С каждым годом количество свободных экономических зон растет, появляются новые виды. Но в зависимости от страны функциональность, форма и способы управления СЭЗ различаются. Именно фактор отличия зон дает почву для их исследования и выделения особенностей, способствующих эффективному функционированию тех или иных экономических зон. Опыт создания и развития СЭЗ Республики Корея интересен с точки зрения планирования и управления, а также с точки зрения эффективности применения свободных экономических зон как инструмент становления национальной экономики почти что с нуля и дальнейших выход на мировую арену. Опыт КНР в первую очередь привлекателен для изучения не только со стороны создания большого количества СЭЗ, но и со стороны создания специальных свободных зон в других странах (Мьянма и Лаос) [1].
История свободных экономических зон Южной Кореи уходит корнями во вторую половину 20 века, когда к власти пришел президент Пак Чон Хи. В то время экономика страны нуждалась в модернизации, правительство проводило курс на повышение темпов роста экономики. Ввиду отсутствия необходимых ресурсов для наращивания экономической мощи, президент Пак в 1960-х начинает вести политику по привлечению иностранных инвестиций, инструментом для реализации которой являются свободные экономические зоны. Первыми проектам стали СЭЗ Масан (1970г.) и СЭЗ Иксан (1974г.) [2].
На данный момент в Республике Корея функционируют 9 особых экономических зон – СЭЗ Инчхон, СЭЗ Пусан-Чжинхэ (с 2003 г.), СЭЗ Залива Кванян (с 2004 г.), СЭЗ Кенгидо (с 2008 г.), СЭЗ Тэгу-Кенбук (с 2008 г.), СЭЗ Восточного побережья (с 2013 г.), СЭЗ Чунбук (с 2013 г.), СЭЗ Кванчжу (с 2020 г.) и СЭЗ Ульсан (с 2020 г.) [3].
Все вышеперечисленные зоны делятся на зоны иностранных инвестиций, зоны свободной торговли и свободные экономические зоны. Относительно территориально-административного деления РК, СЭЗ рассредоточены по всей территории страны, и почти в каждой провинции существуют свои зоны.
СЭЗ Инчон функционирует с упором на высокотехнологическую отрасль, не исключая при этом туризм и бизнес. СЭЗ Пусан-Чжинхэ и СЭЗ Залива Кванян сосредоточены на отраслях производства, логистики и локального туризма. CЭЗ Кенгидо – центр инновационного роста и высокотехнологичных разработок. СЭЗ Тэгу-Кенбук ориентирована на развитие отрасли машиностроения, отрасли производства электронного оборудования и отрасли образования. СЭЗ Восточного побережья имеет потенциал для развития металлургии и для развития туристического направления. СЭЗ Чунбук специализируется на IT сфере и на развитии биотехнологий. СЭЗ Кванчжу – производство с внедрением искусственного интеллекта и экологических чистых методов. СЭЗ Ульсан – энергетический и нефтехимический кластер.
Правовой базой, на которую опираются при разработке и реализации проектов СЭЗ это Закон о создании и управлении свободными экономическим зонами от 30 декабря 2002 года [4]. Цели существования и функционирования СЭЗ таковы: привлечение иностранного капитала, поддержание международной конкурентоспособности и равномерное распределение результатов прогресса между регионами.
Согласно этому закону, под свободной экономической зоной подразумевается территория, созданная с целью улучшений среды для привлечения предприятий с иностранными инвестициями и условий проживания для иностранцев.
В Корее управление осуществляется Ответственный орган: Комитет по свободным экономическим зонам при министерстве экономики знаний Южной Кореи.
На территориях особых экономических зон РК проводится политика смягчения регулирования, доступна финансовая поддержка и развитая инфраструктура, а также предоставляется системное и профессиональное комплексное обслуживание [5]. Что касается налоговых льгот, то корейские особые экономические зоны предлагают для резидентов СЭЗ с иностранным капиталом и разработчиков:
- снижение пошлин или освобождение (вплоть до 5 лет) от них;
- освобождение (вплоть до 15 лет) или снижение налога на приобретение;
- освобождение (вплоть до 15 лет) или снижение налога на имущество [6].
Китайские СЭЗ развивались, начиная с 1980-х годов, когда была проведена рыночная политика в Шэньчжэне [7]. За этим последовало открытие прибрежных городов, в частности Чжанчжоу, для ускорения повышения показателя экономического роста за счет выгодного географического положения и экономической открытости. Самыми первыми в Китае появились особые экономические зоны (1980-е г.), за ними последовали зоны экономического и технологического развития. С 1990-х годов начинают создаваться зоны высоких и новых технологий и пограничные особые экономические зоны. Последним типом СЭЗ в КНР являются новые зоны свободной торговли и зарубежные зоны экономического и межконфессионального сотрудничества [8].
Под свободными экономическими зонами (или зонами свободной торговли) в КНР подразумеваются территории, где иностранным компаниям предоставляются льготные налоговые условия и выгодная экономическая среда для ведения бизнеса. Однако китайские особые экономические зоны представляют собой не какое-то конкретное предприятие или производство, а комплекс осуществляемых экономических процессов и услуг [9].
На 2021 г. на территории Китайской Народной Республики находится 21 особая экономическая зона [10]. Принято объединять все особые экономические зоны КНР по территориальному принципу: Шэньчжэнь, Чжухай, Хайнань, Шаньтоу, Новый район Пудун, Новый район Биньхай. Не все территоиально-административные единицы имеют на своей территории особую зону, поэтому для СЭЗ Китая характерна низкая степень интеграции в экономику.
В Китае различные модели управления СЭЗ представляют собой следующее: 1) государственные административные органы осуществляют управленческие функции; 2) специальный административный комитет, управляемый правительственными комитетами; и 3) совместное управление партнерами по СЭЗ и государственными административными органами. Решения, связанные с образованием СЭЗ, возложены на Государственный совет Китайской Народной Республики. Закона о регулировании деятельности СЭЗ на территории Китая нет, однако положения, связанные с особенностями функционирования отдельных зон, утверждаются на местах.
Что касается льгот, то в Китае они представлены в качестве отсутствия пошлин на ввоз и вывоз товара, упрощенной системы регистрации компаний, пониженного корпоративного подоходного налога, ускоренного возврата НДС (налога на добавленную стоимость) и т. д.
Таким образом, особенности корейских и китайских особых экономических зон имеют как общие черты, так и различия. Период создания первых экономических зон относится к концу 20 века, однако Республика Корея разработала и создала свои первые особые зоны примерно на 10 лет раньше, чем Китай. В РК этот процесс связан с политикой президента Пак Чон Хи, направленной на ускорение темпов экономического роста. В Китае же создание СЭЗ тесно переплетается с введением «политики открытости».
Более того, на территории Республики Корея деятельность особых экономических зон регулируется, прежде всего, специальным «Законом о создании и управлении СЭЗ», в то время как на территории КНР нет единого закона. Отличия присутствуют и в системах управления СЭЗ и в формах организации особых экономических зон.
Однако в обеих странах успех функционирования особых экономических зон достигается за счёт создания четкой концепции и плана развития той или иной зоны. Проведение эффективной управленческой политики также является одним из факторов успеха СЭЗ в Китае и в Южной Корее.
Обе страны имеют выгодное географическое положение, в том числе выход к морю, что тоже способствует развитию торговых отношений и созданию морских транспортных узлов. Развитие внешнеторговых отношений при этом не означает упор на конкретную отрасль. И Китай и Республика Корея уделяют должное внимание сфере НИОКР и IT, что положительно складывается на повышении эффективности производства.
Библиографический список
- Chen, Xiangming Change and continuity in special economic zones: a reassessment and lessons from China. Transnational Corporations. – 2019. – V. 26, no. 2 – pp. 49-74.
- Герреро, Б. Л. Ф. Развитие экономики транснациональных корпораций Южной Кореи / Б. Л. Ф. Герреро // Глобализация – путь к объединению : Сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 10 апреля 2017 года / Под редакцией Л.В. Бычковой, В.М. Кузьминой. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2017. – С. 45-49.
- Korean Free Economic Zones: site. – Korea, 2020. – URL: http://www.fez.go.kr/ (дата обращения: 08.01.2023). – Текст: электронный.
- Act on Designation and Management of Free Economic Zones No. 15309 // Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=46782&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
- Foreign Investment Promotion Act No. 14839 // Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=44627&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
- Restriction of Special Taxation Act No. 14760 // Korea Legislation Research Institute: website. – URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=43262&lang=ENG (дата обращения: 10.01.2023).
- Zeng, Douglas Zhihua Building Engines for Growth and Competitiveness in China : Experience with Special Economic Zones and Industrial Clusters. World Bank. – 2010. – pp. 55-58
- A New Look at Special Economic Zones in Asia. // Asian development bank: website. – URL: https://www.adb.org/news/features/new-look-special-economic-zones (дата обращения: 12.01.2023).
- Wong, Kwan-yiu. 1987. «China’s Special Economic Zone Experiment: An Appraisal» Geografiska Annaler Serices B, Human Geography, 69. – V. 1. pp. 27-40.
- FDI China Exclusive: The 21 Free Trade Zones Guide 2022 // FDI China: website. – URL: https://www.fdichina.com/blog/fdi-china-exclusive-the-21-free-trade-zones-guide-2021/ (дата обращения: 12.01.2023).
Количество просмотров публикации: Please wait