В настоящее время проблема изучения и развития зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста является актуальной, так как сформированность зрительно-пространственных представлений является важным критерием по подготовке детей к началу школьного обучения. Сформированность зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственных отношений является важной предпосылкой для развития высших психических функций, для социальной адаптации ребенка и дальнейшего развития обучения дошкольника в школе, в особенности при подготовке к обучению чтения, письма, формированию математических представлений.
За последнее время в практике логопедической работы все больше наблюдаются дети с общим недоразвитием речи. У них специалисты отмечают нарушение всех компонентов речи, которые влияют на развитие других высших психических функций. В структуре дефекта при общем недоразвитии речи встречаются значительные трудности в развитии зрительно-пространственных представлений. В большей степени эти трудности проявляются у детей с дизартрией и влияют на успешное овладение чтением и письмом. Именно поэтому зрительно-пространственные представления важно развивать при подготовке к обучению грамоте дошкольников, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей в усвоении образовательной программы [1, с.237].
Изучением зрительно-пространственных представлений занимались многие ученые из области специальной педагогики и психологии. Значительный вклад в освоение этой проблемы внесли такие ученые как: Б. Г. Ананьев, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, И.Н. Садовникова и другие.
В статье Е.А. Ремизовой отмечается, что зрительно-пространственные представления являются базовыми составляющими развития и составляют основную структуру человеческой психики, которая формируется и совершенствуется в зависимости от видов человеческой деятельности, добавляя гнозис (предметный, буквенный, зрительно-пространственный) и зрительно-пространственный праксис [2, с. 448].
В своем пособии «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» И.Н. Садовникова выделяет четыре уровня структуры пространственных представлений. Уровни тесно связаны между собой и развиваются последовательно [3, с.12].
Первый уровень. Представления о собственном теле. Ощущения организма от взаимодействия организма с внешним миром. Пространственные представления должны сформироваться «от тела» раньше, чем от головы.
Второй уровень. Пространственные представления связанные с отношениями тела и внешних объектов, представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в пространстве. Первыми формируются представления в вертикальной оси к 3,5-4 годам, а следом представления по горизонтальной плоскости.
Третий уровень. На данном уровне у ребенка формируется вербализация пространственных представлений. В речи ребенок активно использует слова верх, низ, близко, далеко. Затем происходит формирование предлогов, указывающих расположение предметов касательного своего тела, так и по отношению друг к другу: «над-под», «посередине» к 4,5-5 годам, «перед» к 5,5 годам, «за» – к 5,5-6 годам.
Четвертый уровень. Лингвистические представления. На данном уровне формируется понимание причинно-следственных и пространственно-временных связей у ребенка к 7-8 летнему возрасту.
Р.И. Лалаева, автор книги «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» предлагает формировать зрительно-пространственные представления в процессе логопедической работы у дошкольников с учетом онтогенетического развития и формирования пространственных представлений и пространственного восприятия, а также психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и их состояние на данный момент, и как следствие проводить коррекционную работу, учитывая следующие этапы:
1) дифференциация правых и левых частей тела;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения [4, с.222]
Исследование педагога-психолога А.А. Люблинской показывает, что у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ранней современной диагностики и комплексной коррекционно-образовательной работы по специальным программам обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи формируются все уровни зрительно-пространственных представлений, необходимых для успешного овладения грамотой, математическим анализом и в целом для подготовки к освоению школьных предметов [5, с.38].
Целью данной статьи является описание зрительно-пространственных представлений в процессе обучения грамоте и создание дидактического альбома по их развитию.
Разработка дидактического альбома по развитию зрительно-пространственных представлений являлась нашей проектной работой, для организации которой были сформулированы следующие задачи:
-
Изучить теоретические основы проблемы формирования зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР.
-
Разработать альбом по подготовке зрительно-пространственных представлений при подготовке к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи.
-
Внедрить альбом по подготовке зрительно-пространственных представлений при подготовке к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи в работу логопеда дошкольной организации.
-
Произвести анализ полученных результатов по сформированности зрительно-пространственных представлений при подготовке к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи.
Альбом по развитию зрительно-пространственных представлений состоит из трех частей и включает 50 заданий. В первой части альбома 23 задания. Во второй части альбома 10 заданий. В третьей части альбома 17 заданий. Задания на предметном уровне включают такие разделы для закрепления материала и формирования зрительно-пространственных функций как: геометрическая форма фигур, цифры, времена года, узнавание предметов по контуру, обобщение предметов, фрукты, овощи. Задания на символическом уровне включают себя работу с буквами согласными и гласными первого года обучения по методике Н.С. Жуковой. Задания позволяют дошкольнику познакомиться с зрительном образом буквы, с ее написанием и узнаванием среди других, обучаясь грамоте и формирую зрительно-пространственные представления. В своей статье Г.Р. Шашкина отмечает, что созданный еще в советский период букварь применяется как в современной логопедической практике, так и в общем обучении. В букваре сочетаются две логопедические модели: традиционная и оригинальная [6, с.210].
Первый раздел включает дидактические задания на развитие зрительного восприятия, куда вошли игры для развития зрительного восприятия на предметном и символическом уровне.
Например, для развития зрительного восприятии на предметном уровне мы предлагали следующие игры: «Найди такой же предмет», «Найди тень», «Узнай и назови (контурные изображения)», «Дорисуй фрукты», «Дорисуй овощи», «Брусочки», «Кто больше?», «Геометрические формы», «Геометрические формы и тела», «Контур», «Дорисуй фигуры», «Посчитай геометрические фигуры», «Собери рыбу».
Рис.1
Рис.2
Детям понравились игры с геометрическими фигурами. Мы отметили сформированность понятий геометрическая фигура и геометрическое тело после выполнения заданий в альбоме.
