РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

Мартиросян Анаит Арутюновна
Московский городской педагогический университет
бакалавр кафедры логопедии института специального образования и психологии

Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития речи детей раннего возраста, представлена характеристика задержки речевого и психоречевого развития, описаны технологии взаимодействия детей раннего возраста с родителями в условиях детско-родительской группы городского психолого-педагогического центра города Москвы.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мартиросян А.А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях детско-родительской группы // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/04/100145 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время проблема изучения и развития речи детей раннего возраста является весьма актуальной, так как в данном возрасте закладываются основы полноценного развития ребенка.

Изучением речи детей раннего возраста занимались многие ученые из области специальной педагогики и психологии. Значительный вклад в освещении этой проблемы внесли труды Л.С. Выготского, О. Е. Грибовой, О. Е. Громовой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Л.Н. Леонтьева, Е. А. Стребелевой и Г. В. Чиркиной.

Согласно исследованиям Р. С. Немова [5, c. 132], ребенок в раннем возрасте, практически полностью овладев речью, имеет возможность получить доступ к важнейшим достижениям человеческой культуры.

В период раннего возраста происходит интенсивное развитие всех речевых функций, обогащение словарного запаса, овладение активной речью и появление потребности в общении со взрослыми. Также в этот период развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, познавательная деятельность и закладываются личностные особенности.
Ребенок учится строить первые предложения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.

В книге «Как научить малыша говорить» [6, c. 4] О. Г. Приходько отмечает, что ранние речевые проявления ребенка свидетельствуют о его коммуникативно-познавательной активности. Развитие речи связано с коммуникацией и требует определенных биологических и социальных условий. О. Е. Громова [2, c. 7] подчеркивает, что эффективное овладение речевыми навыками зависит от объема словарного запаса и правильного выбора слов для общения.

О. А. Козырева [3, c. 16] считает, что речевое развитие ребенка в раннем возрасте оказывает значение на всю его последующую жизнь. Первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития является своевременное овладение речью.

В статье Н.В. Серебряковой и Г.Р. Шашкиной [7,c. 341] отмечается, что ранняя диагностика проблем в развитии позволяет начать коррекционную работу уже в первый год жизни ребенка. Это способствует повышению эффективности коррекции, предотвращению последующих отклонений в психическом и речевом развитии ребенка, а также формированию личности, познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Задержка или нарушение в развитии ребенка проявляются в его поведении, а также в деятельности. Поэтому для предупреждения отклонений в развитии речи необходима ранняя логопедическая помощь.

Целью данной статьи является изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста и описание специфики детско-родительского взаимодействия в группе.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы провели экспериментальное исследование на базе городского психолого-педагогического центра города Москвы (территориальное отделение «Останкинское»), в котором осуществляются детско-родительские групповые занятия. В данном центре работают логопед, дефектолог и педагог-психолог, которые сопровождают детей раннего возраста с отклонениями в развитии и консультируют родителей. В исследовании приняли участие дети в возрасте 2-3 лет в количестве 16 человек: из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Для исследования речевой деятельности мы использовали «Методику логопедического обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях диагностических групп» Ю.Ф. Гаркуши [1, с. 59]. Данная методика включала в себя обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи. Данная методика позволила выявить возможности речевого общения ребенка, что и как говорит ребенок, то есть имеются ли отдельные слова или фраза, качество лексического наполнения и возможность построения грамматического высказывания.

Для исследования познавательной деятельности мы применили методику Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» [8, с. 15]. Данная методика включала в себя 10 заданий, с помощью которых можно было выявить понимание ребенком словесной инструкции, уровень функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также уровень мотивации.

Еще Р.Е. Левина [4, c. 43] разработала основные педагогические принципы анализа речевых нарушений у детей. Эти принципы включают в себя развитие, выявление первичного нарушения в структуре дефекта и системный подход при оценке речевой деятельности. Таким образом, данные методики позволили нам оценить речевое и познавательное развитие детей раннего возраста.

В зависимости от общего количества баллов, набранных по результатам диагностических проб, у ребенка можно было выявить соответствующий уровень речевого развития. Максимальное количество баллов по оценке познавательного развития могло быть высоким – от 34 до 40 баллов, минимальное – от 10 до 12 баллов.

Для оценки уровни сформированности речевой деятельности мы взяли за основу систему оценки в баллах, разработанную Ю. Ф. Гаркушей. При оценке импрессивной стороны речи максимальное количество было от 7 до 11 баллов, минимальное – от 19 до 21 баллов. При оценке экспрессивной стороны речи ребенок мог получить максимальное количество баллов от 25-30, минимальное – 10-12 баллов.

По результатам нашего исследования мы выяснили, что уровень познавательного развития участников исследования неоднородный. Девочки легко вступали в контакт и проявляли интерес вокруг себя. Они хорошо воспринимали речь взрослых и предложенные задания, но нуждались в помощи для выполнения заданий. У них наблюдалась ограниченность моторных функций рук и пальцев, а познавательная активность была несколько снижена. Некоторые из них были слишком активны, импульсивны и неуравновешенны. Они различали основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), но имели некоторую неуверенность в себе и склонность подчиняться другим детям в игре, часто играя во второстепенных ролях.

Мальчики проявляли трудности в установлении контакта, их поведение было пассивным и застенчивым. Они нуждались в поддержке взрослого, чтобы стимулировать свою активность. Мальчики не проявляли интереса к заданиям и не могли удержаться на них длительное время, быстро теряли интерес. Они также испытывали затруднения в переключении внимания между различными заданиями и проявляли недостаток игровых навыков.

По результатам оценки речевого развития девочки с легкостью отвечали на вопросы о себе и своих предпочтениях в играх. Они успешно участвовали в совместное обсуждение об игрушках и представленных на картинках предметах, используя в своей речи прилагательные,
обозначающие величину (маленький/большой). Некоторые из детей также самостоятельно произносили названия предметов и цветов, описывали действия и могли составлять двусловные предложения. Например, «дай мятя», что значит «дай мячик».

Однако мальчики испытывали трудности в понимании слов, связанных с признаками предметов и их действий, и нуждались в помощи взрослого. Некоторые из них были неуверены в выборе правильной картинки и ждали подтверждения от взрослого, а после нескольких попыток отказывались от выполнения задания.

Все дети активно использовали звукоподражание, мимику и жесты. Когда им показывали картинки с животными, они отвечали звуками, соответствующими голосу животного. А когда на картинках были изображены действия персонажей, дети пытались повторить эти действия звуками или своими действиями. Например, когда им говорили «Покажи картинку, где девочка спит?», они могли зевнуть или положить голову на руки.

Проанализировав и обобщив данные проведенного исследования, мы выявили следующие группы детей: 9 детей (57% от общего количества детей) были с задержкой речевого развития (ЗРР) и 7 детей (43% от общего количества детей) – с задержкой психоречевого развития (ЗПРР).

Результаты исследования графически представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Количественные результаты исследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста

В результате нашего исследования мы сделали вывод о том, что детям раннего возраста с задержкой речевого28 и психоречевого развития необходимо проведение логопедических занятий. Для создания более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей53 была создана детско-родительская группа. Данная группа позволила реализовать задачи развития детей раннего возраста с учетом их индивидуальных53 особенностей. Основная задача заключается в создании и поддержании развивающей среды и стимуляция игровой и социальной активности ребенка.

Детско-родительские занятия проводились один раз в неделю в игровой комнате. Продолжительность каждого занятия – 30 минут. Количественный состав группы 4-5 пар. Занятие могли посещать оба родителя одновременно. Организация и проведение занятий предполагали сотрудничество логопеда с педагогом-психологом и музыкальным руководителем. Совместные детско-родительские занятия имели тематическую направленность, содержание занятий дается в системе с постепенным усложнением относительно зоны ближайшего развития детей.

Структура занятий детско-родительских групп, включала в себя вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть предполагала речевые игры-приветствия, коммуникативные, пальчиковые игры и артикуляционные упражнения для создания эмоционально-положительного настроя родителей и детей на совместную игровую деятельность и создание атмосферы эмоционального комфорта у детей.

В ходе основной части были проведены логопедические упражнения и игры, направленные на развитие речевой активности, познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, а также динамическое развитие группы. Чтобы упражнения не становились однообразными, использовали чередование разных видов деятельности.

В последней части занятий, родители обращали внимание на степень вовлеченности детей в игры, их умение соблюдать правила игры, быть внимательными и желание играть вместе с родителями. Также родителям предлагалось домашнее задание. Вместе они создавали ощущение целостности и завершенности занятия, возникала эмоциональная близость в группе. В результате детско-родительских занятий, дети имели возможность выразить себя и свои возможности, а родители становились более чувствительными к своим детям, смогли принимать их безоценочно и с пониманием.

Представим план-конспект занятия в детско-родительской группе представлена в таблице 1.

Таблица 1. План-конспект занятия с детьми раннего возраста

Игра-приветствие «Солнышко».

Небо, небо голубое,

Солнце, солнце золотое. (Идем по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ, (Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?» (Руки к себе)

Дарит солнце света луч, освещает всё вокруг!

(Машем поднятыми вверх руками)

Мы берем в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ! (Улыбаемся друг другу)

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка», «Вкусное варенье», «Качели».

Игра «Кто в домике живет?».

Дети по очереди открывают домики, логопед говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?», дети отвечают «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!».

Подвижная игра «Карусель».

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спешите

Карусель остановите

Раз – два, раз- два,

Вот и кончилась игра.

Игра «Цветные кубики».

Дети должны разложить цветные кубики по своим домикам.

Игра «Найти фигуру».

Логопед показывает геометрические фигуры, и просит их найти, назвав цвет.

Игра «Катаем мячик».

В игре “Катаем мячик” дети сидят на ковре, а логопед берет мяч и катит его в сторону одного из ребенка, используя фразу: “Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!”. Затем, когда ребенок поймает мяч, он предлагает бросить мяч другому ребенку.

Выполнение поделок из пластилина.

Дети создают шарики из пластилина разных цветов и приклеивают их к готовому рисунку.

Слова прощания.

До свидания, до свидания.

В заключении отметим, что изучение познавательного и речевого развития детей раннего возраста должно осуществляться как можно раньше, что позволяет достаточно быстро компенсировать отклонения в развитии с помощью взаимодействия родителей и детей в условиях детско-родительской группы. В результате логопедических занятий с детьми заметно улучшаются показатели познавательного и речевого развития.


Библиографический список
  1. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши : Москва : ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
  2. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам : пособие для родителей / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Козырева О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева, А. О. Быкова. – 2-е изд. – Москва : Издевательство Юрайт, 2021. – 80 с.
  4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  5. Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – 3-е изд.; 4-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007. – 606 с.
  6. Приходько О.Г. Как научить малыша говорить / О. Г. Приходько, О.В. Югова. – М. : Каисса, 2010. – 74 с.
  7. Серебрякова Н.В., Шашкина Г.Р. Развитие лексико-грамматической системы у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2020. – №67-4. – 341-345 с.
  8. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развитие детей раннего возраста и дошкольного возраста : методическое пособие / Е.А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2005. – 163 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мартиросян Анаит Арутюновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация