Обратимся к понятию выгорания. Оно представляет собой особое состояние, которое является результатом продолжительного стресса и отражается эмоциональным, а также умственным и физическим истощением.
Цель статьи – определить гендерные особенности профессионального выгорания персонала и методы его профилактики.
На протяжении длительного времени учеными проводятся исследования с целью выявления особенностей профессионального выгорания, возникающих у разных категорий специалистов.
Рассмотрим определения профессионального выгорания, которые дают ведущие исследователи (табл. 1).
Таблица 1. Определения профессионального выгорания, данные исследователями
Автор, ссылка |
Определение |
А. Ленге [4] |
Профессиональное выгорание – это проявление неэкзистенциальной установки в отношении жизни, являющееся фундаментальным и приводящим к дефицитарной витальной симптоматике в соматическом и психическом аспекте. |
Е.В. Ермакова [3] |
Профессиональное выгорание – комплекс признаков эмоциональной усталости, «выпотрошенности» от хронически переживаемого напряжения и стресса, возникающих в процессе профессиональных взаимодействий с другими людьми |
В. В. Бойко [1] |
Профессиональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного либо частичного исключения эмоций как ответной реакции на избыточные психотравмирующие воздействия. |
А.В. Ракицкая [5] |
Профессиональное выгорание – приобретенный стереотип поведения, проявляющийся в снижении эмоционального реагирования в профессиональной жизни. |
Л.Д. Демина, И.А. |
Профессиональное выгорание – механизм психологической защиты, позволяющий дозировать и экономить расход энергетических и психологических ресурсов. |
Рассмотрим переменные, значимо связанные с выгоранием в таблице 2.
Таблица 2. Переменные, значимо связанные с выгоранием [3]
Характеристика организации |
Организационные аспекты |
Ролевые характеристики |
Индивидуальные характеристики |
Результат |
Загруженность | Руководство | Автономность | Поддержка семь/ друзей | Удовлетворенность |
Формализация | Коммуникации | Включенность в работу | Пол | Уход с работы
|
Текучесть кадров | Поддержка сотрудников | Подчиненность | Возраст | |
Число работников
|
Правила и процедуры | Рабочий прессинг | Стаж | |
Инновации | Обратная связь | Сила Я-Концепция
|
||
Административная поддержка |
Достижения | |||
Значимость |
Анализируя вышепредставленную таблицу мы можем определить следующие связи:
1. Личная значимость и продуктивная деятельность.
2. Намерение ухода с работы и интегральный показатель «выгорания».
3. Прогулы и деперсонализация.
3. Плохие отношения с семьей и деперсонализация.
4. Психосоматические заболевания и эмоциональное истощение.
5. Значимость работы и личностные достижения и т.д.
Рассмотрим гендерные особенности профессионального выгорания персонала на примере сотрудников детского магазина GULLIVER
Для диагностики синдрома профессионального выгорания у сотрудников использовалось тестирование (методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко) [1].
Результаты обследования сотрудников по «Методике диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко» представлены на рисунке (см. рис.1 и 2).
Рис.1. Особенности выраженности различных фаз профессионального выгорания у сотрудников по «Методике диагностики уровня профессионального выгорания В. В. Бойко» у женщин, в %
Рис. 2. Особенности выраженности различных фаз профессионального выгорания у сотрудников по «Методике диагностики уровня профессионального выгорания В. В. Бойко» у мужчин, в %
Рассмотрим результаты, полученные нами в ходе анализа:
1. Три сформированные фазы выгорания наблюдаются у одного сотрудника.
2. Две сформированные фазы выявлены у четырех сотрудников.
3. Всего количество сотрудников с выявленными фазами выгорания составило 1/3.
4. На стадии формирования фазы синдрома профессионального выгорания наблюдались у 60% сотрудников.
Таким образом, для профилактики профессионального выгорания персонала руководителям следует:
-
Распределить равномерно задачи между сотрудниками, тем самым снизить загруженность.
-
Оборудовать места отдыха для сотрудников, а также комфортные рабочие места.
-
Организовывать коллективные мероприятия (тимбилдинг).
-
Совершенствовать систему мотивации персонала.
-
Проводить регулярную оценку эмоционального состояния сотрудников (тесты и опросы).
-
Создать корпоративную систему обучения. Сотрудники будут улучшать свою квалификацию и повышать эффективность работы. С помощью обучения можно расширить знания работников о том, как работает компания, и улучшить взаимодействия внутри коллектива.
Библиографический список
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 350 с.
- Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие. 2-е изд. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2005. 132 с.
- Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27–39.
- Ленгле A. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретические исследования // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3–16.
- Ракицкая А. В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований // Технологии информатизации и управления: сб. науч. статей. Вып. 2. Минск, 2011. С. 430–434.