Город Мерв занимает особое место в истории архитектуры и градостроительного искусства Туркменистана. В его руинах лежит бесценное сокровище, которое показывает все этапы зодчества Туркменистана. В XI-XII веках Мерв стал дворцом туркменской империи сельджуков, а своего расцвета замок, ныне известный как Солтангала, достиг во времена правления султана Санджара (1118-1157). Во время правления Малик-шаха (1072-1092) городская стена окружает почти квадратную центральную часть Солтанги. Частично перестраивался и восстанавливался после обрушения (1093 и 1095 гг.). В то время он считался неприступной крепостью. Интерьер замка развивается быстрыми темпами. Также осваиваются участки, орошаемые каналом Маджан на юге и севере за его оборонительными стенами. В эпоху туркмен-сельджуков гробницы раскапывали за пределами оборонительных стен полей. Город рос не только к югу и северу, но и к городу. Здесь возникли общины рабочих и металлургов. В центре огромное здание с богатым архитектурным убранством. Канал Маджан течет с юга на север, разделяя форт в центральной части Солтанги. От южных ворот замка — Сары-Маджан («глава замка») к Мерверу, от северных ворот — Пои-Маджанда («подножье замка») ведет к Кёнюргенье и Мавераннахру. Как продолжение улицы Гавургала, главная улица, возвращающаяся от Шахристанских ворот, почти разделяется надвое в середине крепости. Дорога, идущая от западных ворот замка — Фирузовских ворот, — соединялась с дорогой на Сарахсу. В центре Солтангалы, на пересечении главной улицы с каналом Маджан, находится огромный общественный центр. Формирование Солтанги как центра началось со строительства главной мечети в период правления Аббасидов. Мечеть, должно быть, была расширена в период туркмен-сельджуков. В 12 веке здесь были построены дворец и дворец султана Санджара. В 12 веке Мерв был столицей султана Санджара. Он заботился о благополучии города и строительстве огромных зданий, которые распространяли по миру славу о величии сельджукского туркменского царства. В Солтангале была создана внутренняя крепость-Шахрияр-арка в ее северо-восточном углу, где были сосредоточены основные постройки комплекса правительственных зданий – диваны, большие публичные дома и военные постройки.
При планировке Мерва были выделены следующие части: Кухендиз (перс. «старая крепость», араб. «крепость»), расположенная внутри (а иногда и снаружи) города, внутренний город Медина (перс. «Шахристан») — внутренний город, который первоначально был заселен в доисламский период, оттуда он был мусульманским, в этот период он отделился от жилого производства и постепенно переместился на окраину города, где процветало искусство; Рабат (арабское слово) — это термин, используемый для обозначения стены, которая окружает пригород вместе с городом, а также пригород напротив внутреннего города. Балат означает город в широком смысле, город с его пригородами, совокупность деревень в непосредственной близости от Рустака-города. Вместе все деревни образуют культурную зону, которая отделена от остального города практически пустым пространством, примыкающим к городу. Оставляя в стороне споры востоковедов о количестве и названиях частей городов Средней Азии, сформировались основные планировочные части города в истории градостроительства Мерва в мусульманский период, особенно внутренний замок-Шахристан. -рабат. В градостроительном отношении сельскохозяйственную зону представляет собой система небольших поселков, расположенных вдоль оросительных каналов Балатской и Рустакской долин. Каналы указаны как неотъемлемая часть города, разделяющая город на отдельные планировочные районы. Мургаб разделен на четыре основных оросительных канала: Хурмузфара, Маджан, Разик и Асад аль-Хорасани. Он был пронумерован с запада на восток. Эти каналы текли с юга на север, образуя самостоятельную часть города, орошаемую каждым из них. В. В. Бартольд подтверждает, что каждый из каналов принадлежал «четверти» города и что население, использующее воду каждого канала, образовывало культурную зону по обе стороны канала.
Мало что известно о жилых домах и зданиях города, кроме его планировки. Описание мечетей как органов управления базарами археологическими исследованиями не выявлено. Взаимное расположение жилых домов, мечетей, базаров и административных зданий, а также состояние образуемых ими городских территорий, архитектурный облик этих зданий можно в определенной мере представить по письменным источникам. Аль-Истахри так описывает центр Солтангалы: «Мечеть, базар и административное здание, расположенные в Маджане, были построены Абу Муслимом. Административное здание находится за мечетью. Это сводчатое кирпичное здание. У него четыре двери. Каждый из входов ведет к портику высотой 30 локтей. Перед этим портом есть прямоугольная площадка. Базары Мерва – одни из самых чистых базаров. Место праздничной молитвы находится на площади Абу Джахма в районе Рас-аль-Мейдан и со всех сторон окружено домами и строениями.
Библиографический список
- Азым Ахмедов. Просто древний. Ашхабад 1992
- Оразполат Экаев, О. Гундогдиева. Мары – души царей. Ашхабад 1998.