ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И УНИВЕРСИТЕТЕ

Голованова Софья Олеговна
МАОУ школа №183 им.Р. Алексеева
учитель технологии

Аннотация
Статья рассматривает преимущества и недостатки дистанционного обучения в школе и университете. В наше время данная форма обучения приобретает все большую популярность, так как она является более гибкой и экономичной, чем обычная форма обучения. Однако, как и любая другая форма обучения, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки. В статье проанализированы удобства и ограничения для учащихся и преподавателей, а также отмечено влияние дистанционного обучения на результаты обучения и социально-экономические показатели. В результате автор приходит к выводу, что дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и что для максимально эффективного использования этой формы обучения необходимо сбалансированное подход к использованию новых технологий обучения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голованова С.О. Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе и университете // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/05/100360 (дата обращения: 21.04.2024).

В современном, стремительно развивающемся, мире инновации не обошли стороной и систему образования. Благодаря инновациям процесс обучения становится более полным, насыщенным, комфортным и интересным. К инновациям в системе образования можно отнести и дистанционное обучение, появившееся в школах и вузах относительно недавно [1].

Дистанционное обучение является особым видом получения знаний, в котором взаимодействие преподавателя и обучающегося осуществляется при помощи информационных технологий. Форм дистанционного обучения очень много: вебинар, чат, форум, лекция, семинар, беседа, викторина и т.д (рис.1). Все они помогают в полном объёме освоить материал.

Рисунок 1. Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение в школе отличается от стандартного учебного процесса, к которому все привыкли. Теперь на уроках учитель не ведёт опрос отдельных учеников – обсуждение темы и решение задач проходят коллективно, а вот оценки, как и раньше, выставляются за домашние задания [2].

Разумеется, дистанционное обучение в школе имеет свои плюсы и минусы. Начнём с плюсов: во-первых, ученик может обучаться в любом месте и в любое время, во-вторых, обучение проходит в спокойной обстановке и в своём темпе, в-третьих, учебные материалы находятся в свободном доступе, в-четвёртых, ребёнку больше не нужно тратить силы и денежные средства для того, чтобы добраться до школы. Теперь перейдём к минусам: у некоторых школьников возможно отсутствие мотивации в обучении, а также навыков самоорганизации, это может привести к снижению успеваемости. Постоянная работа за компьютером может навредить здоровью, а нехватка общения с одноклассниками учителями может привести к снижению коммуникативных навыков, у некоторых школьников также наблюдается недостаточная компьютерная грамотность.

Дистанционное обучение в университетах в наше время не редкость: во многих ВУЗах студенты, которые не могут посещать занятия, сдают работы и изучают лекции в электронной среде. В университете НГПУ им. К. Минина это такой формат обучения активно практикуется.

Можно выделить следующие негативные стороны дистанционного обучения в ВУЗах: отсутствие практик, отсутствие постоянного контроля за учебным процессом студента, невыполнение заданий и их откладывание со стороны студента, отсутствие «живого общения». Однако, положительных сторон дистанционного обучения в университетах не меньше: большой объём учебных материалов, свобода и гибкость обучения, использование в обучении новейших технологий (рис.2). Студент может грамотно планировать своё время, а также в короткие сроки получать ответы на свои вопросы от преподавателей.

Рисунок 2. Преимущества дистанционного обучения

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дистанционное обучение как в школе, так и в ВУЗе, имеет свои плюсы и минусы. Я считаю, что школьникам обучаться дистанционно гораздо сложнее, чем студентам: из-за недостатка компьютерной грамотности, отсутствия мотивации и самоорганизации. А значительным     недостатком в дистанционном обучении студентов является отсутствие практик, которые помогают студенту полностью погрузиться в специальность, по которой они обучаются.


Библиографический список
  1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – Москва :Юрайт, 2018. – 194 с.
  2. Зайченко, О.М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы. Рекомендации / О. М. Зайченко , В. Н. Аверкин, К. В. Афанасьев. – Великий Новгород : Новгородский институт развития образования, 2013. – 246 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Голованова Софья Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация