В контексте глобальных и национальных вызовов трансформируются практически все аспекты общественной жизни. Касаемо системы высшего образования, можно говорить о новом этапе стратегического развития университетов и формировании тенденций, определяющих будущую конкурентоспособность образовательных учреждений. Так, одной из тенденций является усиление интернационализации в образовательной и научной сферах, а в глобальном масштабе происходит интенсификация экспорта образовательных услуг [1].
Ключевыми инструментами интернационализации являются обмен образовательными программами, студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, а также единые стандарты образования. В качестве интегральной оценки интернационализации рассматривается место университета в признанных международных рейтингах [2].
На основе опыта Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (далее – ВШЭМ УрФУ) рассмотрим стратегические ориентиры в области интернационализации образовательной и научной деятельности. В соответствии со Стратегией развития ВШЭМ УрФУ установлены показатели интернационализации (таблица 1). Цели развития направлены на обеспечение лидерства университета и превращение его в один из ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров в области экономики и менеджмента.
Таблица 1. Стратегические показатели интернационализации ВШЭМ УрФУ [3]
Стратегические целевые показатели |
2019-2020 |
2020-2021 |
2025-2026 (прогноз) |
Процент иностранных студентов, % |
7,6 |
7,9 |
15 |
Процент иностранных преподавателей и исследователей, % |
11,7 |
12 |
13 |
Количество публикаций в базах Web of Science и Scopus / с импакт-фактором >1, % |
438 / 13% |
480 / 13% |
540 / 29% |
Рейтинговое место в THE Business & Economics |
401-500 |
301-400 |
200 |
Рейтинговое место в QS Business & Management |
401-450 |
401-450 |
300 |
Несмотря на сложные геополитические условия, важным направлением интернационализации можно считать получение международной аккредитации по образовательным программам. ВШЭМ УрФУ получил аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента на ключевую программу бакалавриата «Мировая экономика и международный бизнес» (2015, 2018). Это подтверждение высокого качества образования, которое обеспечивает признание на мировом образовательном рынке, открывает возможности для международного сотрудничества и придает импульс внутренним качественным изменениям. В России такую аккредитацию имеет еще одна программа бакалавриата в МГУ, а в мире ее имеют не более 1% бизнес-школ.
В 2016 году магистерская программа «Международный финансовый менеджмент» ВШЭМ УрФУ получила аккредитацию ACCA, подтверждающую высокие стандарты подготовки в области бухгалтерского учета, аудита, финансов и менеджмента. В 2020 году аккредитация была продлена. Аккредитация ACCA позволяет выпускникам в течение 2 лет после окончания программы получить освобождение от экзаменов ACCA, признанных ведущими корпорациями в области финансов и аудита, среди которых один из самых популярных на рынке труда документ F7 (Международные стандарты финансовой отчетности). Студентам программы предоставляется льготное членство в ассоциации, а также возможность получить степень бакалавра в Оксфордском университете Брукса (Великобритания).
В 2018 году магистерская программа «Международный менеджмент» была включена в рейтинг лучших программ бизнес-образования QS, группа 101+. Кроме того, в 2019 году ВШЭМ УрФУ присоединился к ассоциации PRME (Principles for Responsible Management Education), которая объединяет ведущие мировые бизнес-школы, специализирующиеся на социальной ответственности.
Еще одним значимым направлением стратегического позиционирования является повышение популярности университетского бренда в СМИ и интернет-пространстве. Популярность бренда университета положительно влияет на узнаваемость вуза, что способствует притоку российских и иностранных студентов и, соответственно, росту доходов университета.
Вышеуказанные ориентиры и усиление международной образовательной деятельности направлены на достижение следующих стратегических целей развития ВШЭМ УрФУ:
1) стать движущей силой интернационализации Уральского региона;
2) стать одним из ведущих экспертных центров в области устойчивого развития территорий на евразийском пространстве;
3) обеспечить глобальную узнаваемость бренда и привлекательность ВШЭМ УрФУ.
Исследователи отмечают, что для повышения эффективности интернационализации необходимо налаживать сетевое партнерство с зарубежными университетами, внедрять краткосрочные программы академической мобильности [4]. Главной особенностью сетевых университетов является множественность участников, которыми могут быть как классические университеты, так и иные специализированные высшие учебные заведения [5]. Так, УрФУ является участником нескольких международных сетевых проектов: сетевой университет БРИКС, сетевой университет СНГ, сетевой университет Шелкового пути, университет стран ШОС. В условиях западных ограничений развитие отношений с университетами стран БРИКС является флагманским направлением дальнейшего международного сотрудничества.
Таким образом, интернационализация деятельности является приоритетным направлением развития университета и фактором повышения долгосрочной конкурентоспособности. Можно предположить, что дальнейшая интернационализация ознаменует мегатренд будущего – появление глобальных университетов.
Библиографический список
- Кузьменков М.Ю., Левашенко А.Д. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 4. С. 39-50.
- Бедный А.Б. Интернационализация деятельности университета в глобальном обществе знаний // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 138-143.
- Основные положения Стратегии развития Института экономики и управления УрФУ до 2025 года, Екатеринбург, 2020, режим доступа: https://gsem.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15921/staff/common/Osnovnye_polozhenija_strategii_InEHU_UrFU_proekt__1_.pdf
- Меликян А.В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6. Т.21. С. 68-80.
- Беленов О.Н., Кирчанов М.В. Сетевые университеты как форма развития высшей школы: формы, особенности организации и перспективы // Вестник ВГУ. 2016. № 1. С. 114-118.