МАРКЕТПЛЕЙСЫ – НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА КАК SMM-ПРОЕКТ

Новикова Екатерина Дмитриевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
студент 4 курса направления «Коммуникативные технологии в рекламе и связях с общественностью», филологический факультет

Аннотация
В данной статье автор рассматривает продвижение на маркетплейсах как полноценный SMM-проект и исследует механики, которые могут быть использованы для продвижения товара. Данная тема является актуальной по причине возрастающей популярности маркетплейсов.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Е.Д. Маркетплейсы – новые социальные сети: продвижение товара как SMM-проект // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99776 (дата обращения: 19.06.2024).

Менее чем за одно поколение социальные сети превратились из инструмента прямого электронного обмена информацией в виртуальное место сбора людей, объединенных одной целью или одними интересами, торговую платформу и жизненно важный маркетинговый инструмент 21 века. Суммарная аудитория социальных площадок уже превышает один миллиард пользователей, а с каждым годом цифры только растут. Люди не просто регистрируются на площадках, но и проводят там значительное количество времени. По исследованиям App Annie на 2020 год среднее время, которое россияне проводили в социальных сетях, следующее: Tik Tok 17,4 часа в месяц, Instagram* 9,4 часа в месяц, ВКонтакте 16 часов в месяц, Telegram 4,6 часов в месяц [1].

Именно ввиду популярности социальных сетей возникло и активно развивается SMM-продвижение. SMM-продвижение бизнеса — это действия, направленные на поиск и сбор целевой аудитории, донесение до нее коммерческой информации и формирования положительного отклика путем размещения контента в социальных сетях и медиа. Оно необходимо для продвижения бизнеса и увеличения продажи товаров [2, с. 89].

Но если социальные сети с нами относительно давно и маркетинговые стратегии для них стали привычной практикой, то маркетплейсы вошли в коммуникационную и бизнес-среду относительно недавно. Исследования AVOSHOP говорят, что в 2022 году число продавцов на маркетплейсах возросло на 27% по сравнению с 2021 годом [3]. Данные Data Insigh за второй квартал 2022 года гласят, что объем продаж на крупнейших маркетплейсах России (Ozon, Wildberries, AliExpress Россия и другие) превысил 500 млн заказов [4].

По причине увеличивающейся конкуренции среди продавцов маркетплейсов появились способы продвижения товаров, которые, в свою очередь, напоминают знакомые нам инструменты из сферы SMM. В данной статье мы хотим рассмотреть механики продвижения, которые используют как маркетологи и продавцы маркетплейсов, так и SMM-специалисты.

1. Стратегия продвижения

За каждым баннером, слоганом, видеороликом и завлекающей картинкой в социальных сетях стоит множество процессов по исследованию рынков и потребителей, анализу огромного количества данных, разработке креатива, расчёту бюджетов и так далее. Но объединяет и направляет все эти процессы стратегия продвижения или SMM-стратегия. Она включает в себя:

  • Анализ целевой аудитории
  • Конкурентный анализ
  • Исследование продукта, бренда
  • SWOT-анализ
  • Выбор площадок для размещения
  • Постановку целей и задач продвижения
  • Постановку KPI
  • Темы и форматы контента, рубрикатор, контент-план
  • Аналитику и другое

Продвижение товаров на маркетплейсе точно также подразумевает под собой стратегию, схожую с SMM-стратегией. Необходимо провести анализ целевой аудитории, собрать информацию о конкурентах, исследовать рынок, выбрать определенные площадки для размещения, узнать их специфику и поставить KPI. Очень важно не пропускать данный этап, ведь именно исходя из него будет формироваться первое впечатление у покупателей маркетплейсов. Выбрав неудачное название магазина или неправильную площадку для размещения, можно потерять много времени и денег.  Это лишь минимальные шаги, которые помогут успешно продвигать товар среди прочих.

2. Визуальный и вербальный контент

Одной из главных функций SMM-специалиста является создание визуальной составляющей для социальных сетей. Необходимо выбрать правильный фирменный стиль бренда, использовать актуальное оформление и верный tone of voice, опираясь, в первую очередь, на свою целевую аудиторию и её предпочтения. Форматы визуального контента также выбирает SMM-специалист: фото, видео (Reels, Shorts, Клипы), прямые эфиры, графика и другие.

В маркетплейсах также существует различный визуальный контент. В первую очередь стоит обратить внимание на оформление карточки товара. Это именно та точка соприкосновения с вашим брендом, с которой пользователь скорее всего столкнется, находясь в поиске определенного товара. Карточка товара должна быть понятна и приятна пользователю визуально. Особой популярностью пользуется инфографика о товаре: набор картинок с характеристиками товара, его преимуществах перед другими товарами той же категории, фотографии в различных ракурсах и методах использования продукта, отзывы клиентов и рейтинг магазина. Качественное оформление карточек товара вызывает доверие у покупателей.

Помимо карточек товара существуют и такие типы контента, как прямые эфиры, вертикальные видео («Моменты») и rich-контент. Использовать их или нет – зависит от возможностей продавца или его SMM-специалиста, а также от специфики товара.

3. Взаимодействие с подписчиками и покупателями

В функции SMM-специалиста также может входить обработка обратной связи от клиентов. В социальных сетях данный процесс происходит посредством комментариев, репостов, общением в direct или сообщениях. Важно сохранять имидж компании, ведь общение с клиентами влияет на конверсию в покупку.

На маркетплейсах общение в первую очередь происходит посредством отзывов. За ними важно следить и вовремя отрабатывать негатив. Особенностью маркетплейсов является то, что отзывы видны всем покупателям, в том числе – потенциальным. Поэтому, увидев плохой отзыв о товаре, на который ответ от компании не поступил, либо компания недостаточно отработала негатив, пользователь сразу начнет искать другие варианты. По результатам исследованиям AliExpress Россия и агентства Data Insight за 2020 год, 9 из 10 пользователей выбирают товар исходя из отзывов [5].

Количество отзывов также влияет на продвижение товара: чем их больше, тем «выше» поднимается карточка товара и чаще показывается пользователям в ленте.

4. Реклама

В социальных сетях основным рекламным инструментом является таргетинг. Он помогает наиболее четко попасть в свою целевую аудиторию. Настроить таргетированную рекламу можно по интересам аудитории, полу и возрасту, опираясь на группы и сообщества, в которых она уже обитает, истории покупок и многому другому.

На маркетплейсах так же существует таргетированная и контекстная реклама, в зависимости от платформы. Например, на Ozon существуют «рекомендации», принцип работы которых схож с контекстной рекламой. Рекламодатели создают объявления с ключевыми запросам и делают ставки. Товар с самой высокой ставкой попадает в специальный блок — там его увидят потенциальные покупатели [6]

Количество покупок на маркетплейсах неумолимо растет, поэтому растет и сообщество продавцов, конкурирующих между собой. Теперь недостаточно просто выпускать товар и надеяться, что он попадёт в топ, а покупатели сами найдут вас. Настало время, когда маркетплейсы становятся новыми социальными сетями, а значит и способы продвижения должны быть соответствующими.

*Инстаграм – с 21 марта 2022 года запрещенная на территории Российской Федерации социальная сеть


Библиографический список
  1. Активность пользователей в социальных сетях [Электронный ресурс] // Popsters – Режим доступа: https://popsters.ru/?utm_campaign=research2020 (дата обращения: 08. 12. 2022).
  2. Далворт М. Строим и развиваем сети связей – личные, профессиональные и виртуальные / М. Далворт. – М.: Добрая книга, 2010. – С. 89.
  3. Количество селлеров на маркетплейсах выросло на 27%. — Текст : электронный // New Retail  : [сайт]. — URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/kolichestvo_sellerov_na_marketpleysakh_vyroslo_na_279362/ (дата обращения: 10.01.2023).
  4. Объем продаж крупнейших маркетплейсов превысил 500 млрд рублей во II квартале. — Текст : электронный // Ведомости : [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/08/26/937861-obem-prodazh-krupneishih-marketpleisov-previsil (дата обращения: 10.01.2023).
  5. Как отзывы и рекомендации влияют на онлайн-покупки – исследование AliExpress и Data Insight. — Текст : электронный // New Retail  : [сайт]. — URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/aliexpress_rossiya_i_data_insight_izuchili_kak_vliyayut_otzyvov_i_rekomendatsiy_na_onlayn_pokupki3327/ (дата обращения: 15.01.2023)
  6. Как продвигать магазин на маркетплейсах. — Текст : электронный // Unisender : [сайт]. — URL: https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/kak-prodvigat-magazin-na-marketplejsah/ (дата обращения: 15.01.2023).


Все статьи автора «Новикова Екатерина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация