СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Беляева Юлия Алексеевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности функционирования особых экономических зон Республики Корея и Китайской Народной Республики. Особые экономические зоны имеют множества преимуществ, которые являются рычагом как для выхода национальной экономики на мировую арену, так и для поддержания уровня конкурентоспособности экономик государств. В силу исторических, культурных и географических особенностей особые экономические зоны КНР и РК имеют некоторые общие черты и различия. На основании сравнительного анализа характеристик СЭЗ вышеупомянутых стран предоставлены выводы о принципах работы и устройства СЭЗ.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Беляева Ю.А. Сравнительный анализ особых экономических зон Республики Корея и Китайской Народной Республики // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100382 (дата обращения: 20.07.2024).

В условиях развития национальных экономик государств и поддержания конкурентоспособности на мировом рынке применяются различные способы достижения желаемых результатов. Одним из рычагов стимуляции экономической деятельности является создание особых экономических зон (СЭЗ). Успешное функционирование которых способствует формированию благоприятных условий, как для ведения бизнеса, так и для привлечения инвестиций в ту или иную область.

С каждым годом количество свободных экономических зон растет, появляются новые виды. Но в зависимости от страны функциональность, форма и способы управления СЭЗ различаются. Именно фактор отличия зон дает почву для их исследования и выделения особенностей, способствующих эффективному функционированию тех или иных экономических зон. Опыт создания и развития СЭЗ Республики Корея интересен с точки зрения планирования и управления, а также с точки зрения эффективности применения свободных экономических зон как инструмент становления национальной экономики почти что с нуля и дальнейших выход на мировую арену. Опыт КНР в первую очередь привлекателен для изучения не только со стороны создания большого количества СЭЗ, но и со стороны создания специальных свободных зон в других странах (Мьянма и Лаос) [1].

История свободных экономических зон Южной Кореи уходит корнями во вторую половину 20 века, когда к власти пришел президент Пак Чон Хи. В то время экономика страны нуждалась в модернизации, правительство проводило курс на повышение темпов роста экономики. Ввиду отсутствия необходимых ресурсов для наращивания экономической мощи, президент Пак в 1960-х начинает вести политику по привлечению иностранных инвестиций, инструментом для реализации которой являются свободные экономические зоны. Первыми проектам стали СЭЗ Масан (1970г.) и СЭЗ Иксан (1974г.) [2]. 

На данный момент в Республике Корея функционируют 9 особых экономических зон – СЭЗ Инчхон, СЭЗ Пусан-Чжинхэ (с 2003 г.), СЭЗ Залива Кванян (с 2004 г.), СЭЗ Кенгидо (с 2008 г.), СЭЗ Тэгу-Кенбук (с 2008 г.), СЭЗ Восточного побережья (с 2013 г.), СЭЗ Чунбук (с 2013 г.), СЭЗ Кванчжу (с 2020 г.) и СЭЗ Ульсан (с 2020 г.) [3].

Все вышеперечисленные зоны делятся на зоны иностранных инвестиций, зоны свободной торговли и свободные экономические зоны. Относительно территориально-административного деления РК, СЭЗ рассредоточены по всей территории страны, и почти в каждой провинции существуют свои зоны.

СЭЗ Инчон функционирует с упором на высокотехнологическую отрасль, не исключая при этом туризм и бизнес. СЭЗ Пусан-Чжинхэ и СЭЗ Залива Кванян сосредоточены на отраслях производства, логистики и локального туризма. CЭЗ Кенгидо – центр инновационного роста и высокотехнологичных разработок. СЭЗ Тэгу-Кенбук ориентирована на развитие отрасли машиностроения, отрасли производства электронного оборудования и отрасли образования. СЭЗ Восточного побережья имеет потенциал для развития металлургии и для развития туристического направления. СЭЗ Чунбук специализируется на IT сфере и на развитии биотехнологий. СЭЗ Кванчжу – производство с внедрением искусственного интеллекта и экологических чистых методов. СЭЗ Ульсан – энергетический и нефтехимический кластер.

Правовой базой, на которую опираются при разработке и реализации проектов СЭЗ это Закон о создании и управлении свободными экономическим зонами от 30 декабря 2002 года [4]. Цели существования и функционирования СЭЗ таковы: привлечение иностранного капитала, поддержание международной конкурентоспособности и равномерное распределение результатов прогресса между регионами.

Согласно этому закону, под свободной экономической зоной подразумевается территория, созданная с целью улучшений среды для привлечения предприятий с иностранными инвестициями и условий проживания для иностранцев.

В Корее управление осуществляется Ответственный орган: Комитет по свободным экономическим зонам при министерстве экономики знаний Южной Кореи.

На территориях особых экономических зон РК проводится политика смягчения регулирования, доступна финансовая поддержка и развитая инфраструктура, а также предоставляется системное и профессиональное комплексное обслуживание [5]. Что касается налоговых льгот, то корейские особые экономические зоны предлагают для резидентов СЭЗ с иностранным капиталом и разработчиков:

  1. снижение пошлин или освобождение (вплоть до 5 лет) от них;
  2. освобождение (вплоть до 15 лет)  или снижение налога на приобретение;
  3. освобождение (вплоть до 15 лет) или снижение налога на имущество [6].

Китайские СЭЗ развивались, начиная с 1980-х годов, когда была проведена рыночная политика в Шэньчжэне [7]. За этим последовало открытие прибрежных городов, в частности Чжанчжоу, для ускорения повышения показателя экономического роста за счет выгодного географического положения и экономической открытости. Самыми первыми в Китае появились особые экономические зоны (1980-е г.), за ними последовали зоны экономического и технологического развития. С 1990-х годов начинают создаваться зоны высоких и новых технологий и пограничные особые экономические зоны. Последним типом СЭЗ в КНР являются новые зоны свободной торговли и зарубежные зоны экономического и межконфессионального сотрудничества [8].

Под свободными экономическими зонами (или зонами свободной торговли) в КНР подразумеваются территории, где иностранным компаниям предоставляются льготные налоговые условия и выгодная экономическая среда для ведения бизнеса. Однако китайские особые экономические зоны представляют собой не какое-то конкретное предприятие или производство, а комплекс осуществляемых экономических процессов и услуг [9].

На 2021 г. на территории Китайской Народной Республики находится 21 особая экономическая зона [10]. Принято объединять все особые экономические зоны КНР по территориальному принципу: Шэньчжэнь, Чжухай, Хайнань, Шаньтоу, Новый район Пудун, Новый район Биньхай. Не все территоиально-административные единицы имеют на своей территории особую зону, поэтому для СЭЗ Китая характерна низкая степень интеграции в экономику.

В Китае различные модели управления СЭЗ представляют собой следующее: 1) государственные административные органы осуществляют управленческие функции; 2) специальный административный комитет, управляемый правительственными комитетами; и 3) совместное управление партнерами по СЭЗ и государственными административными органами. Решения, связанные с образованием СЭЗ, возложены на Государственный совет Китайской Народной Республики. Закона о регулировании деятельности СЭЗ на территории Китая нет, однако положения, связанные с особенностями функционирования отдельных зон, утверждаются на местах.

Что касается льгот, то в Китае они представлены в качестве отсутствия пошлин на ввоз и вывоз товара, упрощенной системы регистрации компаний, пониженного корпоративного подоходного налога, ускоренного возврата НДС (налога на добавленную стоимость) и т. д.

Таким образом, особенности корейских и китайских особых экономических зон имеют как общие черты, так и различия. Период создания первых экономических зон относится к концу 20 века, однако Республика Корея разработала и создала свои первые особые зоны примерно на 10 лет раньше, чем Китай. В РК этот процесс связан с политикой президента Пак Чон Хи, направленной на ускорение темпов экономического роста. В Китае же создание СЭЗ тесно переплетается с введением «политики открытости».

Более того, на территории Республики Корея деятельность особых экономических зон регулируется, прежде всего, специальным «Законом о создании и управлении СЭЗ», в то время как на территории КНР нет единого закона. Отличия присутствуют и в системах управления СЭЗ и в формах организации особых экономических зон.

Однако в обеих странах успех функционирования особых экономических зон достигается за счёт создания четкой концепции и плана развития той или иной зоны. Проведение эффективной управленческой политики также является одним из факторов успеха СЭЗ в Китае и в Южной Корее.

Обе страны имеют выгодное географическое положение, в том числе выход к морю, что тоже способствует развитию торговых отношений и созданию морских транспортных узлов. Развитие внешнеторговых отношений при этом не означает упор на конкретную отрасль. И Китай и Республика Корея уделяют должное внимание сфере НИОКР и IT, что положительно складывается на повышении эффективности производства.


Библиографический список
  1. Chen, Xiangming Change and continuity in special economic zones: a reassessment and lessons from China. Transnational Corporations. – 2019. – V. 26, no. 2 – pp. 49-74.
  2. Герреро, Б. Л. Ф. Развитие экономики транснациональных корпораций Южной Кореи / Б. Л. Ф. Герреро // Глобализация – путь к объединению : Сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 10 апреля 2017 года / Под редакцией Л.В. Бычковой, В.М. Кузьминой. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2017. – С. 45-49.
  3. Korean Free Economic Zones: site. – Korea, 2020. – URL: http://www.fez.go.kr/ (дата обращения: 08.01.2023). – Текст: электронный.
  4. Act on Designation and Management of Free Economic Zones No. 15309 //  Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=46782&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
  5. Foreign Investment Promotion Act No. 14839 // Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=44627&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
  6. Restriction of Special Taxation Act No. 14760 // Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=43262&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
  7. Zeng, Douglas Zhihua Building Engines for Growth and Competitiveness in China : Experience with Special Economic Zones and Industrial Clusters. World Bank. – 2010. – pp. 55-58
  8. A New Look at Special Economic Zones in Asia. // Asian development bank: website. – URL: https://www.adb.org/news/features/new-look-special-economic-zones (дата обращения: 12.01.2023).
  9. Wong, Kwan-yiu. 1987. «China’s Special Economic Zone Experiment: An Appraisal» Geografiska Annaler Serices B, Human Geography, 69. – V. 1. pp. 27-40.
  10. FDI China Exclusive: The 21 Free Trade Zones Guide 2022 // FDI China: website. – URL: https://www.fdichina.com/blog/fdi-china-exclusive-the-21-free-trade-zones-guide-2021/ (дата обращения: 12.01.2023).


Все статьи автора «Беляева Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация