Культурные ценности напрямую не были включены законодателем в перечень объектов гражданских прав, однако в ст. 128 Гражданского кодекса РФ [2, с.5] (далее – ГК РФ) используется формулировка «и иное имущество», что, безусловно, предоставляет возможность наделения культурных ценностей указанным свойством.
Культурные ценности, в соответствии с подходом законодателя, являются идеалы нравственного и эстетического характера; языки, в том числе говоры и диалекты; традиции и обычаи; фольклор; произведения искусства и науки, а также здания и предметы, характеризующиеся исторической и культурной значимостью и уникальные территории и объекты [3, с. 5].
Рассматривая понятие «культурные ценности», следует обратиться к теоретическим точкам зрения. Так, В.А. Шестаков определяет культурные ценности как «единичный вещественный объект, обладающий ясно определенными признаками и существующий независимо от наблюдателя» [9, с. 5]. Из определения же С. Г. Долгова следует, что культурными ценностями являются результаты творческого самовыражения человека. О. Васнева отождествляет понятие с вещью, обладающей свойствами оригинальности, неповторимости и т.д [5, с. 5]. А по мнению Л. Клебанова, культурные ценности — это материальные предметы, имеющие особую историческую, научную, архитектурную и иную культурную значимость, защищенные законодательством России [6, с. 5].
На основе приведённых мнений, считаю, что культурная ценность должна: обладать ценностью с исторической, научной, художественной и т.д. точки зрения, быть результатом творческой деятельности, отвечать установленным в актах временным критериям.
Основной закон нашего государства закрепляет, что культурные ценности могут находиться в собственности различных субъектов: государства, муниципалитета и граждан [1, с. 5]. При этом абсолютно каждый человек наделен правом собственности на предметы, обладающие культурным и историческим значением, а также на иные объекты: здания и сооружения, коллекции и собрания и т.д.
Уже достаточно долгое время имеет место концепция, в соответствии с которой в отношении культурных ценностей выделяется две разновидности права собственности: на имущество и на благо [8, с.5]. В первом случае речь идет о различных картинах, скульптурах, памятниках, а во втором – об образах, выраженных в произведениях, танцах и т.д. Однако российская теория и практика исходит из того, что объектом права собственности может быть исключительно, а нематериальные блага, в данном аспекте, относятся к объектам права интеллектуальной собственности.
Основания для возникновения права собственности на культурные ценности достаточно разнообразны и могут быть классифицированы на первоначальные и производные.
К числу основных способов возникновения права собственности на культурные ценности представляется возможным отнести: выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, конфискацию, национализацию, обнаружение клада, получение выморочного имущества, а также реквизицию.
Наибольшим интересом, на мой взгляд, характеризуется обнаружение клада.
В соответствии со ст. 233 ГК РФ, при обнаружении лицом клада, не имеющего собственника и содержимое которого является культурной ценностью, он должен передать его государству. Таким образом, право собственности на обнаруженные культурные ценности получает государство, а не обнаружившее их лицо. При этом последний, как и собственник, например, земельного участка, на котором был обнаружен клад, имеют право на получение вознаграждения. Вышеизложенное подтверждает справедливость мнения о том, что у нашедшего клад лица отсутствует стимул для передачи найденных культурных ценностей государству [7, с.5]. Безусловно, у них появляется желание получить полную стоимость такого имущества, а не ее половину, в связи с чем, нередко они не осуществляют возложенную на них обязанность по передаче клада.
Иным способом приобретения права собственности и, одновременно, его утраты выступает выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Он предусмотрен в том случае, если собственник культурных ценностей, признаваемых особо ценными и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности. В частности, не соблюдает требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в соответствующий реестр, а именно: не поддерживает его в надлежащем состоянии или не обеспечивает сохранность и неизменность его внешнего вида. В данном случае, решению суда, такое имущество изымается из его владения посредством выкупа государством или продажи с публичных торгов. Думается, что подобная мера может рассматриваться в качестве санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию того или иного имущества. Однако, собственник не утрачивает свое право на него безвозмездно, он получает определенную денежную сумму, которая была получена в результате выкупа или торгов. Указанное и отличает, по нашему мнению, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей от их конфискации, которая состоит в безвозмездном изъятии вещи государством у собственника в качестве санкции за правонарушение. Так, в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закреплён перечень культурных ценностей, которые не могут быть вывезены с территории нашего государства. В случае если будут предприняты меры для их вывоза, они будут конфискованы таможенными или иными правоохранительными органами, после чего должны быть переданы уполномоченному органу по сохранению культурных ценностей [4, с.5].
Считаю, что рассмотренные способы заключаются в лишении одного субъекта права собственности на культурные ценности и наделения соответствующим правом другого. При этом, они направлены на сохранение культурной ценности, на избежание ее разрушения и уничтожения. Безусловно, культурное наследие выступает неотъемлемым элементом общественной жизни, оно сохраняет память о прошлом и делает возможным ознакомление с ним будущими потомкам.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации)// Российская газета. – 1993 25 дек. – №237; Российская газета. – 2020. – №144.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2022. – № 9 (часть I). – Ст. 1252.
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 46. – Ст. 2615; Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 18. – Ст. 3058.
- Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ред. от 08.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 20. – Ст. 718; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 50 (часть III). – Ст. 8074.
- Васнев О. Правовое регулирование оборота культурных ценностей: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Краснодар, 2006. — 23 с.
- Клебанов Л. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: автореф. д-ра юрид. наук. – М., 2012. – 47 с.
- Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей. М.: Норма, 2004, Вып. 8. С. 140-172.
- Нешатаева В. Культурные ценности. Цена и право. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 208 с.
- Шестаков В. А. Основные принципы построения классификации культурных ценностей // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №6 (22). – С. 231–234.