Сегодня вокруг нашей страны складывается напряженная геополитическая ситуация, много негативной информации, распространяемой зарубежными и некоторыми российскими СМИ, лидеры западных стран делают неоднозначные заявления в адрес России, в которых они опускаются до прямых угроз. Попытки ряда стран переписать мировую историю становятся все агрессивнее. Данные обстоятельства поднимают вопросы историко-краеведческой и военно-патриотической направленности в процессе воспитания гражданина России на качественно новый уровень. В связи с этим в системе работы воспитателя в нахимовском военно-морском училище данные направления воспитательной работы являются приоритетными.
С. В. Шевцова, Н. М. Матвейчук подчеркивают, что «в основе организации военно-патриотического воспитания лежит приобщение к патриотическим ценностям (любовь к Отечеству, семье, гордость за героическое прошлое и др.), которые способствуют формированию готовности действовать в соответствии с нравственными нормами и принципами гражданской идентичности» [3, c.148].
Таким образом, цель военно-патриотического воспитания – непрерывно развивать патриотические качества и чувства, сформировать у нахимовцев умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
В качестве основных задач системы работы воспитателя в нахимовском училище по военно-патриотическому воспитанию выступают следующие:
- развитие патриотических ценностей, взглядов и убеждений, отвечающих интересам Родины;
- формирование стойких убеждений, продолжить службу в рядах Военно-морского флота России после выпуска из училища;
- формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, к воинским традициям и ритуалам, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных символов и святынь нашего государства;
- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов – Герба, Флага и Гимна Российской Федерации;
Н. М. Матвейчук выделяет принципы, на которые основывается военно-патриотическое воспитание:
- принцип признания необходимости и приоритетности военно-патриотического воспитания;
- принцип универсальности и взаимозависимости направлений патриотического воспитания. Данный принцип предполагает сохранить целостный и комплексный подход к их реализации;
- принцип активности и целеустремленности в работе по патриотическому воспитанию;
- принцип адресности и дифференцированного подхода в работе с воспитанниками, многообразие средств и методов, учитывающих особенности и интересы, их уровень образования, социальное положение и др;
- принцип открытости и независимости оценки результатов реализации мер, направленных на военно-патриотическое воспитание обучающихся; [2, c.258]
Эти взаимосвязанные принципы реализуются в едином ключе. Соблюдение данных принципов ориентирует воспитателя в успешном решении поставленных задач и эффективном осуществлении военно-патриотического воспитания нахимовцев.
Основные формы реализации военно-патриотического воспитания обучающихся в нашем училище:
- Реализация программ внеурочной деятельности «Профессия –Родину защищать», «Беседы о важном», «Строевая подготовка».
- Руководство проектной и исследовательской деятельностью воспитанников.
- Военно-профессиональная ориентация обучающихся.
Эти мероприятия обеспечивают развитие у нахимовцев заинтересованного отношения к военной службе, готовность к достойному выполнению своих обязанностей по защите Отечества
Воспитатели в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) в рамках внеурочной деятельности ежемесячно проводят мероприятия по историко-краеведческому и военно-патриотическому направлению с использованием следующих форм:
- диспуты по итогам знакомства с историческими памятниками Севастополя ««Верность воинскому долгу – как я это понимаю на примерах героев 35 береговой обороны», «Малахов курган – легенда обороны Севастополя», «Сапун-Гора – место жесточайших сражений», «Балаклава – секретный стратегический объект ВМФ»;
- беседы «Почему я хочу стать морским офицером», «Военно-морские династии нашего класса»;
- уроки мужества «Герои операции Z», «Где мы – там Победа»;
- встречи с участниками СВО на Украине, ветеранами локальных войн и конфликтов;
- правовые лектории на тему «Правовая культура военнослужащих, знание правовых норм, понимание их значения», «Бережно относиться к военному и государственному имуществу – долг каждого нахимовца»
Особое значение в ходе решения задач военно-патриотического воспитания воспитанников как будущих офицеров, имеет героический опыт прошлого, заключающийся в победах русского народа в сражениях под руководством великих русских полководцев России.
В результате системы работы воспитателей в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) по историко-краеведческому и военно-патриотическому направлению у воспитанников наблюдается формирование таких качеств как нравственные, патриотические и духовные.
Наши воспитанники приняли активное участие в проведении всероссийской акции «Письмо солдату», написав десятки писем военнослужащим, выполняющим задачи в рамках военной спецоперации на Украине. Нахимовцы 3 учебного курса высадили кипарисы на Аллее Героев, в память о тех, кто пожертвовал своей жизнью, защищая интересы Родины. Каждый саженец назван в честь павших в боях на Украине севастопольцев. К 81-й годовщине начала второй героической обороны Севастополя на 35-й береговой батарее открылась выставка «Матросы идут по земле». В оформлении экспозиции активно участвовали наши обучающиеся.
На основе всего вышеизложенного можно отметить о том, что роль работы воспитателя нахимовского военно-морского училища по историко-краеведческой и военно-патриотической направленности в настоящее время весьма значительна. Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К. Д. Ушинского о том, что личность воспитателя, значит всё в деле воспитания.
Библиографический список
- Матвейчук Н. М. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах / Н. М. Матвейчук // Вестник адъюнкта. – 2021. – № 1(11). – EDN QRLLFV
- Шишкина Т. И. Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев в системе образования Екатеринбургского суворовского военного училища / Т. И. Шишкина, Ф. С. Ахмедов, С. В. Рязанов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 мая 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью “Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”, 2018. – С. 111-113
- Шевцова С. В. Научные подходы военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах / С. В. Шевцова, Н. М. Матвейчук // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2021. – № 2(77). – С. 147-149