ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Чероков Андрей Георгиевич
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище)
начальник учебного курса

Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военных учебных заведениях в различные периоды российской истории.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чероков А.Г. Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военных учебных заведениях в различные периоды российской истории // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/08/100637 (дата обращения: 18.04.2024).

Развитие военного образование в России является неотъемлемой частью многовековой истории нашей страны. Русская военная школа, обогащенная передовыми идеями европейской педагогической мысли, во многих отношениях была образцом в организации военного обучения и воспитания. Выпускники этой школы на протяжении веков служили надежной опорой государства. Они доблестно защищали Отечество на полях сражений, трудились в различных отраслях государственного управления, внесли огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. За прошедшие века в области военного образования накоплен богатейший опыт, имеющий непреходящее значение для решения сегодняшних проблем подготовки профессиональных военных кадров.

Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра Великого, который первым из российских самодержцев осознал необходимость подготовки отечественных специалистов, в том числе для созданной им регулярной армии и флота.

Несмотря на появление первых военно-учебных заведений в России еще в Петровскую эпоху, планомерная организация образовательного процесса в них началась лишь в последней трети XVIII века. Законодательное закрепление принципов учебно-воспитательной работы произошло лишь при Николае I.

В разные исторические периоды под процессом воспитания подразумевалось относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека. Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утвердилось в XVIII веке одновременно с освоением западных взглядов на гуманизм, во многом усилиями великих педагогов К.Д. Ушинского и И.И. Бецкого.

Во второй половине XVIII века благодаря деятельности П.И. Шувалова, И.И. Бецкого, М.В. Ломоносова, М.И. Кутузова в военно-учебных заведениях закрытого типа воспитательному процессу впервые было придано планово-организационное начало, что послужило педагогической основой для развития воинского воспитания в нашей стране в целом.

Первым учебным заведением военного профиля можно считать школу, организованную в 1698 году в Москве при бомбардирской роте Преображенского полка. Будущие артиллеристы обучались арифметике, геометрии, тригонометрии, строительство полевых укреплений, способам штурма крепостей, правилам и приемам стрельбы, вычерчиванию орудий и лафетов, изготовлению пороха и лабораторных составов и др. Теоретические занятия чередовались с практическими. Царь живо интересовался ходом занятий и успехами учеников, присутствовал на экзаменах, занимался распределением по полкам выпускников, следил за их продвижением по службе.

В 1701 году в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа), которая по словам ее великого основателя была «нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству».

С образованием в 1715 году в Санкт-Петербурге Морской академии (Академии морской гвардии) Навигацкая школа утратила свое значение и существовала в качестве подготовительного отделения этой академии.

Северная война 1700—1721 гг. потребовала готовить для армии специалистов. В 1712 году в Москве открылась инженерная школа. В 1719 году в Санкт-Петербурге учреждена еще одна инженерная школа (впоследствии 2-й Кадетский корпус), а в 1723 году к ней присоединилась Московская инженерная школа. Кроме артиллерийской школы при бомбардирской роте, в 1712 году была открыта школа при артиллерийском полку, а в 1721 году в Санкт-Петербурге еще одна школа, в которой повышали свои знания уже состоявшие на службе артиллеристы. Существовали также гарнизонные школы для солдатских детей.

Первые военные школы были призваны давать специальные знания и «готовить к офицерству», но само по себе их окончание не означало гарантии получения офицерского чина; считалось, что одно лишь образование не может полностью компенсировать отсутствие опыта практической службы в войсках, знание которой с азов являлось непременным условием для командования людьми; выпускники школ могли получить офицерский чин только после приобретения соответствующих практических знаний, умений и навыков в войсках и сдачи экзаменов специальным комиссиям в полках.

Комплектование офицерских должностей русской армии выпускниками военных школ, в силу их малочисленности, являлось для них непосильной задачей, и они на это не претендовали; обучение велось преимущественно в интересах флота, артиллерии и инженерных войск и имело сугубо практическую направленность; продвижение по службе офицера ставилось в зависимость от уровня его образования и реальных заслуг, а не родовитости и происхождения как это имело место в прошлом;

Организация и содержание обучения в школах, значительно отставали от западноевропейского уровня, а качество подготовки специалистов в них — от развития военного искусства и вооружения; учитывая невысокую грамотность обучаемых, в военных школах, помимо военных знаний, учили основам чтения, письма, счета, то есть давали не только специальное (военное), но и начальное общее образование; петровский офицер и, в особенности, гвардейский, был «мастером на все руки подобно своему великому Государю, пример которого был у всех на глазах».

Следует также отметить, что принудительный характер набора в школы, всесословность состава обучаемых, жесткие порядки, культивировавшийся в них, вызывали непопулярность получения через школы военного образования в дворянской среде.

Николай Иванович Пирогов в статье «Вопросы жизни» выступил против сословной школы, провозгласил идею общечеловеческого воспитания. Отбросив старые догмы и внедряя новые методы, он высказывался о дисциплине учащихся, выступая за недопустимость телесных наказаний.

В послепетровское время (со второй четверти XVIII в.) военные школы пришли в упадок, им на смену пришли устроенные по западноевропейскому образцу кадетские корпуса. Первый «корпус кадетов» открыт в 1732 году в Санкт-Петербурге на 360 шляхетских (дворянских) детей в возрасте от 13 до 18 лет. С 1752 года, после основания Морского корпуса (Морского кадетского корпуса), он стал называться Сухопутным шляхетским и готовил не только офицеров, но также гражданских чиновников, дипломатов, судей и др. В то время корпус не являлся еще закрытым учебным заведением.

Полнота и глубина воспитательного процесса в кадетских корпусах во многом определялась состоянием охвата кадет вниманием и заботой их руководителей. А именно, воспитателей, командиров и начальников, педагогов и лицами, в обязанностях которых эта задача выделялась особо. По мнению одного из столпов русской военной педагогики прошлого И.И. Бецкого, без хороших воспитателей тщетны все предписания. Например, известно, что А.В. Суворов, записанный в 12 лет солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк, находил время слушать лекции в Сухопутном корпусе и брал для чтения книги из корпусной библиотеки. Однако уже со второй половины XVIII века началось возрождению заложенных Петром национальных традиций в обучении и воспитании военных кадров и их дальнейшее развитие.

С петровского времени вопросы военного образования постоянно находились в ведении высших лиц государства. Так, императрица Анна Иоановна при создании первого кадетского корпуса определила своим указом цели, задачи и условия обучения и воспитания молодых дворян, поручив организацию этого дела президенту Военной коллегии фельдмаршалу графу Б.К. Миниху. Елизавета Петровна в 1758 году по предложению генерал-фельдцейхмейстера графа П.И. Шувалова объединила под его началом имевшиеся в Санкт-Петербурге артиллерийскую и инженерную школы в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Екатерина II уже в первый год своего царствования (1762 г.) преобразовала школу в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус и утвердила его устав. Став в 1765 году шефом Сухопутного корпуса, она назначила его директором И.И. Бецкого, одного из своих доверенных лиц «по части устроения воспитательных учреждений», мечтавшего о воспитании «новой породы людей». Императрица поддерживала это начинания, считая, что «отпрысков дворянских семей следует с молодых лет воспитывать и готовить для военной и государственной службы». По предложению Бецкого вместо прежнего деления воспитанников корпуса на роты были введены пять возрастов, каждый состоял из пяти отделений, где учились и дворянские дети, и гимназисты (дети разночинцев), из которых мыслилось готовит учителей для корпуса. В первый возраст набирались мальчики 5—6 лет, в каждом возрасте они должны были проучиться 3 года и из корпуса выпускаться в возрасте 21 года. Причем на протяжении всех 15 лет обучения родители не могли требовать возвращения своих чад домой. Тем не менее, желающих отдать своих детей в корпус было очень много, так как дворяне того времени не признавали гражданских учебных заведений, считая их недостойными для своих отпрысков, и единственным путем, сулившим в будущем большие перспективы, оставались кадетские корпуса.

Кратковременное царствование императора Павла I (1796—1801 гг.) ознаменовалось рядом преобразований, направленных на усиление строевой выучки кадет и ужесточение воинской дисциплины в корпусах. Воспитанники были вновь разделены на роты и введены ежегодные прием и выпуск из кадетских корпусов (вместо одного раза в три года, как практиковалось ранее). Еще до восшествия на престол он основал в Гатчине училище, преобразованное в 1798 году в Военно-сиротский дом, позднее переименованный в Павловский кадетский корпус.

В том же году Главное врачебное училище, созданное в Санкт-Петербурге в 1786 году, было преобразовано в Медико-хирургическую академию, от которой ведет свою историю современная Военно-медицинская академия. Будучи первым в России заведением подобного рода, академия оказала большое влияние на формирование отечественной системы медицинского образования и развитие медицинской науки.

На этом период становления системы военного образования в России в основном завершился. Наиболее характерными его особенностями стало то, что появился новый тип военно-учебные заведений — кадетские корпуса, перед которыми в отличие от предшествующих школ ставилась задача готовить офицеров внутри своих стен с присвоением выпускникам соответствующего офицерского чина; кадетские корпуса, хотя и не могли в полностью обеспечить потребности армии в офицерах своими выпускниками, послужили тем образцом, на основе которого развивалась впоследствии сеть военно-учебных заведений.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Картышева Татьяна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация