БИБЛИОТЕКИ МЕРВА

Оразбердиева Огулнабат1, Татова Дурсунджемал2, Атаева Гульжан3, Беркелиева Чемэн4
1Туркменский государственный институт культуры, старший преподаватель
2Туркменский государственный институт культуры, старший преподаватель
3Туркменский государственный институт культуры, преподаватель
4Туркменский государственный институт культуры, преподаватель

Аннотация
Город Мерв занимает особое место в истории архитектуры и градостроительного искусства Туркменистана. В его руинах лежит бесценное сокровище, которое показывает все этапы зодчества Туркменистана.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Оразбердиева О., Татова Д., Атаева Г., Беркелиева Ч. Библиотеки Мерва // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99865 (дата обращения: 21.04.2024).

Город Мерв занимает особое место в истории архитектуры и градостроительного искусства Туркменистана.  В его руинах лежит бесценное сокровище, которое показывает все этапы зодчества Туркменистана.  В XI-XII веках Мерв стал дворцом туркменской империи сельджуков, а своего расцвета замок, ныне известный как Солтангала, достиг во времена правления султана Санджара (1118-1157).  Во время правления Малик-шаха (1072-1092) городская стена окружает почти квадратную центральную часть Солтанги.  Частично перестраивался и восстанавливался после обрушения (1093 и 1095 гг.).  В то время он считался неприступной крепостью.  Интерьер замка развивается быстрыми темпами.  Также осваиваются участки, орошаемые каналом Маджан на юге и севере за его оборонительными стенами.  В эпоху туркмен-сельджуков гробницы раскапывали за пределами оборонительных стен полей.  Город рос не только к югу и северу, но и к городу.  Здесь возникли общины рабочих и металлургов.  В центре огромное здание с богатым архитектурным убранством.  Канал Маджан течет с юга на север, разделяя форт в центральной части Солтанги.  От южных ворот замка — Сары-Маджан («глава замка») к Мерверу, от северных ворот — Пои-Маджанда («подножье замка») ведет к Кёнюргенье и Мавераннахру.  Как продолжение улицы Гавургала, главная улица, возвращающаяся от Шахристанских ворот, почти разделяется надвое в середине крепости.  Дорога, идущая от западных ворот замка — Фирузовских ворот, — соединялась с дорогой на Сарахсу.  В центре Солтангалы, на пересечении главной улицы с каналом Маджан, находится огромный общественный центр.  Формирование Солтанги как центра началось со строительства главной мечети в период правления Аббасидов.  Мечеть, должно быть, была расширена в период туркмен-сельджуков.  В 12 веке здесь были построены дворец и дворец султана Санджара.  В 12 веке Мерв был столицей султана Санджара.  Он заботился о благополучии города и строительстве огромных зданий, которые распространяли по миру славу о величии сельджукского туркменского царства.  В Солтангале была создана внутренняя крепость-Шахрияр-арка в ее северо-восточном углу, где были сосредоточены основные постройки комплекса правительственных зданий – диваны, большие публичные дома и военные постройки.

При планировке Мерва были выделены следующие части: Кухендиз (перс. «старая крепость», араб. «крепость»), расположенная внутри (а иногда и снаружи) города, внутренний город Медина (перс. «Шахристан») — внутренний город, который первоначально был заселен в доисламский период, оттуда он был мусульманским, в этот период он отделился от жилого производства и постепенно переместился на окраину города, где процветало искусство;  Рабат (арабское слово) — это термин, используемый для обозначения стены, которая окружает пригород вместе с городом, а также пригород напротив внутреннего города.  Балат означает город в широком смысле, город с его пригородами, совокупность деревень в непосредственной близости от Рустака-города.  Вместе все деревни образуют культурную зону, которая отделена от остального города практически пустым пространством, примыкающим к городу.  Оставляя в стороне споры востоковедов о количестве и названиях частей городов Средней Азии, сформировались основные планировочные части города в истории градостроительства Мерва в мусульманский период, особенно внутренний замок-Шахристан. -рабат.  В градостроительном отношении сельскохозяйственную зону представляет собой система небольших поселков, расположенных вдоль оросительных каналов Балатской и Рустакской долин.  Каналы указаны как неотъемлемая часть города, разделяющая город на отдельные планировочные районы. Мургаб разделен на четыре основных оросительных канала: Хурмузфара, Маджан, Разик и Асад аль-Хорасани.  Он был пронумерован с запада на восток.  Эти каналы текли с юга на север, образуя самостоятельную часть города, орошаемую каждым из них.  В. В. Бартольд подтверждает, что каждый из каналов принадлежал «четверти» города и что население, использующее воду каждого канала, образовывало культурную зону по обе стороны канала.

Мало что известно о жилых домах и зданиях города, кроме его планировки.  Описание мечетей как органов управления базарами археологическими исследованиями не выявлено.  Взаимное расположение жилых домов, мечетей, базаров и административных зданий, а также состояние образуемых ими городских территорий, архитектурный облик этих зданий можно в определенной мере представить по письменным источникам.  Аль-Истахри так описывает центр Солтангалы: «Мечеть, базар и административное здание, расположенные в Маджане, были построены Абу Муслимом.  Административное здание находится за мечетью.  Это сводчатое кирпичное здание.  У него четыре двери.  Каждый из входов ведет к портику высотой 30 локтей.  Перед этим портом есть прямоугольная площадка.  Базары Мерва – одни из самых чистых базаров. Место праздничной молитвы находится на площади Абу Джахма в районе Рас-аль-Мейдан и со всех сторон окружено домами и строениями.


Библиографический список
  1. Азым Ахмедов. Просто древний. Ашхабад 1992
  2. Оразполат Экаев, О. Гундогдиева. Мары – души царей. Ашхабад 1998.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация