Е. А. Логинова, Н. Г. Свободина, О. А. Величенкова утверждают, что ошибки письма у младших школьников при дисграфии разнообразны, каждая ошибка может иметь несколько причин, которые не могут быть объяснимы только в логопедическом аспекте. Так, по мнению авторов, дисграфические ошибки могут быть объяснимы несформированностью функций программирования, саморегуляции, контроля в процессе письма; а также нарушением динамических моторных, латеральных функций [1]. Современный подход к профилактике дисграфии находит свое отражение в обращении к нейропсихологии – науке, изучающей связь психических процессов с определенными системами головного мозга [2]. С точки зрения нейропсихологического подхода, письмо является сложной функциональной системой, в состав которой входят компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга, недоразвитие которых ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом (А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина, А. В. Семенович и др.) Нейропсихологические технологии – совокупность приемов и методов, применение которых способствует восстановлению нормального функционирования отделов головного мозга, ответственных за работу высших психических функций человека. К нейропсихологическим технологиям относят:
- кинезиологическую (нейропсихологическую) гимнастику, способствующую развитию межполушарного взаимодействия и активизации мыслительной деятельности (растяжки, дыхательная гимнастика, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения для развития мелкой моторики);
- нейропсихологические игры и упражнения (дидактические задания, упражнения, игры, направленные на развитие высших психических функций);
- аппаратные комплексы, воздействие которых основано на использовании биологически активной обратной связи, микропаляризации мозга.
К современным нейропсихологическим технологиям, применимым в условиях общеобразовательной школы для профилактики нарушений письма детей младшего школьного возраста, относится нейропсихологическая технология коррекции причин школьной неуспеваемости И. И. Праведниковой, в основе которой лежит утверждение о том, что мозг ребенка пластичен и каждая его психическая функция находится в стадии формирования, имеет свою определенную программу развития. Поэтому успешность письма, являющегося сложной психической функцией, в основе которой лежат различные психические процессы, зависит от того, насколько будут развиты и сформированы эти психические процессы.
И. И. Праведникова выделила основные психические процессы (факторы), необходимые для успешного обучения и развития письма:
1. Внимание (должно обладать достаточной произвольностью, устойчивостью и сконцентрированностью). Недостатки внимания объяснимы недостаточной сформированностью глубинных отделов мозга.
2. Работоспособность, ее понижение влечет за собой цикличность активности (чередование нормальной работоспособности и полного ее спада). Работоспособность связана с работой ствола головного мозга.
3. Саморегуляция и самоконтроль (ответственны лобные отделы головного мозга), слабость которых выражается в неспособности планировать свои действия и давать им оценку, трудности понимания и выполнения инструкций.
4. Восприятие, за протекание которого ответственны теменно-височно-затылочные отделы головного мозга. Недостаточность зрительного восприятия приводит к возникновению фрагментарного образа, что на письме выражается в зеркальном написании букв и трудностях удержания рабочей строки. При недостаточности акустического восприятия ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции, трудности в различении, дифференциации фонем.
5. Уровень сформированности речевой сферы: словарного запаса, звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.
6. Слухоречевая, зрительная, двигательная память (ответственны глубинные отделы головного мозга).
7. Уровень сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.
8. Способность к переключению (ответственны заднелобные отделы головного мозга). Трудности переключения характеризуются импульсивностью или медлительностью, персеверациями на письме.
9. Уровень сформированности межполушарного взаимодействия, обеспечивающий связь фонема – графема, при недостаточности межполушарного взаимодействия ребенок испытывает трудности при актуализации образа буквы.
10. Нормальный тонус руки. Гипер- или гипотонус отрицательно влияет на формирование графомоторного навыка.
11. Зрительно-моторная координация: обеспечивает процессы чтения, списывания.
Для планирования коррекционно-развивающей деятельности по элиминации трудностей обучения (в частности, трудностей письма) .
И. И. Праведникова приводит перечень возникающих у ребенка проблем в обучении и более ста упражнений, необходимых для коррекции и развития психических функций. Нейропсихологическая технология И. И. Праведниковой реализуется в соответствии с принципами: принцип коррекции (преодоление дефекта за счет коррекции психических функций), эмоционально-реабилитационный (создание ситуации успеха, мотивации к учебе), стимулирующий (побуждение к деятельности) [3].
Нейропсихологическая технология А. В. Семенович – метод замещающего онтогенеза представляет собой технологию профилактики и сенсомоторной коррекции в детском возрасте, в основе которой лежит освоение упущенных, непройденных ребенком этапов онтогенеза. Данная технология опиратется на теорию А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и теорию Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. В нейропсихологии дизонтогенез представлен как нарушение подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, нарушение специализации работы полушарий головного мозга метод замещающего онтогенеза способствует формированию подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий (фундамент вертикально-горизонтальных взаимодействий). А. В. Семенович утверждает, что психические, соматические, мозговые компоненты человека едины и взаимозависимы друг с другом, а детство является таким периодом в жизни человека, когда его нейробиологическая система еще пластична и поддается коррекции, то есть, воздействуя на тело, можно корректировать и развивать работу мозга, что в результате приведет к развитию высших психических функций.
Библиографический список
- Логопедия. Теория и практика / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Т. В. Волосовец и др. под общей редакцией Т. Б. Филичевой. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва : Эксмо, 2018. — 608 с.
- Семенович, А. В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития / А. В. Семенович. // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – Москва : МПСИ, 2001. – с. 84 – 37.
- Праведникова, И. И. От звука к букве с правильным произношением. Обучение грамоте 5 + / И. И. Праведникова, М. В. Веретенчева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. – 46 c. – (Нейрологопедический тренажер).