«КОМБО-ТЕХНОЛОГИЯ» – КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Влацкая Елена Яковлевна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассматривается внедрение в коррекционно-логопедический процесс «комбо-технологии» (условно-образно названной автором), а именно использование интерактивных игр наряду с традиционными методами коррекционно-логопедического воздействия. Обозначены положительные стороны данной технологии, основанные на принципах индивидуализации, вариативности, комплексности и системности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Влацкая Е.Я. «Комбо-технология» - как одна из вариативных стратегий коррекционно-логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100518 (дата обращения: 24.09.2024).

Актуальность использования вариативных стратегий в коррекционно-логопедической работе обосновано тем, что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционных и делают коррекционный процесс увлекательным и качественно новым.

Стратегия – это способ действия, направленный на то, чтобы занять более выгодную позицию до начала взаимодействия с объектом противостояния.

Вариативность стратегий мы понимаем как совокупность форм и методов, позволяющих разнообразить коррекционную работу и создать условия для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комбо (англ. combo, сокр. от combination — комбинация) – термин, который обозначает совокупность нескольких элементов различных видов, объединенных в одно целое. Исходя из этого определения, мы предлагаем использовать «комбо-технологию» (условно – образно названную автором): включение в коррекционно – логопедический процесс интерактивных игр на ПК, наряду с традиционными методами логопедической работы. На занятии ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать героя, с которым будет выполнять задания, искать пути решения, сам анализировать свои ошибки и делать выводы. Следовательно, через интерактивные игры на ПК не директивно развивается речь детей с тяжелыми нарушениями речи. Игра становится «косвенным учителем» для ребенка.

В основе использования информационных технологий в отечественной педагогике положены принципы, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запоржцем, А.Н. Леонтьевым и др.

Исследователями отмечено, что для мотивации и эффективного обучения детей с ТНР, требуются нестандартные подходы. К ним относят и индивидуальные программы развития, и инновационные технологии.

Компьютерные технологии являются продуктивными и широко применяются в области специального образования, считаются адаптивными и индивидуализированными средства обучения.

Разработка средств обучения для детей с ТНР рассматривается как ведущее направление в исследованиях отечественной специальной (коррекционной) педагогики. Большой вклад в логопедии внесли такие ученые как Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Молехова, Е.Ф. Соботович, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина.

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном коррекционном образовании детей с тяжелыми нарушениями речи базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными А.П. Ершовым, И.В. Робертом, Г.М. Клейман, Е.И. Машбицем, В.В. Рубцовым, Р. Вильямсом, на результатах исследований Б.И. Айзенберг, О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевской, О. И. Кукушной.

В настоящее время с внедрением ФАОП в ДОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) произошли качественные изменения в организации коррекционного процесса с учетом специфических принципов и подходов к образованию детей с ТНР.

Выделим следующие принципы для детей с ТНР:

- развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

- вариативность средств реализации и достижения целей. [6, с. 6]

Использование «комбо-технологии» предполагает внедрение в структуру логопедических занятий интерактивных игр на ПК по следующим направлениям:

  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над коррекцией звукопроизношения;
  • работа над развитием фонематического восприятия;
  • работа над формированием лексического и грамматического строя речи;
  • работа над развитием связной речи;
  • работа над развитием ВПФ: памяти, внимания, мышления у детей с ТНР.

Проведенные исследования в рамках использования «комбо-технологии» наглядно демонстрируют, что использование вариативных стратегий коррекционно-логопедической работы приводит к положительному результату. За счет внедрения интерактивных игр на ПК на логопедических занятиях повышается уровень концентрации произвольного внимания, мотивации, поддерживается интерес, дети внимательны и сосредоточены, уровень активности, эмоциональности и самостоятельности выше, чем на обычных логопедических занятиях.

Таким образом, «комбо-технология» дает положительный результат и способствует оптимизации коррекционной работы. Подбор дополнительного интерактивного и иллюстративного материала, создание игр с индивидуальными заданиями, все это позволяет получить высокий результат в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: изд. Смысл. – 2010. – 512с. – ISBN 978-9-7396-5785-3 . – Текст: непосредственный.
  2. Гальперин П.Л. Теории программированного обучения/ П.Л.  Гальперин. – Москва: «Знание».- 1967. – 44с. . – ISBN 978-0-0412-8656. – Текст: непосредственный.
  3. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ А.В. Запорожец. – Москва: «Просвещение». – 2000.-240с.- – ISBN 978-9-7396-5785-3 . – Текст: непосредственный.
  4. Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения Г.М. Клейман. – Москва: Радио и связь. – 1987. -175с.- ISBN 978-1-1941-44 71-8 – Текст: непосредственный.
  5. Мельничук А.С. «Понятие “стратегия” в исследованиях образования: контексты и варианты использования» // Акмеология. 2017. №2 (62).
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
  7. Родичева А. В. Цифровые технологии в современной школе / А. В. Родичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399).


Все статьи автора «Влацкая Елена Яковлевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: