Одной из важнейших задач современного высшего образования является формирование у студентов принципиально новых типов и форм мышления, развитие их познавательной активности и способность адаптироваться к совершенствующимся формам обучения, к инновациям, внедряемым в структуру дисциплин, а также к самостоятельному поиску междисциплинарных связей.
Характерной особенностью современной системы образования также является увеличение объема информации в области образования и внедрение новых видов образовательной деятельности и образовательных услуг.
Исходя из этих тенденций в научной и педагогической литературе начинают появляться такие термины, как гибкое образование и технологии дистанционного обучения.
В настоящее время под термином «дистанционное образование» рассматриваются технологии, которые, в основном, осуществляются с помощью телекоммуникационных и информационных устройств при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Целью их внедрения является обеспечение того, чтобы учащиеся получали знания, независимо от их социального статуса, места жительства, а также состояния здоровья
Благодаря информационным технологиям можно наиболее подробнее расширить направления обучения, предоставляя обучающимся право наиболее точно определять свою профессиональную деятельность.
Коммуникативная компетентность способствует наделить обучающихся такими навыками и умениями, которые они смогут применить в своей будущей профессиональной деятельности.
Вопросы коммуникативной компетентности рассмотрены в работах таких авторов, как Г.Н. Артемьев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г. Уиддоусон, С.В. Знаменский, и др. Основная задача их работ заключается в совершенствовании коммуникативной компетентности в ходе формирования внеучебной практики.
Применение дистанционных образовательных технологий в ходе учебной деятельности способствует развитию коммуникативной компетентности с помощью комплекса психолого-педагогических мероприятий, которые способствуют пониманию проблем, возникающих в межличностной коммуникативной деятельности, а также усвоению умениями и навыками регуляции поведения во всевозможных сношениях.
Настоящий комплекс способствует расширению вербальных и невербальных средств общения в области субъективных взаимодействий, создание ситуаций, расширяющих поведенческие реакции и ситуативную адаптивность, создание позитивной Я-концепции или переформирование когнитивных структур «Я образа».
Использование дистанционных форм обучения хорошо воздействует не только на образование людей, но и на способность грамотно общаться.
Активное участие в веб-конференциях и семинарах различного уровня и направленности, прохождение дистанционных курсов, общение со студентами на различных веб-страницах – все это способствует умению слушать, анализировать и делать выводы, отстаивать свою активную личную позицию
Развитие коммуникативной компетентности с применением дистанционных образовательных технологий в высшей школе имеет прикладной характер:
- направлено на использование различных приемов в общении и на получение информации о причинах затруднения межличностного общения.
- развитие навыков и умений, направленных на умение контактировать в современном мире с использованием как вербальных, так и невербальных средств общения, способствующих становлению адекватной самооценки.
Таким образом, умение общаться является отличной гарантией успеха и благополучия в жизни, а разумное использование инновационных и дистанционных образовательных технологий с учетом распределения времени на творческую и трудовую деятельность способствует не только накоплению социального опыта, но и развитию творческого потенциала.
Библиографический список
- Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2014. № 1. С. 91-95.
- Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933-935.
Количество просмотров публикации: Please wait