ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ТУРКМЕНИСТАНА В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА

Халбаева Гульбахар1, Реджепов Оразмет1
1Туркменский государственный институт культуры, преподаватель

Аннотация
В изучении истории культуры Туркменистана в разное время оставили свой след различные иностранные туристы и наши соотечественники. Самые ранние письменные памятники можно найти в бехистунских (бисутинских) надписях, выбитых на поверхности горных скал, за столетия до нашей эры.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Халбаева Г., Реджепов О. История культуры Туркменистана в древнейшие времена // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/03/100018 (дата обращения: 20.04.2024).

Разные иностранные туристы и наши соотечественники в разное время оставили свой след в истории туркменской культуры.  Самые ранние письменные памятники можно найти в бехистунских (бисутинских) надписях, выбитых на поверхности горных скал, за столетия до нашей эры.  При изучении этого урока большую ценность представляют хозяйственные архивные материалы, оставленные парфянскими царями, найденные в Старой Нисе, произведения древнегреческих и римских авторов, таких как Геродот, Тацит, Страбон.  Авеста — один из ценнейших источников информации о древних временах.

Считающийся священной книгой широко распространенной зороастрийской религии, этот труд был составлен на основе устной традиции в начале нашей эры.  На протяжении веков в него вносились дополнения, совершенствовались и алфавит, и язык.  В «Авесте» даны сведения обо всей Средней Азии, соседних странах Ирана и Афганистана, их народах, их религиях.  Если китайские древние источники, особенно исторические данные, огузско-орхонские надписи, будут научно глубоко изучены, то неизбежны прояснения многих вопросов.

После VII века, то есть после арабских завоеваний, многие труды по истории культуры Туркменистана стали появляться на арабском и персидском языках.  В 17—18 вв. постепенно записывались источники на чагатайском языке — общем литературном языке тюркских народов.  Наряду с арабскими писателями, произведения различного содержания создавали и местные писатели.  Среди них наследие Аль-Бируни (X-XI вв.), Наршахи (X в.), Махмыта Кашгара (XI в.), Абди-ар-Разака Самаркандского (XV в.), Салыр баба Гулалы сына (XVI в.) и др. работает.

Для описания событий первой половины XVI-XIX веков ценны также произведения иранских, бухарских писателей.  Среди этих писателей Хондемир, Мехди хан Астрабатлы, Мухаммед Казым, Мир Абдылкерим Бухаралы, Абилгазы Бахадур хан, Мунис, Агехи и другие.  В 1938-1939 годах отрывки из произведений многих из них были опубликованы на русском языке в «Материалах по истории туркмен и Туркменистана».  Не следует забывать, что эти авторы часто описывали оспы правителей своего времени.  Западноевропейские, русские, турецкие путешественники, бывавшие в Туркменистане или проезжавшие через него в разное время, также оставили научный след на туркменах.

Среди них посол Папы, монах Плано Карпини (13-14 вв.), венецианский купец Марко Поло (13-14 вв.), англичанин Антоний Дженкинсон (16 вв.), турок Эвлия Челеби (18 вв.), венгерский ученый Армений Вамбери (19-й) увидел горы, на основании услышанного описал хозяйство, общественно-политическую жизнь и обычаи народов Средней Азии, в том числе и туркмен.


Библиографический список
  1. Джыкыев А.  Очерки происхождения и формирования туркменского народа в средние века.  – Ашхабад, 1991.
  2. История культуры Советского Туркменистана.  – Ашхабад, 1978.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация