УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Курлыкова Анна Владимировна1, Рожкова Анастасия Игоревна1
1Оренбургский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы управления проектами по формированию организационной культуры в компаниях. Рассматриваются сущность, принципы и цели управления проектами. Разъясняется сущность организационной культуры. Особое внимание уделяется особенностям организационной культуры в управлении проектами.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курлыкова А.В., Рожкова А.И. Управление проектом формирования организационной культуры на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100451 (дата обращения: 24.09.2024).

Современное управление проектами явлется особым видов менеджмента и может быть применено в той или иной форме к управлению любым субьектом, а не только тем, который имеет ярко выраженные проектные характеристики. Это подтверждают результаты практического использования проектного менеджмента в различных областях современного управления.

Менеджеры проектов должны уметь функционировать в рамках нескольких различных организационных культур. Во-первых, им необходимо взаимодействовать с культурой основной организации и субкультурами различных отделов (маркетинг, бухгалтерия). Во-вторых, им нужно взаимодействовать с клиентами и клиентскими организациями. Наконец, необходимо взаимодействовать, в той или иной степени, со   многими других организаций, имеющий отношение к проекту. К таким организациям относятся поставщики, субподрядчики, консалтинговые фирмы, государтсвенные учреждения,  юридические фирмы и местные сообщества.

Роль организационной культуры в компании очень важна и многогранна. Оpганизационная культуpа oбъединяет все виды деятельности и отношение кoмпании, сплачивает команды и повышает производительность. Она также фоpмиpует внешний имидж кoмпании, сoздает ее статус, определяет характеp взаимоотношении opганизационнoй культуpoй, спосoбствующей стабильности  кoмпаний, сталкивающих с постоянными изменениями, пpедставляет бoльшoй научный и практический интерес.

Участники любого проекта являются носителями культуры, но в организации с устоявшейся организационной культурой, становится атрибутом организации, который кажется отдельным от людей, но в тоже время положительно влияет на членов организации и формирует их поведение с помощью определенных и установленных норм и ценностей.

Культура должна играть важную роль в жизни организации, и в свою очередь она должна быть в центре внимания руководства. Руководство, с одной стороны, соответствует организационной культуре и находится под ее сильным влиянием,  а с другой стороны, может влиять на ее формирование и развитие [5].

Организационная культура обеспечивает систему координат, которая объясняет, почему организации работают так, как они работают и почему они не работают,  и помогает облегчить проблему согласования индивидуальных целей с общими целями организации, путем создания общего культурного пространства, включающего ценности, поведение и нормы, которые разделяют все сотрудники. Говоря об эффективности организационной культуры, возникает вопрос  о том как определить эффективность. Под эффективностью экономисты и ученые «понимают интенсивность функционирования системы, и степень достижения целей, уровень организации системы, и уровень эффективности по сравнению с затратами производства [1].

Поскольку организационная культура развивается и меняется с течением времени, можно сравнить характеристики ее развития с жизненным циклом предприятия. Характеристики организационной культуры на фазам жизненного цикла предприятия представлены в таблице 1.

Талица 1. Особенности организационной культуры на этапах жизненного цикла предприятия

Стадия жизненного цикла

Особенности организационной культуры

Создание

Для него характерны командных дух, сплоченность персонала, и высокой уровень активности в работе. Ценности, организационные цели, правила поведения сотрудников и другие элементы, если и сформулированы, то не четко.

Рост

Становление организационной культуры, формулирование первоначальных приоритетных ценностей и целей, установление внешних и внутренних отношений, формулирование символов, традиций, обычаев и легенд.

Начало стабилизации

Формируется индивидуальный фирменный стиль, создаются торговые марки, логотипы, фирменные шрифты, цвета и т.п.

Стабильность

Создание корпоративной идентичности, управление имиджем и репутацией, повышение благосостояния сотрудников, генерирование идей, проведение исследований, внедрение инноваций. Устанавливать традиции, обычаи.

Спад, застой

Преобладает консервативность, бюрократизм, система контроля носит многоуровневый и сложный характер, новые идеи сталкиваются с различного рода препятствиями, отсутствует самостоятельность в принятии решения и индивидуальность ответственности, персонал безынициативен и обезличен с точки зрения ответственности и обязанностей.

Ликвидация или обновление

Организационная культура не принимается персоналом, особенно новичками. Существует потребность в обновлении, так как на этом этапе организационная культура не соответствует требованиям и может не выполнять свойственные ей функции

Степень соответствия организационной культуры стадии развития предприятия с практической точки зрения можно оценить с помощью методики составления профиля текущей и идеальной организационной культуры.

Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности. Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и, чувства индивида по отношению к организации[2] .

В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха.

Авторы известного бестселлера «В поисках успешного управления»

Т. Питере и Р. Уотерман обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации (управлении проектом). Взяв за: образец успешные американские фирмы и описав управленческую практику, они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху.

Ценности, которые повышают организационную эффективность проектного управления  показаны в таблице 2[4].

Таблица 2. Ценности, которые повышают организационную эффективность проектного управления

Ценности

Характеристика

Вера в действия

Эта ценность позволяет принимать решения даже в  ситуации отсутствия информации о  происходящем. Откладывание решений равнозначно их непринятию

Связь с потребителем

Для успешных компаний потребитель – это главный источник информации, который поступает в  организацию. Для таких фирм  удовлетворенность потребителя  - это сердцевина их  корпоративной культуры.

Автономия и предприимчивость

Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, «делятся» на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска

Производительность зависит от человека

Данная ценность делает человека самым ценным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов

Знай то, чем управляешь

Согласно укоренившейся культурной нормой успешных компаний ожидается, что он управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы

В основе модели  лежит необходимость адаптациик постоянно  изменяющимся условиям  окружающей среды,  достижению поставленных целей,  интеграции своих частей в  единую систему и наконец,  признанию других организаций. Если  эти ценности помогают организации адаптироваться и  достигать целей, а  также объединять людей и  другие организации, то такая культура  может оказывать влияние на  деятельность организации.

Таким образом, особенности организационной культуры различаются в зависимости от этапов жизненного цикла. Особенности на этапе создания: командного духа, сплоченности персонала, высокой активности в работе; на этапе роста: становление организационной культуры, разрабатываются первоначальные приоритетные ценности, цели, налаживаются внешние и внутренние связи; начало стабилизации: формируется индивидуальный фирменный стиль, создаются торговые марки, логотипы, фирменные шрифты, цвета и т.п.; стабильность: фирменный стиль утвержден, управлению подлежат имидж и репутация, развивается социальное обеспечение сотрудников, генерируются идеи, проводятся исследования и внедряются инновации; спад: консервативность, бюрократизм, система контроля носит многоуровневый и сложный характер, новые идеи сталкиваются с различного рода препятствиями, отсутствует самостоятельность в принятии решения и индивидуальность ответственности; ликвидация: потребность в обновлении, так как на этом этапе организационная культура не соответствует требованиям и может не выполнять свойственные ей функции.


Библиографический список
  1. Алексашина Т. В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов // Экономические и гуманитарные науки. – 2019. –  № 7 (282). –  С. 43–55.
  2. Барашкова, А. Совершенствование организационной культуры компании / Александра Барашкова // Кадровик, 2020. – № 2. – С. 113-120.
  3. Захарова, А. М. Управление проектами: технические VS человеческие навыки / А.М. Захарова  // Управление развитием персонала. – 2019. – № 1 (33). – С. 82-86
  4. Леонова, А. Б. Мотивационно-ценностные ориентации персонала и привлекательность организационной культуры / А. Б. Леонова, Ф. Р. Султанова // Вопросы психологии. – 2020. –№ 4. – С. 80-91.
  5. Раевский, С. В. Применение методов проектного управления на предприятиях малого бизнеса / С.В. Раевский // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2019. – № 2. – С. 52-55.


Все статьи автора «Рожкова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: