Актуальность использования вариативных стратегий в коррекционно-логопедической работе обосновано тем, что занятия с применением передовых технологий существенно отличаются от традиционных и делают коррекционный процесс увлекательным и качественно новым.
Стратегия – это способ действия, направленный на то, чтобы занять более выгодную позицию до начала взаимодействия с объектом противостояния.
Вариативность стратегий мы понимаем как совокупность форм и методов, позволяющих разнообразить коррекционную работу и создать условия для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Комбо (англ. combo, сокр. от combination — комбинация) – термин, который обозначает совокупность нескольких элементов различных видов, объединенных в одно целое. Исходя из этого определения, мы предлагаем использовать «комбо-технологию» (условно – образно названную автором): включение в коррекционно – логопедический процесс интерактивных игр на ПК, наряду с традиционными методами логопедической работы. На занятии ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать героя, с которым будет выполнять задания, искать пути решения, сам анализировать свои ошибки и делать выводы. Следовательно, через интерактивные игры на ПК не директивно развивается речь детей с тяжелыми нарушениями речи. Игра становится «косвенным учителем» для ребенка.
В основе использования информационных технологий в отечественной педагогике положены принципы, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запоржцем, А.Н. Леонтьевым и др.
Исследователями отмечено, что для мотивации и эффективного обучения детей с ТНР, требуются нестандартные подходы. К ним относят и индивидуальные программы развития, и инновационные технологии.
Компьютерные технологии являются продуктивными и широко применяются в области специального образования, считаются адаптивными и индивидуализированными средства обучения.
Разработка средств обучения для детей с ТНР рассматривается как ведущее направление в исследованиях отечественной специальной (коррекционной) педагогики. Большой вклад в логопедии внесли такие ученые как Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Молехова, Е.Ф. Соботович, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина.
Использование информационно-компьютерных технологий в специальном коррекционном образовании детей с тяжелыми нарушениями речи базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными А.П. Ершовым, И.В. Робертом, Г.М. Клейман, Е.И. Машбицем, В.В. Рубцовым, Р. Вильямсом, на результатах исследований Б.И. Айзенберг, О.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевской, О. И. Кукушной.
В настоящее время с внедрением ФАОП в ДОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья” (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) произошли качественные изменения в организации коррекционного процесса с учетом специфических принципов и подходов к образованию детей с ТНР.
Выделим следующие принципы для детей с ТНР:
- развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
- вариативность средств реализации и достижения целей. [6, с. 6]
Использование «комбо-технологии» предполагает внедрение в структуру логопедических занятий интерактивных игр на ПК по следующим направлениям:
- артикуляционная гимнастика;
- работа над коррекцией звукопроизношения;
- работа над развитием фонематического восприятия;
- работа над формированием лексического и грамматического строя речи;
- работа над развитием связной речи;
- работа над развитием ВПФ: памяти, внимания, мышления у детей с ТНР.
Проведенные исследования в рамках использования «комбо-технологии» наглядно демонстрируют, что использование вариативных стратегий коррекционно-логопедической работы приводит к положительному результату. За счет внедрения интерактивных игр на ПК на логопедических занятиях повышается уровень концентрации произвольного внимания, мотивации, поддерживается интерес, дети внимательны и сосредоточены, уровень активности, эмоциональности и самостоятельности выше, чем на обычных логопедических занятиях.
Таким образом, «комбо-технология» дает положительный результат и способствует оптимизации коррекционной работы. Подбор дополнительного интерактивного и иллюстративного материала, создание игр с индивидуальными заданиями, все это позволяет получить высокий результат в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Библиографический список
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: изд. Смысл. – 2010. – 512с. – ISBN 978-9-7396-5785-3 . – Текст: непосредственный.
- Гальперин П.Л. Теории программированного обучения/ П.Л. Гальперин. – Москва: «Знание».- 1967. – 44с. . – ISBN 978-0-0412-8656. – Текст: непосредственный.
- Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ А.В. Запорожец. – Москва: «Просвещение». – 2000.-240с.- – ISBN 978-9-7396-5785-3 . – Текст: непосредственный.
- Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения Г.М. Клейман. – Москва: Радио и связь. – 1987. -175с.- ISBN 978-1-1941-44 71-8 – Текст: непосредственный.
- Мельничук А.С. «Понятие “стратегия” в исследованиях образования: контексты и варианты использования» // Акмеология. 2017. №2 (62).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
- Родичева А. В. Цифровые технологии в современной школе / А. В. Родичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399).