ЦЕЛИ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИКИ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В КИТАЕ

Архипова Вероника Игоревна
Шадринский филиал Финуниверситета
студент

Аннотация
«Культурная революция» 1966-1967 гг. стала поединком одного человека Мао Цзэдуна с целым поколением. Целью этой работы было описать цели «культурной революции», раскрыть ход революции и ее последствия. Исходя из цели можно выделить несколько задач: рассмотреть предпосылки «культурной революции», рассмотреть цели и проявления революции в Китае, раскрыть последствия. Объект исследования: «культурная революция» в Китае. Предмет исследования: цели, проявления и последствия политики «культурной революции» в Китае.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Архипова В.И. Цели, проявления и последствия политики «Культурной революции» в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100383 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель:
Харлова Елена Александровна
Шадринский филиал Финуниверситета 

 

Культурная революция, официально известная как Великая пролетарская культурная революция, была общественно-политическим движением в Китайской Народной Республике (КНР), начатым Мао Цзэдуном в 1966 году и продолжавшимся до его смерти в 1976 году.

Предпосылками «культурной революции» стало то, что авторитет Мао Цзэдуна среди партийного руководства был подорван крушением «большого скачка», и он с 1962 г. отошёл от активного руководства страной, передав бразды правления председателю республики Лю Шаоци, Мао был опытным стратегом, он старался занять позиции, с которых можно было бы опять увлечь страну глобальными планами. [1, стр. 2]

В период с 1966 г. по 1969 г. Мао и его жена Цзян Цин вовлекли всю страну в дискуссию по поводу её политического будущего. После того, как Мао снова занял пост председателя партии и главы государства, Китай оказался в состоянии перманентной революции.

Целями «культурной революции» было:

- искоренить в общества контрреволюционные элементы, к которым оказались отнесены управленческие кадры, люди с высшим образованием, особенно полученным в СССР;

- навязать партии и народу свою схему развития Китая, предусматривающую ускоренное развитие социализма, отказ от методов экономического стимулирования, развития по принципу «казарменного коммунизма».

В августе 1966 года Мао Цзэдун призвал к началу «культурной революции» на Пленуме Центрального комитета коммунистической партии. Он призвал к созданию отрядов “красных охранников» для наказания партийных чиновников и любых других лиц, которые проявляли буржуазные тенденции.

На призыв Мао откликнулись ученики, некоторые из которых были еще в начальной школе, они организовались в первые отряды «красных охранников». Позже к ним присоединились рабочие и солдаты.

Первыми целями «красных охранников» были буддийские храмы, церкви и мечети, которые были разрушены до основания или переоборудованы для других целей. Священные тексты, а также конфуцианские писания были сожжены вместе с религиозными статуями и другими произведениями искусства. Любой объект, связанный с дореволюционным прошлым Китая, подлежал уничтожению.

В своем рвении хунвейбины начали преследовать людей, которых также считали «контрреволюционерами» или «буржуа». Охранники проводили так называемые «сеансы борьбы», на которых они подвергали оскорблениям и публичному унижению людей, обвиненных в капиталистических взглядах (обычно это были учителя, монахи и другие образованные люди). [2, стр. 2]. Эти заседания часто включали физическое насилие, и многие из обвиняемых погибли или оказались в лагерях перевоспитания на долгие годы.

К февралю 1967 года Китай погрузился в хаос.  Хунвейбины раскололись на ревностные соперничающие группировки, каждая из которых претендовала на то, чтобы быть истинным представителем маоистской мысли. Жена Мао Цзян Цин поощряла красногвардейцев совершать набеги на оружие Народно-освободительной армии (НОАК) и даже полностью заменять армию, если это необходимо. Культ собственной личности Мао Цзэдуна, поощряемый для придания импульса движению, приобрел религиозные масштабы. Возникшие в результате анархия и террор полностью разрушили городскую экономику. Промышленное производство в 1968 году упало на 12 процентов ниже уровня 1966 года.

Когда наихудшая часть уличного насилия закончилась, «культурная революция» в последующие шесть или семь лет вращалась главным образом вокруг борьбы за власть в высших эшелонах Коммунистической партии Китая. К 1971 году Мао и его заместитель Линь Бяо обменивались покушениями на убийство друг друга. [3, стр. 1.] 13 сентября 1971 года Лин и его семья пытались улететь в Советский Союз, но их самолет потерпел крушение. Официально у него закончилось топливо или отказал двигатель, но есть предположение, что самолет был сбит либо китайскими, либо советскими официальными лицами.

