СЕВЕРНЫЙ ТУРКМЕНИСТАН В ДРЕВНЕМ ВРЕМЕНИ

Хоммадов Эзиз1, Хоммадова Огульшат1, Беглиева Дженнет1, Гыличдурдыева Энегуль1
1Туркменский государственный институт культуры, преподаватель

Аннотация
Ограничивая сказанное о Южной Туркмении в парфянский период, обратимся теперь к ситуации в северных и восточных районах Туркменистана. В этот период расцветают государства Хорезм на севере и Кушан на востоке (I-IV вв. до н.э.).

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хоммадов Э., Хоммадова О., Беглиева Д., Гыличдурдыева Э. Северный Туркменистан в древнем времени // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/02/100017 (дата обращения: 20.04.2024).

Ограничив сказанное о Южной Туркмении в парфянский период, обратимся теперь к ситуации в северных и восточных районах Туркмении.  В этот период расцветают государства Хорезм на севере и Кушан на востоке (I-IV вв. до н.э.).  Как и в Парфии, в этих государствах было построено много городов, и искусство получило широкий размах.  В Хорезме в этот период еще кипела жизнь в Галагыре, Коюнгырлангала и других городах.  Были основаны новые города, такие как Гандымгала, Мангрыгала, Топракгала, Старый Вас (65 км к северу от Дашога).  По сей день название построено без падения из туркменского языка.  Вдоль каналов Довдан и Черменяп были открыты большие массивы суши, построены новые каналы Коневас и Мангныр.  Гончарное дело (керамика) достигло высокого уровня мастерства.  Совершенствовалась техника лепки сосудов в ножном круге, т. е. придания им каменной формы в форме.  Таким образом изготавливалась тонкая керамическая посуда, украшенная узорами красного, коричневого и иногда черного цветов.  Сегодня вся коллекция древней керамики Хорезма хранится в Историческом музее в Москве и Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.  Они сделаны мастерами-гончарами, они изысканно обработаны и украшены.  Академик С.П., много лет руководивший Хорезмской археолого-этнографической экспедицией и написавший фундаментальную монографию «Древний Хорезм» (Москва, 1948).  По мнению Толстова, возможно также, что эти искусные гончары были рабами.

В Хорезме тирания – это религия.  По традиции Отпараса, крестьяне не хоронят своих умерших.  После того как труп был очищен и остались только кости, его поместили в оссуарии из обожженной глины или камня.  Хорезмийцы поклонялись Анахите, богине земледелия и плодородия, воспитанной Авестой.  Образ этой богини изображен в прекрасном платье из 30 бобровых шкур, с золотым бантом, серьгами и ожерельями на шее.  В терракотовых изваяниях, найденных в Хорезме, Анахита изображена именно так.  Кстати, бобровая шубка, золотые серьги, сережки и ожерелья до сих пор остаются самыми дорогими украшениями туркменок.

В результате исследований Хорезма было доказано, что Хорезм в то время поддерживал торговые связи со всеми регионами Туркменистана.  Караванные пути, пересекавшие Каракумы, связывали эту землю с низовьями Мургабского, Ахалского, Этекского, Этрекского районов, а речной путь связывал ее с районами Амуль и Керки.  Это связано с тем, что во всех местах с таким названием была обнаружена керамика, принадлежавшая хорезмийской династии.

ДО Н.Э.  Хорезм был завоеван Кушанским государством в I в.  Хорезм снова обрел независимость в 3 веке.  Укреплялось централизованное государство в стране.  Вдоль границ построены укрепления.  Для защиты оазиса от внешних нападений была сохранена сильная армия.  Раскопки в Топракгале, на правом берегу реки Амуя, выявили прекрасные образцы хорезмской архитектуры.  Во дворце царя Хорезма просторные залы и комнаты, стены которых украшены красочными рисунками и узорами.  На этих картинах более искусно передавались лица женских семей и образ женщины, играющей на гуслях.  Найдены и высокохудожественные глиняные женские скульптуры.  Как и предполагалось, это были статуи жен хорезмских царей.  Их изображения нанесены на лицевую сторону монет, отчеканенных в Хорезме.

В почве также были найдены остатки архивов королевского дворца.  На основании этих документов можно сказать, что в древнем Хорезме существовала своя письменность, близкая к арамейскому алфавиту.  Это признак того, что Хорезмская цивилизация достигла очень высокого уровня, продолжая местные традиции.  Но следует отметить, что культура Хорезма не безразлична к миру, это не та культура, которая формировалась только в своих регионах.  На него оказала влияние и индийская культура, впитавшая в себя влияние эллинизма.  Обнаружение изображений обезьян, греко-буддийского сочетания греко-буддийских женских статуй – яркое тому свидетельство.  Это влияние перешло в хорезмийскую культуру через кушанскую культуру.

В VIII-VII веках до нашей эры среди огузов стали возникать многие племенные объединения.  В дополнение к общему огузскому названию у каждого племени были свои имена, соответствующие их профессиям, местонахождению и поведению.  Например, канлы – тележники, булгары – кожевники, кожевники, кыпяки – деревянные лодочники, карки – племя со снежной местностью, хазары, халачи, бижены и другие.  Но они не забыли, что они огузы и что за ними стоят три огузских объединения.  Ряд племенных объединений, возникших в указанный период, переместился на запад в VII-VI веках до н.э.  Таким образом, на запад двинулись не только огузы-гунны, носившие имя ногоз (огуз-ашгуз), но и часть народа кан.


Библиографический список
  1. Гумилев Л.Н.  Эфталит – горный или степной?  Вестник древней истории.  М.  1967. № 3.
  2. Дьяконов ИМ, Массон МЭ, Лившиц ВА.  Парфянские документы из Ниццы.  Материал от Ютаке.  Вип 2.  Ашхабад.  1950.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация