Иностранные студенты, попадая в новую социокультурную среду, оказываются в очень непростой ситуации. Для успешности протекания процесса адаптации им приходится социализироваться в новой социокультурной среде, устанавливать связи и взаимодействовать с представителями иного общества.
Так, в научной литературе, посвященной адаптационной тематике, в качестве свойства, определяющего возможности и способности живых организмов к адаптации, выделяется адаптивность. Понятие «социокультурная адаптивность» представляет собой способность человека осуществлять адаптационные перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и характером жизнедеятельности [1]. Формирование и
реализация адаптивности происходит через опыт социокультурного взаимодействия, социальных отношений между различными объектами социальной реальности.
Однако кроме социализации и адаптивности к совершенно иной социокультурной среде, им также приходится осваиваться в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии. Если иностранный студент не в состоянии справиться с трудностями в учебной деятельности, то возникшее безразличие и равнодушие к учебе позволяют говорить о трудностях адаптационного периода. В виду этого, по мнению автора, процесс социокультурной адаптации тесно связан с удовлетворенностью учебной деятельностью, которая представляет собой эмоционально-оценочное отношение личности к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания [2]. Так, исходя из вышеизложенного материала, автор останавливается на таких исследовательских критериях, как адаптивность и удовлетворенность учебной деятельностью.
Не менее важно также было определить исследовательские методики. В результате проведенного анализа материалов исследования особенностей социокультурной адаптации было выявлено несколько методик:
2. Методика Дж. Финни, позволяющая определить уровень этнической идентичности, а также изучить когнитивный и эмоциональный компоненты этнической идентичности [5].
3. Шкала субъективной культурной дистанции. Методика позволяет выявить величину субъективной культурной дистанции между представителями различных культур [6].
4. Методическая разработка анализа уровня выраженности культурного шока. Позволяет определить выраженность эмоциональных проявлений:
– чувство потери друзей и близких;
– чувство отверженности, изоляции;
– путаница ценностей и нравственных норм;
– трудности самоопределения;
– беспокойство о качестве услуг;
– беспокойство о качестве пищи;
– страх перед контактом с людьми;
– повышенная тревожность;
– желание немедленно вернуться домой;
– ощущение собственной некомпетентности [3].
5. Специализированный авторский опросник И.А. Шолохова. Изучает следующие стороны адаптации иностранных студентов:
– трудности в общении на иностранном языке, наличие мотивации на обучение;
– общая адаптированность к жизни в новых условиях;
– лояльность к инокультурному обществу, объективная оценка своего места в этом обществе [7].
Однако наиболее подходящими автору методиками, которые соответствуют обозначенным исследовательским критериям, являются методика Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде», модифицированная Т.Г. Стефаненко и М.С. Пановым и методика Л.В. Мищенко «Удовлетворенность учебной деятельностью».
Опросник методики Л.В. Янковского позволяет выявить уровень и тип адаптации иностранцев к новой социокультурной среде. Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в процессе психологической консультации и психокоррекции. Используя её, можно эффективно помочь иностранцу адаптироваться к новой социокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления трудностей, связанных с изменением стереотипов поведения, преобразовать деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям. В опроснике представлено 6 шкал. Автор использовал адаптированный вариант представленной методики для выявления уровня адаптивности иностранных студентов, используя шкалу адаптивности.
Что касается методики Л.В. Мищенко «Удовлетворенность учебной деятельностью», то она позволяет определить эмоционально-оценочное отношение студентов к учебной деятельности. Методика состоит из 70 утверждений эмоционально-оценочного характера и предложенных вариантов ответа. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально. Испытуемый может либо согласиться, либо отвергнуть утверждение с разной степенью уверенности. Поэтому для большей дискриминативности оценок была предложена следующая форма ответов: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «неверно». В опроснике «Удовлетворенность учебной деятельностью» кроме основной (суммарной) шкалы удовлетворенности учебной деятельностью были выделены следующие субшкалы:
-
шкала удовлетворенности учебным процессом;
-
шкала удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками;
-
шкала удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Таким образом, выбранные автором методики соответствуют исследовательским критериям и позволяют выявить актуальную информацию по ним.
Автором было проведено исследование, направленное на выявление актуальной информации об уровне социокультурной адаптивности иностранных студентов первого курса ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» к новой социокультурной среде. Автор исследовал, насколько студенты-иностранцы, обучаясь в университете, удовлетворены своей учебной деятельностью, учебным процессом, взаимоотношениями с однокурсниками, а также бытом, бюджетом, досугом и здоровьем, с целью определения наиболее ключевых проблем, влияющих на процесс их социокультурной адаптации. Для проведения исследования был оформлен опросник в конструкторе Online Test Pad. Опрос включал в себя 57 вопросов, из них 2 – открытого типа и 55 – закрытого типа.
В исследовании приняли участие иностранные студенты из Института государства и права; Института психологии и педагогики; Института химии; Финансово-экономического института; Института математики и компьютерных наук; Института социально-гуманитарных наук; Физико-технического института; Института биологии и Института наук о Земле. Количество иностранных студентов, принявшие участие в исследовании представлены в таблице 1.
Таблица 1. Иностранные студенты, принявшие участие в исследовании
Страна, гражданами которой являются иностранные студенты |
Количество иностранных студентов (чел.) |
Узбекистан |
2 |
Эфиопия |
1 |
ЮАР |
1 |
Чад |
1 |
Таджикистан |
8 |
Туркменистан |
4 |
Вьетнам |
4 |
Кыргызстан |
2 |
Казахстан |
7 |
Итого: |
30 |
Сбор данных иностранных студентов, касаемо гражданства осуществлен посредством использования вопроса «Гражданином какой страны Вы являетесь?».
Опрос состоял из следующих частей:
-
Преамбула.
Эта часть опроса включает в себя обращение к респондентам и их согласие на обработку персональных данных.
-
Вводная часть.
В данном разделе поясняется инструкция прохождения опроса.
-
Основная часть.
Этот раздел включает в себя вопросы, связанные с исследуемой проблематикой, которые отражают адаптированный вариант методики Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде», а именно шкалу адаптивности, и методику Л.В. Мищенко «Удовлетворенность учебной деятельностью». Данные, полученные в ходе проведения исследования, были обработаны при помощи общего распределения ответов респондентов на вопросы, что позволило получить наиболее обобщенную информацию по каждому вопросу в процентном соотношении.
При обработке результатов опроса автор выявил актуальный уровень адаптивности иностранных студентов ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» к социокультурной среде.
Согласно полученным данным, у 70% опрошенных респондентов наблюдается средний уровень адаптивности к новой социокультурной среде, и для них характерно:
-
умеренное стремление к самореализации;
-
средний уровень активности;
-
некоторая неуверенность в отношениях с другими;
-
средне выраженная склонность к планированию своего будущего, основанного на собственных возможностях и прошлом опыте.
У 27% респондентов выявлен высокий уровень адаптивности, который свидетельствует о личной удовлетворенности, положительном отношении к окружающим и принятии их, чувстве социальной и физической защищенности, принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.
Лишь у 3% преобладает низкий уровень, который выражен в следующем:
-
отсутствие стремлений к самореализации;
-
низкий уровень активности;
-
полная неуверенность в отношениях с другими;
-
отсутствие планирования своего будущего.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты исследования адаптивности иностранных студентов (по методике Л.В. Янковского; констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Наряду с определением уровня адаптивности иностранных студентов, автору важно было определить их уровень эмоционально-оценочного отношения к учебной деятельности, поскольку академическая активность является показателем успешности включения студентов-иностранцев в образовательный процесс, и оказывает влияние на их уровень освоения учебной программы. Согласно используемой методике Л. В. Мищенко удовлетворенность учебной деятельностью была представлена индикаторами. Каждому индикатору соответствовали определенные вопросы, включенные в опросник, которые представлены в таблице 2.
Таблице 2. Индикаторы, определяющие удовлетворенность учебной деятельностью иностранных студентов
Индикаторы |
№ вопроса |
Удовлетворенность учебным процессом |
с 21 по 35 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками |
с 36 по 46 |
Удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем |
с 47 по 57 |
Общая удовлетворенность учебной деятельностью |
с 21 по 57 |
Удовлетворенность учебным процессом
При помощи данного индикатора автор выявил, насколько респонденты удовлетворены учебным процессом. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у 60% опрошенных респондентов учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовать все свои способности; некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности.
У 23% респондентов учебная деятельность идет неблагополучно, отношения с преподавателями и с однокурсниками не складываются, избранная профессия не отвечает запросам. Быт, досуг и бюджет не удовлетворяют.
Лишь у 17% респондентов учебная деятельность идет недостаточно благополучно, студент имеет много учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии не доставляют удовольствия, студент не проявляет инициативы в учебной деятельности и с трудом решает бытовые проблемы. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты исследования удовлетворенности учебным процессом (по методике Л.В. Мищенко; констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками
Следующий индикатор позволил определить удовлетворенность взаимоотношениями иностранных студентов с однокурсниками. По полученным результатам автор может утверждать, что 63% опрошенных респондентов удовлетворены своими взаимоотношениями с однокурсниками в пределах нормы, еще 20% ‒ полностью удовлетворены. Они испытывают удовлетворение от общения с однокурсниками и преподавателями. Только у 17% респондентов наблюдается неудовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками. Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты исследования удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками (по методике Л.В. Мищенко; констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем
Данный индикатор позволил определить, испытывают ли иностранные студенты удовлетворенность своим бытом, бюджетом, досугом, и, конечно же, здоровьем в новой социокультурной среде.
Небольшой процент иностранных студентов полностью довольных своим положением в новой социокультурной среде. Полную удовлетворенность испытывают 17% опрошенных респондентов, запросы которых не превышают бытовую и бюджетную реальность.
Удовлетворенность в пределах нормы определена у 57% респондентов. Также 23% опрошенных респондентов с трудом решают бытовые проблемы.
Полная неудовлетворенность выявлена у 3% респондентов, быт, досуг и бюджет которых не удовлетворяют. Результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты исследования удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем (по методике Л.В. Мищенко; констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Общая удовлетворенность учебной деятельностью
Представленные выше результаты в совокупности позволили автору определить общую удовлетворенность респондентов учебной деятельностью.
Согласно полученным результатам, полной удовлетворенностью учебной деятельностью обладают 20% опрошенных респондентов, для которых обучение идет благополучно.
Удовлетворенность в пределах нормы присутствует у 63%, но не дает возможности реализовать все свои способности.
Лишь у 17% иностранных студентов учебная деятельность идет недостаточно благополучно, в связи, с чем они имеют много учебных трудностей. Результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Результаты исследования общей удовлетворенности учебной деятельностью (по методике Л.В. Мищенко; констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Что касается удовлетворенности положением в университете, то 40% респондентов ответили, что удовлетворены, 33% пожалуй, удовлетворены, 3% пожалуй, не удовлетворены своим положением, 7% не чувствуют себя комфортно в университете, и 17% респондентов затруднились ответить на вопрос. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Я удовлетворен своим положением в университете» (констатирующее исследование, апрель 2023 г.; n = 30 чел.)
Выводы. Таким образом, проанализировав полученные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что большинство иностранных студентов первого курса Тюменского государственного университета обладают средним уровнем адаптивности к новой социокультурной среде. Для них характерны умеренное стремление к самореализации и средний уровень активности, присутствует некоторая неуверенность в отношениях с людьми нового общества. Также по результатам исследования следует отметить, что большинство студентов-иностранцев в основном удовлетворены учебной деятельностью в пределах нормы. Некоторая неудовлетворенность возникает у них в отдельных областях учебной деятельности. Но есть студенты, учебная деятельность которых идет недостаточно благополучно. Они испытывают учебные и коммуникативные трудности, не проявляют инициативы в учебной деятельности и с трудом решают бытовые проблемы. Что касаемо удовлетворенности положением в университете, необходимо обратить внимание на то, что присутствует небольшой процент иностранных студентов, которые чувствуют себя не очень комфортно в стенах университета.
Для повышения уровня социокультурной адаптивности и удовлетворенности учебной деятельностью иностранных студентов, по мнению автора, необходимо создать следующие социокультурные условия:
-
адаптационное сопровождение иностранных студентов на всех этапах адаптации;
-
обеспечение необходимой информацией о вузе, стране, городе;
-
персональная диагностика, направленная на выявление проблем и потребностей иностранных студентов методом анкетирования;
-
функционирование службы социально-психологического сопровождения;
-
включение иностранных студентов в клубы, ассоциации, студенческие объединения.
Библиографический список
-
Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь. ‒ М.: Флинта, 2003. ‒ 144 с.
-
Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности / Л.В. Мищенко // Вестник практической психологии образования. ‒ 2007. ‒ №3. ‒ С. 122-128.
-
Мнацаканян, И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис. …канд. психол. наук / И.А. Мнацаканян. Ярославль, 2004. ‒ 191 с.
-
Психодиагностика толерантности личности /под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. ‒ М.: Смысл, 2008. ‒ 172 с.
-
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. Практикум: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Стефаненко. ‒ М.: Аспект-Пресс, 2008. ‒ 208 с.
-
Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин. ‒ СПб., 2004. ‒ 408 с.
-
Шолохов, И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: дис. … канд. психол. наук / И.А. Шолохов. ‒ М., 2002. ‒ 214 с.