Для развития зрительного восприятия на символическом уровне мы проводили с детьми такие игры как: «Перечеркнутые гласные», «Контур гласных», «Угадай гласную», «Гласная в картинке», «Перечеркнутые согласные», «Контур согласных», «Согласная в картинке», «Угадай согласную», «Путаница букв», «Где правильно?».
Рис.3
Рис.4
Дошкольникам понравилась игра «Гласная в картинке», «Согласная в картинке». Дети писали буквы, отрабатывали графо-моторный навык и раскрашивали картинку.
Второй раздел включает дидактические задания на развитие зрительной памяти, куда вошли игры для развития зрительного памяти на предметном и символическом уровне.
Например, для развития зрительной памяти в альбоме предложены задания: «Игра№1», «Игра №2», «Запоминай-ка», «Картинка и значок».
Рис.5
Для развития зрительной памяти на символическом уровне мы предлагали дошкольникам следующие задания: «Запомни буквы», «Чего не стало», «Хитрые гласные», «Хитрые согласные», «Гласные в домике», «Согласные в домике».
Рис.6
Все задания из дидактического альбома по развитию зрительной памяти понравились детям и вызвали интерес к развитию памяти.
Третий раздел включает дидактические задания на развитие зрительной памяти, куда вошли игры для развития пространственных отношений на схеме собственного тела и ориентировки на листе бумаги.
Например, для развития ориентировки в схеме собственного тела мы проводили с детьми следующие игры: «Схема тела», «Море», «Слева», «Слева-2», «Справа», «Справа-2», «Подарки», «Ладошки-1», «Ладошки-2».
Рис.7
В качестве примера заданий по развитию ориентировки на листе бумаги мы предлагали: «Найди героя мультфильма», «Художник», «Самолет», «Путешественник», «Узоры», «Буквы», «Добавь букву», «Помести букву в нужную клеточку».
Рис.8
После проработки с дошкольниками упражнений из альбома отмечались улучшения в ориентировки в схеме собственного тела, в правильном написании букв на листе бумаги, выполнение графических диктантов без затруднений.
Апробация результатов по развитию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с помощью дидактического альбома проходила на базе г. Москвы, городского психолого-педагогического центра территориального отделения Крылатское. На логопедических занятиях по развитию речи и по подготовке к обучению в школе с применением альбома поучаствовали 15 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от пяти до семи лет. Занятия проходили по различным темам, но задания из альбома были включены в работу.
Приведем пример занятий по развитию зрительной памяти с применением дидактического альбома.
Тема: «Развитие зрительной памяти на символическом уровне».
Цель занятия: способствовать развитию зрительной памяти с помощью использования различных развивающих упражнений
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
-развитие концентрации внимания;
-развитие устойчивости внимания;
-развитие памяти, мышления, орфографической зоркости.
Коррекционно-образовательные:
-формировать навык зрительного запоминания большого количества объектов.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль, адекватную самооценку.
Оборудование: Альбом по развитию зрительной памяти.
Этап занятия |
Виды работы на этапе |
Деятельность педагога |
|
Приветствие дошкольников. |
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интересное занятия по развитию нашей зрительной памяти. Будем ее сегодня тренировать. |
|
Игра №2 по альбому (развитие зрительной памяти на предметном уровне). |
Рассмотрите картинки в верхней таблице. А сейчас я ее закрою, мы дружно посмотрим на нижнюю таблицу, какие предметы пропали? |
Игра «Запомни буквы» (развитие зрительной памяти на символическом уровне). |
Мы с вами прошли все гласные буквы. Давайте их вспомним. Молодцы, а теперь посмотрите на таблицу слева, запомните гласные, и как они расположены. Теперь я закрываю и впишет по памяти буквы в таблицу справа. |
|
Игра «Хитрые гласные» |
Ребята, еще одна интересная игра. Гласные от нас сейчас спрячутся в таблице справа, а мы попробуем найти только те, которые были слева. Посмотрите и запомните гласные слева. |
|
|
||
Игра «Гласные в домике» |
Посмотрите каждая гласная живет в своем домике. Давайте назовем геометрические фигуры и гласные буквы. А теперь постараемся написать буквы в нужном домике. |
|
|
Подведение итогов |
Занятие подошло к концу. Что мы тренировали на занятии? Что было интересно? Что было трудно? Вы молодцы! Занятие окончено. До свидания! |
В процессе логопедической работы у детей отмечается улучшение состояния зрительно-пространенных представлений. Сформировалось развитие зрительно-пространственной ориентировки, улучшилось понимание понятий лево, право, наверх, вниз. У дошкольников с общим недоразвитием речи в словарном запасе появились пространственные предлоги и употреблялись без ошибок. Также сформировалась ориентация в схеме собственного тела и на листе бумаги, что очень важно при написании букв, начальном этапе формирования чтения. Улучшились зрительное восприятие геометрических фигур и тел. В ходе логопедической работы мы отметили сформированность зрительной памяти. Буквы первого периода обучения также закрепились у дошкольников.
В заключении, хочется отметить, что данный альбом по развитию зрительно-пространственных представлений можно включать в работу учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования и предлагать родителям для самостоятельной работы дома в период подготовке детей к обучению грамоте. Также этот альбом может быть интересен не только для подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи, но и для детей, имеющих отклонения в развитии, или может быть успешным для детей с нормальным психо-речевым развитием для актуализации зрительно-пространственных представлений.
Библиографический список
- Величенкова О.А. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. М.,2018.
- Ремизова, Е. А. Формирование зрительно-пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией. Краснодар, 2022.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.М.,1995.
- Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.,2002.
- Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. М., 1956.
- Шашкина, Г. Р. Подготовка к обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями: традиции и современность. М., 2018.