УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОВОРКИНГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРАКТИКА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается специфика университетских коворкингов с позиции социокультурного подхода. Представлены виды коворкинговых пространств на примере Уральского федерального университета. Отмечается, что университетские коворкинги становятся «точками притяжения» для студентов, где формируются важные профессиональные и социокультурные компетенции.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Университетский коворкинг как социокультурное пространство: практика Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100685 (дата обращения: 19.07.2024).

Социально-культурная среда, окружающая человека, представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых формируется и реализуется личность. С точки зрения педагогики, социально-культурная среда является не только объективным фактором становления личности, она оказывает значимое педагогическое воздействие [1]. Современное социокультурное пространство является своего рода площадкой для активной молодежи, которая стремится к творческой и профессиональной самореализации через развитие личностных качеств. Студенческая молодежь – особая социальная группа, которая представляет собой молодых людей, основная задача которых – получить необходимые знания, навыки и умения в профессиональной сфере, а также иметь возможность творчески самореализоваться. Именно в студенческие годы происходит формирование собственного мировоззрения, коммуникативных навыков, ценностных ориентиров и прочих социально-значимых качеств.

Как отмечается в статье В.А. Мукина, в университетском пространстве происходит наращивание человеческого капитала, формирование социального, духовного, интеллектуального, культурного и экономического потенциала общества. Актуализируется, что университетское пространство представляет собой «форму существования и трансляции социальных норм и опыта, культурных ценностей и жизненных смыслов от поколения к поколению путем специально организованных процессов обучения и воспитания» [2].

Так, в начале 2000-х годов в университетской среде начали появляться коворкинги как инновационные социокультурные пространства для учебно-научной деятельности и общения. В переводе с английского языка коворкинг (co-working) означает совместную работу и в традиционном значении представляет собой «коллективный офис, оборудованный всем необходимым для работы, учебы и отдыха» [3]. Университетские коворкинги организуются в учебных корпусах, общежитиях или библиотеках и оборудуются необходимой офисной инфраструктурой, включая Wi-Fi.

В ходе недавних университетских опросов студенты выразили мнение, что наличие комфортного коворкинга поможет им генерировать новые идеи, заводить друзей и даже сделает их более счастливыми. Согласно исследованию, проведенному в 2022г., более 93% респондентов хотели бы посещать коворкинг-пространства института, поскольку большинство из опрошенных живут в общежитии; более 80% подтвердили, что обязательно посетили бы коворкинг для обсуждения появившихся идей, презентации своего исследования или для того, чтобы послушать выступления других студентов или преподавателей; остальные планируют общаться здесь с однокурсниками или просто отдыхать [1].

Рассмотрим виды коворкингов на примере Уральского федерального университета, г. Екатеринбург [4].

1. Студенческие центры (формат «мини-офис» или креативное пространство). Это, как правило, совокупность аудиторий на одном этаже. Здесь могут проводиться конференции, мастер-классы, тренинги, семинары, творческие встречи и иные образовательные и творческие мероприятия. На таких площадках созданы условия для общения и работы проектных команд, творческих объединений и коллективов, а также для индивидуальной подготовки к занятиям студентов университета. Технические возможности: ЖК-панели, флипчарты, маркерные доски, принтер, стационарная и мобильная мебель как для индивидуальной, так и для групповой работы, Wi-Fi.

Примером такого пространства является коворкинг-центр УрФУ «Территория интеллектуального роста» по адресу г. Екатеринбург, ул. Ленина 66 (студенческое общежитие). Центр представляет собой помещение в 270 кв. м. и имеет несколько рабочих аудиторий и мест отдыха и общения: лектории, комната открытий, комната творчества и отдыха, деловой зал, кофе–комната. Еще одним примером является территория «Чердак» на площади около 300 кв.м. по адресу г. Екатеринбург, ул. Чапаева 16, где расположены аудитория-трансформер, два компьютерных класса, аудитория для проектной работы.

2. Учебно-научные «открытые» пространства (формат «open-space»). Это большие аудитории или залы вместительностью не менее 50 человек. Технические возможности: мультимедийное оборудование, аудиосистема, моноблоки для индивидуальной работы, Wi-Fi, мобильная мебель для организации работы групп различной численности, кондиционер, мини-библиотека, зона отдыха, вендинговый аппарат. Примером такого пространства является коворкинг УрФУ по адресу г. Екатеринбург, ул. Гоголя 25 (учебный корпус). Коворкинг создан при финансовой поддержке Уральского банка реконструкции и развития и эндаумент-фонда УрФУ.

3. Рекреационно-коммуникативные зоны (формат «студия»). Это небольшие комфортные пространства для студентов, где можно подготовиться к занятиям, пообщаться или отдохнуть. Технические возможности: парты, стулья, доски, диваны, пуфики, розетки, полки для сумок или одежды. Wi-Fi. Примеры: коворкинг «Антресоли» в главном учебном корпусе УрФУ по адресу г. Екатеринбург, ул. Мира 19, коворкинги «Катушка» и «Молекула» по адресу г. Екатеринбург, ул. Куйбышева 48 (учебный корпус).

4. Коворкинг-антикафе (формат «студия-кафе»). Это пространства, где предлагается не только подготовиться к занятиям и пообщаться, но и перекусить. Такие пространства могут включать обеденные зоны, кулеры, кофе-машины, микроволновки, точки продажи быстрого питания. Примеры: коворкинг «Радиоточка» в учебном корпусе УрФУ по адресу г. Екатеринбург, ул. Мира 32, коворкинг «Yes» по адресу г. Екатеринбург, ул. Мира 19 (главный учебный корпус).

5. Библиотека-коворкинг. Это место в библиотеке, где можно спокойно поработать или пообщаться с единомышленниками. Технические возможности: компьютеры для индивидуальной работы, столы для индивидуальной и групповой работы, библиотека, Wi-Fi, платные услуги: распечатка, копирование, прошивка документов. Например, в УрФУ библиотеки-коворкинги имеются в нескольких учебных корпусах. Благодаря появлению коворкингов на базе библиотек удается создавать востребованные культурно-досуговые пространства.

Таким образом, университетские коворкинги становятся не только средой для релакса и общения, но и своеобразными «точками притяжения» для студентов и преподавателей, где создаются научные и творческие команды, рождаются новые идеи, формируются важные профессиональные и социокультурные компетенции.


Библиографический список
  1. Васильева Е.Е. Коворкинг как площадка для реализации научных практик студенческой молодежи в современном социально-культурном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 6 (110). С. 120-126.
  2. Мукин В.А. Концепция университетского социального пространства // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 6А. С. 134-144.
  3. Любченко О. А., Ганичева А. Н., Каитов А. П. К вопросу о разработке коворкинговой среды в современном вузе // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 3. С. 134-138.
  4. Официальный сайт УрФУ, режим доступа: https://soc.urfu.ru/ru/upravlenie-razvitija-studencheskogo-potenciala/kovorkingi/


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация