Ограничив сказанное о Южной Туркмении в парфянский период, обратимся теперь к ситуации в северных и восточных районах Туркмении. В этот период расцветают государства Хорезм на севере и Кушан на востоке (I-IV вв. до н.э.). Как и в Парфии, в этих государствах было построено много городов, и искусство получило широкий размах. В Хорезме в этот период еще кипела жизнь в Галагыре, Коюнгырлангала и других городах. Были основаны новые города, такие как Гандымгала, Мангрыгала, Топракгала, Старый Вас (65 км к северу от Дашога). По сей день название построено без падения из туркменского языка. Вдоль каналов Довдан и Черменяп были открыты большие массивы суши, построены новые каналы Коневас и Мангныр. Гончарное дело (керамика) достигло высокого уровня мастерства. Совершенствовалась техника лепки сосудов в ножном круге, т. е. придания им каменной формы в форме. Таким образом изготавливалась тонкая керамическая посуда, украшенная узорами красного, коричневого и иногда черного цветов. Сегодня вся коллекция древней керамики Хорезма хранится в Историческом музее в Москве и Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге. Они сделаны мастерами-гончарами, они изысканно обработаны и украшены. Академик С.П., много лет руководивший Хорезмской археолого-этнографической экспедицией и написавший фундаментальную монографию «Древний Хорезм» (Москва, 1948). По мнению Толстова, возможно также, что эти искусные гончары были рабами.
В Хорезме тирания – это религия. По традиции Отпараса, крестьяне не хоронят своих умерших. После того как труп был очищен и остались только кости, его поместили в оссуарии из обожженной глины или камня. Хорезмийцы поклонялись Анахите, богине земледелия и плодородия, воспитанной Авестой. Образ этой богини изображен в прекрасном платье из 30 бобровых шкур, с золотым бантом, серьгами и ожерельями на шее. В терракотовых изваяниях, найденных в Хорезме, Анахита изображена именно так. Кстати, бобровая шубка, золотые серьги, сережки и ожерелья до сих пор остаются самыми дорогими украшениями туркменок.
В результате исследований Хорезма было доказано, что Хорезм в то время поддерживал торговые связи со всеми регионами Туркменистана. Караванные пути, пересекавшие Каракумы, связывали эту землю с низовьями Мургабского, Ахалского, Этекского, Этрекского районов, а речной путь связывал ее с районами Амуль и Керки. Это связано с тем, что во всех местах с таким названием была обнаружена керамика, принадлежавшая хорезмийской династии.
ДО Н.Э. Хорезм был завоеван Кушанским государством в I в. Хорезм снова обрел независимость в 3 веке. Укреплялось централизованное государство в стране. Вдоль границ построены укрепления. Для защиты оазиса от внешних нападений была сохранена сильная армия. Раскопки в Топракгале, на правом берегу реки Амуя, выявили прекрасные образцы хорезмской архитектуры. Во дворце царя Хорезма просторные залы и комнаты, стены которых украшены красочными рисунками и узорами. На этих картинах более искусно передавались лица женских семей и образ женщины, играющей на гуслях. Найдены и высокохудожественные глиняные женские скульптуры. Как и предполагалось, это были статуи жен хорезмских царей. Их изображения нанесены на лицевую сторону монет, отчеканенных в Хорезме.
В почве также были найдены остатки архивов королевского дворца. На основании этих документов можно сказать, что в древнем Хорезме существовала своя письменность, близкая к арамейскому алфавиту. Это признак того, что Хорезмская цивилизация достигла очень высокого уровня, продолжая местные традиции. Но следует отметить, что культура Хорезма не безразлична к миру, это не та культура, которая формировалась только в своих регионах. На него оказала влияние и индийская культура, впитавшая в себя влияние эллинизма. Обнаружение изображений обезьян, греко-буддийского сочетания греко-буддийских женских статуй – яркое тому свидетельство. Это влияние перешло в хорезмийскую культуру через кушанскую культуру.
В VIII-VII веках до нашей эры среди огузов стали возникать многие племенные объединения. В дополнение к общему огузскому названию у каждого племени были свои имена, соответствующие их профессиям, местонахождению и поведению. Например, канлы – тележники, булгары – кожевники, кожевники, кыпяки – деревянные лодочники, карки – племя со снежной местностью, хазары, халачи, бижены и другие. Но они не забыли, что они огузы и что за ними стоят три огузских объединения. Ряд племенных объединений, возникших в указанный период, переместился на запад в VII-VI веках до н.э. Таким образом, на запад двинулись не только огузы-гунны, носившие имя ногоз (огуз-ашгуз), но и часть народа кан.
Библиографический список
- Гумилев Л.Н. Эфталит – горный или степной? Вестник древней истории. М. 1967. № 3.
- Дьяконов ИМ, Массон МЭ, Лившиц ВА. Парфянские документы из Ниццы. Материал от Ютаке. Вип 2. Ашхабад. 1950.