Мао быстро старел, и его здоровье ухудшалось. Одним из главных игроков в борьбе за престолонаследие была его жена Цзян Цин. Она и три ее закадычных друга, называемые «Бандой четырех», контролировали большую часть китайских СМИ и выступали против Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и д.р.. Хотя политики все еще были полны энтузиазма по поводу чистки своих оппонентов, китайский народ потерял вкус к движению.

Чжоу Эньлай умер в январе 1976 года, и народная скорбь по поводу его смерти вылилась в демонстрации против «Банды четырех» и даже против Мао. В апреле целых 2 миллиона человек наводнили площадь Тяньаньмэнь на поминальную службу по Чжоу Эньлаю – и скорбящие публично осудили Мао и Цзян Цин. Великое землетрясение в Таншане в июле того года подчеркнуло отсутствие руководства у Коммунистической партии перед лицом трагедии, что еще больше подорвало общественную поддержку. Цзян Цин даже выступила по радио, чтобы призвать людей не позволить землетрясению отвлечь их от критики Дэн Сяопина.

Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 года. При жизни Мао признал, что «культурная революция», задуманная как политическое движение, привела к социальному хаосу и трагедии. Окончание «культурной революции» было официально объявлено на 11-м съезде Коммунистической партии Китая в 1977 году. Виноградова А.В. в своей статье «Одиннадцатый съезд Коммунистической партии Китая» указывает, что Хуа Гофэн представил на этом съезде четырехчасовой доклад, [4, стр. 39] который сменил Мао Цзэдуна на посту Председателя ЦК КПК. В своем докладе он объявил о завершении «культурной революции»: «Таким образом, первая пролетарская культурная революция в нашей стране, продолжавшаяся 11 лет, характеризовалась разгромом «Банды четырех» и провозгласила победу над ней». [5]

В течение всего десятилетия «культурной революции» школы в Китае не работали, в результате чего целое поколение осталось без формального образования. Все образованные и профессиональные люди были объектами для перевоспитания. Те, кто не был убит, были рассеяны по сельской местности, трудились на фермах или в трудовых лагерях.

Всевозможные древности и артефакты были изъяты из музеев и частных домов и уничтожены как символы «старого мышления». Бесценные исторические и религиозные тексты также были сожжены дотла.

Точное число людей, убитых во время «культурной революции», неизвестно, но оно исчислялось, по крайней мере, сотнями тысяч, если не миллионами. Многие жертвы публичного унижения также покончили с собой. Представители этнических и религиозных меньшинств пострадали непропорционально сильно, включая тибетских буддистов, народ хуэй и монголов.

Ужасные ошибки и жестокое насилие омрачают историю коммунистического Китая. «Культурная революция» относится к числу худших из этих инцидентов не только из-за ужасающих человеческих страданий, но и потому, что так много остатков великой и древней культуры этой страны были умышленно уничтожены.

Таким образом, период «культурной революции» обнажил проблемы, которые накапливались в Китае годами. [6] Внесудебное и незаконное использование масс для борьбы с политическими противниками привело к резкому росту уровня преступности и большому количеству жертв. Государство не только не смогло гарантировать защиту прав граждан, но и поощряло внешние нарушения, и многие сферы жизни общества были заморожены на долгие годы.


Библиографический список
  1. Рябченко Николай Павлович История Китая в xx веке // Россия и АТР. 2013. №1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kitaya-v-xx-veke (дата обращения: 15.05.2023);
  2. Федоренко Сергей Александрович, Сметана Наталья Владимировна ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В КИТАЕ // Право и практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-kulturnoy-revolyutsii-v-kitae (дата обращения: 15.05.2023);
  3. Сюй Цзяцин Линь Бяо и его роль в «Великой культурной революции» // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lin-byao-i-ego-rol-v-velikoy-kulturnoy-revolyutsii (дата обращения: 15.05.2023);
  4. Виноградова А.В. XI съезд КПК // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М., 2016. URL: https://www.shamardanov.ru/istoriya-kitaya-s-drevnejshih-vremen-do-nachala-xxi-veka-v-10-tomah-toma-1-9-skachat-pdf-skachat-djvu.html (дата обращения: 15.05.2023);
  5. База данных всех прошедших съездов народных представителей Коммунистической Партии Китая // Официальный сайт коммунистической Партии Китая. 1997-2013. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64563/ 65449/4441886.html (дата обращения 15.05.2023);
  6. Отношения между Россией и Китаем: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научной конференции (Москва, 4 июля 2019 г.) / Отв. Ред. Турицын И.В., Дай Цзянбин, Разов П.В. М.: НИИ ИЭП, 2019.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «thegreeneee»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация