ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: КЕЙС УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна
ФГАОУ ВО Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются стратегические ориентиры в области интернационализации образовательной и научной деятельности Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета. Актуализируется, что интернационализация высшего образования – это современный тренд, влияющий на конкурентоспособность университетов и национальных образовательных систем.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Интернационализация университета как фактор стратегической конкурентоспособности: кейс Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/07/100600 (дата обращения: 25.09.2024).

В контексте глобальных и национальных вызовов трансформируются практически все аспекты общественной жизни. Касаемо системы высшего образования, можно говорить о новом этапе стратегического развития университетов и формировании тенденций, определяющих будущую конкурентоспособность образовательных учреждений. Так, одной из тенденций является усиление интернационализации в образовательной и научной сферах, а в глобальном масштабе происходит интенсификация экспорта образовательных услуг [1].

Ключевыми инструментами интернационализации являются обмен образовательными программами, студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, а также единые стандарты образования. В качестве интегральной оценки интернационализации рассматривается место университета в признанных международных рейтингах [2].

На основе опыта Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – ВШЭМ УрФУ) рассмотрим стратегические ориентиры в области интернационализации образовательной и научной деятельности. В соответствии со Стратегией развития ВШЭМ УрФУ установлены показатели интернационализации (таблица 1). Цели развития направлены на обеспечение лидерства университета и превращение его в один из ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров в области экономики и менеджмента.

Таблица 1. Стратегические показатели интернационализации ВШЭМ УрФУ [3]

Стратегические целевые показатели

2019-2020

2020-2021

2025-2026 (прогноз)

Процент иностранных студентов, %

7,6

7,9

15

Процент иностранных преподавателей и исследователей, %

11,7

12

13

Количество публикаций в базах Web of Science и Scopus / с импакт-фактором >1, %

438 / 13%

480 / 13%

540 / 29%

Рейтинговое место в THE Business & Economics

401-500

301-400

200

Рейтинговое место в QS Business & Management

401-450

401-450

300

Несмотря на сложные геополитические условия, важным направлением интернационализации можно считать получение международной аккредитации по образовательным программам. ВШЭМ УрФУ получил аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента на ключевую программу бакалавриата «Мировая экономика и международный бизнес» (2015, 2018). Это подтверждение высокого качества образования, которое обеспечивает признание на мировом образовательном рынке, открывает возможности для международного сотрудничества и придает импульс внутренним качественным изменениям. В России такую аккредитацию имеет еще одна программа бакалавриата в МГУ, а в мире ее имеют не более 1% бизнес-школ.

В 2016 году магистерская программа «Международный финансовый менеджмент» ВШЭМ УрФУ получила аккредитацию ACCA, подтверждающую высокие стандарты подготовки в области бухгалтерского учета, аудита, финансов и менеджмента. В 2020 году аккредитация была продлена. Аккредитация ACCA позволяет выпускникам в течение 2 лет после окончания программы получить освобождение от экзаменов ACCA, признанных ведущими корпорациями в области финансов и аудита, среди которых один из самых популярных на рынке труда документ F7 (Международные стандарты финансовой отчетности). Студентам программы предоставляется льготное членство в ассоциации, а также возможность получить степень бакалавра в Оксфордском университете Брукса (Великобритания).

В 2018 году магистерская программа «Международный менеджмент» была включена в рейтинг лучших программ бизнес-образования QS, группа 101+. Кроме того, в 2019 году ВШЭМ УрФУ присоединился к ассоциации PRME (Principles for Responsible Management Education), которая объединяет ведущие мировые бизнес-школы, специализирующиеся на социальной ответственности.

Еще одним значимым направлением стратегического позиционирования является повышение популярности университетского бренда в СМИ и интернет-пространстве. Популярность бренда университета положительно влияет на узнаваемость вуза, что способствует притоку российских и иностранных студентов и, соответственно, росту доходов университета.

Вышеуказанные ориентиры и усиление международной образовательной деятельности направлены на достижение следующих стратегических целей развития ВШЭМ УрФУ:

1) стать движущей силой интернационализации Уральского региона;

2) стать одним из ведущих экспертных центров в области устойчивого развития территорий на евразийском пространстве;

3) обеспечить глобальную узнаваемость бренда и привлекательность ВШЭМ УрФУ.

Исследователи отмечают, что для повышения эффективности интернационализации необходимо налаживать сетевое партнерство с зарубежными университетами, внедрять краткосрочные программы академической мобильности [4]. Главной особенностью сетевых университетов является множественность участников, которыми могут быть как классические университеты, так и иные специализированные высшие учебные заведения [5]. Так, УрФУ является участником нескольких международных сетевых проектов: сетевой университет БРИКС, сетевой университет СНГ, сетевой университет Шелкового пути, университет стран ШОС. В условиях западных ограничений развитие отношений с университетами стран БРИКС является флагманским направлением дальнейшего международного сотрудничества.

Таким образом, интернационализация деятельности является приоритетным направлением развития университета и фактором повышения долгосрочной конкурентоспособности. Можно предположить, что дальнейшая интернационализация ознаменует мегатренд будущего – появление глобальных университетов.


Библиографический список
  1. Кузьменков М.Ю., Левашенко А.Д. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 4. С. 39-50.
  2. Бедный А.Б. Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 138-143.
  3. Основные положения Стратегии развития Института экономики и управления УрФУ до 2025 года, Екатеринбург, 2020, режим доступа: https://gsem.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15921/staff/common/Osnovnye_polozhenija_strategii_InEHU_UrFU_proekt__1_.pdf
  4. Меликян А.В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6. Т.21. С. 68-80.
  5. Беленов О.Н., Кирчанов М.В. Сетевые университеты как форма развития высшей школы: формы, особенности организации и перспективы // Вестник ВГУ. 2016. № 1. С. 114-118.


Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: