Двадцатые годы XXI века ознаменовали начало новой эпохи развития нашей страны как подлинно суверенного государства. Сложившаяся ситуация на мировой арене дала пуск социальным, культурным, духовным трансформациям, которые затрагивают все сферы жизни российских граждан, в том числе изменяют сущность и содержание отечественного образования. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» конкретизирована важная задача: воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность «на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [4]. Следует отметить, что в стенах образовательной организации обучающийся, с одной стороны, осознаёт, кто он есть в этом мире; с другой – осмысляет самого себя как часть общества, в котором живёт, создаёт свой образ, связанный с историей, традициями своей страны, понимает необходимость профессиональной самореализации и старается определить свой жизненный путь и свою будущую профессию, то есть формируется как гражданин.
С момента поступления воспитанника в довузовскую организацию Минобороны России начинается не только его предметное обучение, но и ознакомление с воинским трудом, овладение основами воинского мастерства. В этом заключаются характерные особенности общего образования будущих военнослужащих. Согласно ст. 43 Конституции РФ [1], ст. 42 и ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3] профессиональное самоопределение воспитанника является составной частью процесса обучения и воспитания в образовательной организации.
Цель статьи – проанализировать актуальность и значимость профессионального самоопределения воспитанника в довузовской организации Минобороны России.
В военно-психологическом словаре-справочнике под общей редакцией Ю. П. Зинченко термин «профессиональное самоопределение» рассматривается как «специфический вид рефлексивной деятельности», для которой характерно конкретное содержание: «самостоятельное определение человеком себя относительно критериев профессионализма, ценностей, норм профессии и условий профессиональной деятельности, достижение смысловой определённости в самоотношении и отношении к избранному виду труда, структурирование и интеграция своего профессионального будущего» [5, с. 250]. По мнению С. Н. Чистяковой, самоопределиться в профессии – это принять «важное личностное профессиональное решение» [7, с. 54].
Взросление и становление личности будущего военнослужащего – довольно сложный личностный процесс, полный противоречий психологического характера, имеющий свои тенденции и перспективы, заложенные как природой, так и сформированные в процессе личного жизненного опыта, образования. На протяжении всего периода обучения воспитанник пытается найти себя и своё предназначение в будущей военной профессии.
В рамках настоящей статьи следует отметить, что проводниками, важными помощниками в процессе профессионального самоопределения воспитанника являются педагоги. Организованная системная работа позволяет будущему военнослужащему прежде всего стать здоровым, целеустремленным, дисциплинированным, образованным гражданином своей страны. В непростом деле самоопределения в профессии воспитаннику помогают: усиленное изучение истории, географии, культуры России и других предметов; обязательные занятия спортом; военная подготовка. Отлаженная система патриотического воспитания способствует активному участию воспитанника во Всероссийских конкурсах, мероприятиях, гражданско-патриотических форумах, проводимых Минобороны РФ, а также в общественной жизни родного училища. В филиале «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское ПКУ) свято чтут память защитников, имена которых вписанных в историю воинской славы России. Примером доблестного служения Родине и непоколебимой верности русскому флоту является для воспитанников адмирал П. С. Нахимов. В своё время он чрезвычайно просто и метко сформулировал патриотическую идею, давая напутствие будущему воину: «Береги язык, на котором говоришь, каюту в которой живешь, и мундир, который носишь». Нахимов придавал особую ценность профессиональной подготовке и обучению будущих военнослужащих, считал, что качественное военное образование и тренировка должны быть основой для успешного выполнения военных задач. Взгляды боевого адмирала о будущих защитниках остаются важными и вдохновляющими до сегодняшнего дня.
Обучение военному делу – нелёгкое испытание как для воспитанника, так и для его родителей (законных представителей). Особая роль в профессиональном самоопределении воспитанника принадлежит классному руководителю (воспитателю). Именно перед ним поставлены конкретные задачи: оказать обучающемуся квалифицированную помощь и моральную поддержку, снабдить его информацией о требованиях к современному воину как защитнику своего Отечества, научить анализировать свои возможности и запросы современного общества. Учитывая интересы, потребности воспитанника, классный руководитель учит своего подопечного осознанно отличать хорошее от плохого, закладывает основы этических принципов, моральных качеств, ценностного отношения к будущей профессии, помогает самостоятельно выбрать верный путь профессионального развития, самоопределиться в профессии.
Сегодняшний воспитанник выбирает военную специальность в сложное время, когда народ России «переосмысливает себя и свою страну, разбирается с основами самосознания и мировоззрения и определяется с тем, куда должен вести русский путь» [6]. Если воспитанник способен анализировать и систематизировать информацию о месте военных профессий в современном мире, моделировать собственный «диалог» с профессиональной военной культурой», то он выберет будущее военное дело по душе, наполнит свою жизнь смыслом, самореализацией, будет востребован и профессионально успешен. Конечно, находясь в стенах образовательной организации, воспитанник еще не может с уверенностью сказать, ждёт ли его действительно профессиональный успех или нет. Он может только настроить себя на победу: научиться отвечать за свои поступки, рассматривать трудность как возможность, быть уверенным в себе и твердо знать то, чего хочет добиться. Когда профессия военного соответствует требованиям самой личности, а сама личность соответствует требованиям военной профессии, тогда военнослужащий с особой честью соблюдает достоинство и репутацию выбранного военного дела, обогащает профессию собственным вкладом. В этом и состоит актуальность и значимость профессионального самоопределения будущего военнослужащего.
Таким образом, важность и востребованность для современного российского общества глубоко мотивированных, хорошо образованных военнослужащих вносят свою специфику в процесс обучения и воспитания в довузовских организациях Минобороны России. Организация процесса образования, сбалансированная по всем формам и видам, помогает воспитаннику, с одной стороны, мотивировать себя к изучению основ военной деятельности, с другой – делает взаимоотношения с педагогами интереснее и познавательнее, что в комплексе создаёт условия для успешного формирования профессионального самоопределения будущего защитника Родины.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. – Текст : электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.06.2023).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Текст : электронный. – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 16.06.2023).
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (последняя редакция) «О воинской обязанности и военной службе». – Текст : электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 16.06.2023).
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Текст : электронный. – URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 16.06.2023).
- Военно-психологический словарь-справочник / под общ. ред. Ю. П. Зинченко. – М. : ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. – 592 с.
- Тренин Д. В. Кто мы, где мы, за что мы – и почему / Д. В. Тренин // Россия в глобальной политике. – 2022. – Т. 20. – № 3. – С. 32-42. – Текст : электронный. – URL: https://globalaffairs.ru/articles/kto-my-gde-my/ (дата обращения: 17.06.2023).
- Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 1. – С. 54-60. – Текст : электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 16.06.2023).