Введение
Образовывать человека в современной системе образования — значит воспитывать в нем способность и потребность открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности. Следует так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником деятельности по их реализации.
Познавательный интерес выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать.
Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит от осуществления индивидуального подхода к учащимся. Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – важная стратегическая задача современной российской школы.
Цель исследования: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития познавательных интересов школьников.
Понятие «познавательный интерес» рассматривали многие отечественные и зарубежные учёные и педагоги.
Познавательный интерес — это стремление к поиску новых знаний и решению проблем, которые возникают при взаимодействии с окружающим миром (Жан Пиаже).
Познавательный интерес — это способность и желание узнавать новое, искать связи и понимать принципы устройства мира (Говард Гарднер).
Познавательный интерес — это проявление любопытства, стремление к познанию нового и решению задач, которые необходимо решить (Абрахам Маслоу).
Познавательный интерес — это необходимость и стремление к познанию мира, освоению новых знаний (Александр Лурия).
Познавательный интерес — это способность человека к творческому восприятию мира, его неустанным поискам и исследованиям (Лев Выготский).
Исследование познавательного интереса школьников также проводили многие ученые-психологи. Некоторые из них:
Даниил Эльконин — советский психолог, создатель теории психологических систем. Вместе с сотрудниками проводил исследования мотивов и интересов учащихся.
Лев Выготский — советский психолог, который проводил исследования познавательного интереса детей и учащихся в контексте развития мышления и речи [1].
Нэйл Джон Уайтхед — американский ученый, который исследовал познавательный интерес и мотивацию учащихся и разработал ряд методик для изучения этих феноменов.
Рене Вейнгартен — израильский ученый, который исследовал познавательный интерес учащихся и разработал методики для измерения этого показателя в школьных условиях.
Характеристика познавательных интересов учащихся
Для того, чтобы развивать интерес к математике, необходимо создавать специальные условия, которые помогут ученикам проявить свой потенциал и интерес к этой науке. Некоторые из этих условий могут включать в себя:
- Создание атмосферы взаимного уважения и поддержки: важно создать атмосферу без страха ошибиться в процессе изучения математики. Раскрытие интересных и применимых аспектов математических концепций и их приложений может также заинтересовать учеников. Это позволяет ученикам чувствовать себя безопасно и комфортно на уроках, а также охотнее проявлять интерес и принимать участие в уроке. Необходимо создать дружественную и поддерживающую атмосферу в классе, где ученики могут общаться и делиться своими мыслями и идеями без страха быть осужденными.
- Использование разнообразных методов обучения: использование игровых методов, головоломок, задач с применением математики в реальных ситуациях может привлекать внимание и интерес учеников, интерактивные методы обучения, реальные примеры применения математических концепций, игры и другие методы помогают сделать учение математики интересным и увлекательным [2].
- Организация коллективного творчества: взаимодействие учеников в процессе решения проблем, организация экспериментальных заданий и другие формы коллективной работы способствуют развитию интереса как к учебному процессу, так и к математике в целом. Преподаватели могут также проводить внеклассные мероприятия, такие как мастер-классы, математические кружки, олимпиады и конкурсы, чтобы ученики могли расширить свой кругозор в области математики и заявить о себе в этой науке. Кроме того, похвала учеников за достижения может стимулировать их интерес к изучению математики.
- Индивидуальный подход к ученикам: учителя должны учитывать уровень учебных возможностей каждого ученика и давать возможность индивидуальной математической работы, что помогает развивать интерес и веру в свои возможности. Учителя могут использовать интересы учеников для создания уроков, которые будут интересны их личности.
- Использование новых технологий для обучения: использование моделей и программного обеспечения, которое позволяет обучающимся увидеть математические концепции в реальном времени, может способствовать росту интереса, при помощи возможности видеть когда-то абстрактное вещание наглядно. Также повысить познавательный интерес и помочь ученикам увлечься математикой помогает использование интерактивных и игровых методов обучения. Например, использование головоломок, графических задач и математических игр [3].
- Использование прикладных задач и реальных ситуаций: изучение математики в контексте реальных ситуаций может помочь ученикам понимать, как математические концепции используются на практике в реальном мире. Примерами могут служить задачи по расчету бюджета или обсуждения статистических данных
Конечно, условия, способствующие развитию интереса, могут отличаться в зависимости от конкретных учеников и классных комнат. Однако, если учителя будут принимать вышеперечисленные условия за минимально необходимые, то они смогут развить у обучающихся интерес к математике и увеличить понимание математических концепций [4].
Наконец, преподаватель может показывать интерес к математике и ее применению, что может заразить учеников своим энтузиазмом и помочь им развить свой познавательный интерес к этой науке.
Развивая познавательный интерес учеников при изучении математики, мы можем помочь им получить более глубокое понимание математических концепций и научиться применять их на практике.
В целом, формирование познавательного интереса учеников на уроках математики является процессом, требующим творческих и нетрадиционных подходов. Это поможет ученикам проникнуться увлечением и любопытством в изучении математики, что в свою очередь может положительно сказаться на их успехах в этой науке.
Использование познавательного интереса на уроках математики имеет ряд преимуществ [5]:
- Ученики становятся более заинтересованными и вовлеченными в учебный процесс, что помогает им создать более глубокое понимание математических концепций.
- Использование интерактивных методов обучения и реальных ситуаций позволяет ученикам лучше понимать, как математические концепции применяются в реальном мире, что делает уроки более практическими и интересными.
- Более заинтересованные ученики могут активнее участвовать в классах, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и тем самым облегчать учителям работу.
- Ученики, которые проявляют больше интереса к математике, обычно оказываются более мотивированными и успешными в изучении науки.
- Создание интересных и необычных уроков помогает убрать стереотипы о бессмысленности и даже скучности изучения математики.
Несмотря на множество преимуществ использования познавательного интереса на уроках математики, можно выделить несколько недостатков [6]:
- Некоторые ученики могут столкнуться с затруднениями в понимании математических концепций, особенно если они проходят обучение в неподходящем для них темпе.
- Из-за усиленной интенсивности уроков в направлении создания интереса учеников, легко возможно отвлечение от учебной программы и увлечение в сторону.
- Привлечение интереса учеников к математике часто требует большего временного и энергетического затрат со стороны учителей, которые могут столкнуться с ограниченным количеством времени на практическое изучение материала.
- Использование интерактивных методов на уроках математики может быть сложно в организации и управлении, особенно при работе со структурами больших классов.
В целом, как и любой подход к обучению, использование познавательного интереса на уроках математики имеет свои преимущества и недостатки. Важно, чтобы учителя смогли найти подходящий баланс между стимулированием учебного интереса учеников и обеспечением практических знаний, которые им необходимы для успешного продвижения в математике.
На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов проведенного нами опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Библиографический список
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с
- Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст]: учеб.-метод. пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральск. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Свердловск : [б. и.], 1971. – 13 с
- Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным [Текст] / С. В. Герасимов // Педагогика. – 1993. – №2. – С.51 -54.
- Куклина, И. Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности [Текст] / И. Д. Куклина // Начальная школа. – 2010. – №12. – С.32-37.
- Куликова, В. А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) [Текст] / В. А. Куликова // Образование и наука. – 2010. – №6. – С.132-142.
- Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.