это обязательно человек с определенным образованием и профессиональной компетенцией, ведь вести книжный блог может далеко не каждый человек.

Для примера рассмотрим блог Николая Подосокорского – кандидата филологических наук, литературоведа, медиаэксперта и публициста (https://vk.com/podosokorsky?w=wall-29175317_7499). Когда мы говорим о блогах такого типа, то следует понимать, что усвоения подробного мнения эксперта понадобится переходить на другие страницы. Так, Николай Николаевич в своем паблике ВКонтакте оставляет ссылку на свою рецензию: так было с книгой Р.Ф. Миллера «Незаконченное путешествие Достоевского» (https://vk.com/podosokorsky?w=wall-29175317_7499), В. В. Шигина «Адмирал Нельсон» (https://vk.com/podosokorsky?w=wall-29175317_7480) и др. Самое важное в блоге литературоведа – это его профекссиональный взгляд, поскольку в силу своих знаний о глобальном процессе литературы он может оценить литературное произведение в общекультурном контексте.

Таким образом, литературный блогер – семантически многомерное понятие, которое включает несколько разных, иногда противоборствующих значений. Для создания профессионального книжного и литературоведческого блога его автору необходимо иметь соответствующее образование, в то время как критик может выразить свое мнение, ориентируясь на личный читательский опыт и субъективные предпочтения. Критик в условиях современного общества активно выступает против превращения писательского дела в коммерцию, в то время как многие писатели в личных блогах намеренно создают определенный оптимизированный образ-имидж, чтобы потом «продать» свое имя читателю.


Библиографический список
  1. Долгова, Н. В. Литературно-критический контент Web 2. 0 : к проблеме классификации / Н. В. Долгова // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина – 2018. – № 2.– С. 154 – 167.
  2. Локтевич, Е. В. Дискурсивные практики литературного блогера в контексте этической праксиологии / Е. В. Локтевич // Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VI Междунар. научн. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2022 г.) / науч. ред. Л. Р. Дускаева, отв. ред. А. А. Малышев. – СПб. : Медиапапир, 2022. – С. 742–746.
  3. Максимова, Т. О. Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности / Т. О. Максимова // Уральский филологический вестник. Серия : Драфт : молодая наука – 2013. – №5. – С. 267–275.
  4. Фролова, А. С. Литературный блогер как законодатель читательской моды в среде городской студенческой молодежи [Электронный ресурс] / А. С. Фролова, С. А. Уварова // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств – 2021. – № 1. С. 64–71.
  5. Хализев, В. Е. О составе литературоведения и специфике его методологии / В. Е. Хализев // Наука о литературе в ХХ веке : (История, методология, литературный процесс) – 2001. – №1. – С. 7–29.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Веренич Дарья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация