РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА ПО ИСТОРИКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Костюк Ирина Владимировна
Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское ПКУ)
воспитатель учебного курса

Аннотация
В практической деятельности воспитателю необходимо четко представлять, что «военно-патриотическое направление – это ориентирование на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение военной истории России и воинских традиций».

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Костюк И.В. Работа воспитателя Нахимовского военно-морского училища по историко - краеведческой и военно-патриотической направленности // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/06/100448 (дата обращения: 21.04.2024).

Сегодня вокруг нашей страны складывается напряженная геополитическая ситуация, много негативной информации, распространяемой зарубежными и некоторыми российскими СМИ, лидеры западных стран делают неоднозначные заявления в адрес России, в которых они опускаются до прямых угроз. Попытки ряда стран переписать мировую историю становятся все агрессивнее.  Данные обстоятельства поднимают вопросы историко-краеведческой и военно-патриотической направленности в процессе воспитания гражданина России на качественно новый уровень. В связи с этим в системе работы воспитателя в нахимовском военно-морском училище данные направления воспитательной работы являются приоритетными.

С. В. Шевцова, Н. М. Матвейчук подчеркивают, что «в основе организации военно-патриотического воспитания лежит приобщение к патриотическим ценностям (любовь к Отечеству, семье, гордость за героическое прошлое и др.), которые способствуют формированию готовности действовать в соответствии с нравственными нормами и принципами гражданской идентичности» [3, c.148].

Таким образом, цель военно-патриотического воспитания – непрерывно развивать патриотические качества и чувства, сформировать у нахимовцев умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

В качестве основных задач системы работы воспитателя в нахимовском училище по военно-патриотическому воспитанию выступают следующие:

- развитие патриотических ценностей, взглядов и убеждений, отвечающих интересам Родины;

- формирование стойких убеждений, продолжить службу в рядах Военно-морского флота России после выпуска из училища;

- формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, к воинским традициям и ритуалам, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных символов и святынь нашего государства;

- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов – Герба, Флага и Гимна Российской Федерации;

Н. М. Матвейчук выделяет принципы, на которые основывается военно-патриотическое воспитание:

- принцип признания необходимости и приоритетности военно-патриотического воспитания;

- принцип универсальности и взаимозависимости направлений патриотического воспитания. Данный принцип предполагает сохранить целостный и комплексный подход к их реализации;

- принцип активности и целеустремленности в работе по патриотическому воспитанию;

- принцип адресности и дифференцированного подхода в работе с воспитанниками, многообразие средств и методов, учитывающих особенности и интересы, их уровень образования, социальное положение и др;

- принцип открытости и независимости оценки результатов реализации мер, направленных на военно-патриотическое воспитание обучающихся; [2, c.258]

Эти взаимосвязанные принципы реализуются в едином ключе. Соблюдение данных принципов ориентирует воспитателя в успешном решении поставленных задач и эффективном осуществлении военно-патриотического воспитания нахимовцев.

Основные формы реализации военно-патриотического воспитания обучающихся в нашем училище:

  1. Реализация программ внеурочной деятельности «Профессия –Родину защищать», «Беседы о важном», «Строевая подготовка».
  2. Руководство проектной и исследовательской деятельностью воспитанников.
  3. Военно-профессиональная ориентация обучающихся.

Эти мероприятия обеспечивают развитие у нахимовцев заинтересованного отношения к военной службе, готовность к достойному выполнению своих обязанностей по защите Отечества

Воспитатели в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) в рамках внеурочной деятельности ежемесячно проводят мероприятия по историко-краеведческому и военно-патриотическому направлению с использованием следующих форм:

- диспуты по итогам знакомства с историческими памятниками Севастополя ««Верность воинскому долгу – как я это понимаю на примерах героев 35 береговой обороны», «Малахов курган – легенда обороны Севастополя», «Сапун-Гора – место жесточайших сражений», «Балаклава – секретный стратегический объект ВМФ»;

- беседы «Почему я хочу стать морским офицером», «Военно-морские династии нашего класса»;

- уроки мужества «Герои операции Z», «Где мы – там Победа»;

- встречи с участниками СВО на Украине, ветеранами локальных войн и конфликтов;

- правовые лектории на тему «Правовая культура военнослужащих, знание правовых норм, понимание их значения», «Бережно относиться к военному и государственному имуществу – долг каждого нахимовца»

Особое значение в ходе решения задач военно-патриотического воспитания воспитанников как будущих офицеров, имеет героический опыт прошлого, заключающийся в победах русского народа в сражениях под руководством великих русских полководцев России.

В результате системы работы воспитателей в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) по историко-краеведческому и военно-патриотическому направлению у воспитанников наблюдается формирование таких качеств как нравственные, патриотические и духовные.

Наши воспитанники приняли активное участие в проведении всероссийской акции «Письмо солдату», написав десятки писем военнослужащим, выполняющим задачи в рамках военной спецоперации на Украине. Нахимовцы 3 учебного курса высадили кипарисы на Аллее Героев, в память о тех, кто пожертвовал своей жизнью, защищая интересы Родины. Каждый саженец назван в честь павших в боях на Украине севастопольцев. К 81-й годовщине начала второй героической обороны Севастополя на 35-й береговой батарее открылась выставка «Матросы идут по земле». В оформлении экспозиции активно участвовали наши обучающиеся.

На основе всего вышеизложенного можно отметить о том, что роль работы воспитателя нахимовского военно-морского училища по историко-краеведческой и военно-патриотической направленности в настоящее время весьма значительна. Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К. Д. Ушинского о том, что личность воспитателя, значит всё в деле воспитания.


Библиографический список
  1. Матвейчук Н. М. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах / Н. М. Матвейчук // Вестник адъюнкта. – 2021. – № 1(11). – EDN QRLLFV
  2. Шишкина Т. И. Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев в системе образования Екатеринбургского суворовского военного училища / Т. И. Шишкина, Ф. С. Ахмедов, С. В. Рязанов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 мая 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью “Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”, 2018. – С. 111-113
  3. Шевцова С. В. Научные подходы военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах / С. В. Шевцова, Н. М. Матвейчук // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2021. – № 2(77). – С. 147-149


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Костюк Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация