ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хаустова Людмила Станиславовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И.Ефремовой» города Усинска Республики Коми
учитель начальных классов

Аннотация
В методической разработке представлен опыт по организации условий формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием технологии сотрудничества, а также предложены свои наработки по данной теме. Изложены основные компоненты технологии обучения в сотрудничестве и этапы технологического процесса групповой работы. Подробно описаны особенности формирования малых групп в зависимости от критериев длительности работы и возраста обучающихся. Отобраны и продемонстрированы приемы организации групповой работы учащихся на разных стадиях урока. Применительно к содержанию ФГОС последнего поколения рассмотрена сущность учебного сотрудничества как формы группового взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хаустова Л.С. Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/03/100068 (дата обращения: 18.04.2024).

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) она существенно возрастает. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и «научить учиться», то есть, привить две группы новых умений: во-первых, универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу умения учиться; во-вторых, сформировать у детей необходимую мотивацию к обучению и другие ценности. Следовательно, наряду с традиционным вопросом “Чему учить?”, учитель должен понимать “Как он будет учить?”. Учитель обязан знать не только учебный материал, но и уметь создать такие условия, когда дети учатся решать проблемы, добывают самостоятельно знания, умеют планировать и оценивать свою деятельность.

Для достижения этой цели в своей работе с классом я использую технологию сотрудничества.

Технология сотрудничества является одной из ведущей в начальной школе. Она вырабатывает такие приёмы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью.
Главная идея обучения в сотрудничестве — это учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи своих товарищей.

Технология сотрудничества основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач [1].

Обоснованием для выбора технологии сотрудничества является то, что при систематической её организации в учебном процессе у детей идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки, развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности, сохраняется интерес к познанию[2].

Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

  • Не все ученики, если они не поняли новый или ранее пройденный материал, готовы задавать вопросы учителю. При работе в малых группах, при совместной деятельности, дети выясняют друг у друга все, что им не понятно. Они не стесняются обратиться к учителю за помощью все вместе[3].
  • Каждый ученик понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
  • У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать и доказывать свое мнение.
  • Ребята учатся общаться друг с другом, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
  • У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Приобретаются необходимые для жизни в обществе навыки: самостоятельность, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, такт.
  • Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывать их способности, темп работы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
  • Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя.

Как же на уроке создать условия для естественного общения? Все начинается с диалога. А диалог всегда организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устной самостоятельной работы на любом этапе урока.

Работать в паре я начинаю обучать уже с первого класса. Сначала правила работы объясняются детям и демонстрируются на примере в паре с учеником. Необходимо показать детям как сидеть за партой, как удобно положить учебник, как соглашаться или возражать, как нужно попросить о помощи, как показать сигналом готовность пары отвечать. Обязательно разбираются ошибки совместной работы. На каждом уроке мои ученики учатся или получают возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Очень эффективен здесь приём обратной связи, при котором дети включаются в активную работу на уроке, каждый ученик мыслит, выражает своё мнение, учится адекватно воспринимать и оценивать результаты.

С первых дней учёбы детей в школе постепенно вводятся элементы и групповой работы. Прежде чем начать работу в группе, я знакомлю детей с правилами[4]:

Рисунок 1. Правила работы в группе

Первоклассники всегда с большим удовольствием работают в группе со своими товарищами.

В групповой работе очень важно соблюдать темп, что позволяет удерживать внимание учащихся и не превратить работу в развлекательное мероприятие. Для этого удобно использовать секундомер или песочные часы. Ученики понимают, что нужно быстро выполнить задание за отведенное время, стараются не терять время зря. На заключительном этапе работы организуется обсуждение результата работы групп. Учащиеся оценивают свою работу в группе и работу своих одноклассников.

Групповые формы работы используются мной на разных этапах урока, например:

  • на этапе актуализации знаний (при выполнении устной работы);
  • на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
  • на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
  • при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы[5].

Для развития коммуникативных умений состав групп на уроках обязательно нужно менять. В таблице 1 изложены основные принципы формирования различных видов групп.

Таблица 1. Варианты формирования групп

Группа

Принцип формирование группы

Группа по желанию Учащиеся объединяются по взаимному выбору, т.е. сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать.
«Случайная» группа Группы формируются из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними партами. Это может быть билетик с названием группы, различные геометрические фигуры, рисунки, карточки разного цвета и т.д.

Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром)

Учитель назначает лидера для каждой группы или учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение, а лидер сам набирает себе группу.

Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями

Например, с целью либо получения хорошего результата, в такую группу можно объединить особо успешных учеников (например, для участия в конкурсе или олимпиаде).

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности. Задание может предложить учитель, учитывая достигнутый учениками уровень усвоения знаний, или каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

В таблице 2 представлены некоторые приемы организации групповой работы, практикуемые мной в учебном процессе.

Таблица 2. Приемы организации групповой работы обучающихся в технологии учебного сотрудничества

Прием организации групповой работы

Характеристика приема

Предметный конструктор

Группа конструирует из набора карточек по теме урока или раздела предложенную учителем задачу. Например, ученикам предлагаются карточки природных зон и характеризующие их элементы

Тематические «крестики-нолики»

Чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку, нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника

«Корзина» идей

Высказываются разнообразные предположения и идеи, которые не критикуются и не оцениваются. Затем отбирается материал, который соответствует теме урока

Погружение в тему

Ученик выбирает роль изучаемого понятия или явления и рассказывает о себе с позиции данной роли. Например, на уроке русского языка: «Представь, что ты – местоимение. Расскажи о себе»

«Учимся все вместе» По теме отчитывается каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить одного из учеников команды ответить на любой вопрос по данной теме

Таким образом, использование технологии сотрудничества в учебном процессе развивает личностные отношения учащихся, позволяет учитывать социальный статус ученика, помогает ему самоутвердиться в среде одноклассников, учит организации общественного контроля, развивает самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.


Библиографический список
  1. Гаврильева Н. Н., Неустроев Н. Д. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2017.–Т.32.–С.64–71.–URL: http://e-koncept.ru/2017/771020.htm.
  2. Васюткина И.В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО (Электронный ресурс) https://infourok.ru/master-klass-organizaciya-gruppovoy-raboti-v-nachalnoy-shkole-v-ramkah-realizacii-fgos-noo-1222027.html
  3. Использование технологии сотрудничества (Электронный ресурс) https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-sotrudnichestva-v-specialnoy-shkole-642167.html
  4. Усынина Е.В. Применение метода проектов во внеурочной деятельности начальной школы (электронный ресурс) https://studopedia.ru/25_113701_pravila-raboti-v-gruppe.html
  5. Леонова Н.П.Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения (Электронный ресурс) https://infourok.ru/tehnologiya-sotrudnichestva-na-urokah-nachalnoy-shkole- 662773.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хаустова Людмила Станиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация