Разные иностранные туристы и наши соотечественники в разное время оставили свой след в истории туркменской культуры. Самые ранние письменные памятники можно найти в бехистунских (бисутинских) надписях, выбитых на поверхности горных скал, за столетия до нашей эры. При изучении этого урока большую ценность представляют хозяйственные архивные материалы, оставленные парфянскими царями, найденные в Старой Нисе, произведения древнегреческих и римских авторов, таких как Геродот, Тацит, Страбон. Авеста — один из ценнейших источников информации о древних временах.
Считающийся священной книгой широко распространенной зороастрийской религии, этот труд был составлен на основе устной традиции в начале нашей эры. На протяжении веков в него вносились дополнения, совершенствовались и алфавит, и язык. В «Авесте» даны сведения обо всей Средней Азии, соседних странах Ирана и Афганистана, их народах, их религиях. Если китайские древние источники, особенно исторические данные, огузско-орхонские надписи, будут научно глубоко изучены, то неизбежны прояснения многих вопросов.
После VII века, то есть после арабских завоеваний, многие труды по истории культуры Туркменистана стали появляться на арабском и персидском языках. В 17—18 вв. постепенно записывались источники на чагатайском языке — общем литературном языке тюркских народов. Наряду с арабскими писателями, произведения различного содержания создавали и местные писатели. Среди них наследие Аль-Бируни (X-XI вв.), Наршахи (X в.), Махмыта Кашгара (XI в.), Абди-ар-Разака Самаркандского (XV в.), Салыр баба Гулалы сына (XVI в.) и др. работает.
Для описания событий первой половины XVI-XIX веков ценны также произведения иранских, бухарских писателей. Среди этих писателей Хондемир, Мехди хан Астрабатлы, Мухаммед Казым, Мир Абдылкерим Бухаралы, Абилгазы Бахадур хан, Мунис, Агехи и другие. В 1938-1939 годах отрывки из произведений многих из них были опубликованы на русском языке в «Материалах по истории туркмен и Туркменистана». Не следует забывать, что эти авторы часто описывали оспы правителей своего времени. Западноевропейские, русские, турецкие путешественники, бывавшие в Туркменистане или проезжавшие через него в разное время, также оставили научный след на туркменах.
Среди них посол Папы, монах Плано Карпини (13-14 вв.), венецианский купец Марко Поло (13-14 вв.), англичанин Антоний Дженкинсон (16 вв.), турок Эвлия Челеби (18 вв.), венгерский ученый Армений Вамбери (19-й) увидел горы, на основании услышанного описал хозяйство, общественно-политическую жизнь и обычаи народов Средней Азии, в том числе и туркмен.
Библиографический список
- Джыкыев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в средние века. – Ашхабад, 1991.
- История культуры Советского Туркменистана. – Ашхабад, 1978.
Количество просмотров публикации: Please wait