ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ КЛУБОВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

Хайдарова Елена Нагитулловна
МОУ «Гимназия № 2» г.Воркуты
учитель физической культуры

Аннотация
В статье рассматривается вопросы патриотического воспитания учащихся гимназии. По результатам проведённого среди старшеклассников мониторинга выявлено положительное влияние школьных клубов и объединений на воспитание патриотизма, активной гражданской позиции подрастающего поколения.
Таким образом, включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу социального общения и формирования нравственных качеств личности, возможности усвоения социальных ценностей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хайдарова Е.Н. Патриотическое воспитание школьников через работу клубов и объединений // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99477 (дата обращения: 02.07.2024).

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.

(Виссарион Белинский)

Наиболее активной составляющей нашего общества является молодое поколение, поэтому активное формирование гражданской позиции необходимо начинать именно с нее, т.к. осознанное участие молодежи в жизни общества способно реализовать общечеловеческие ценности не только в условиях малой родины, но и Российской Федерации в целом.

И так, кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк». Мы часто слышим его на уроках патриотического воспитания, встречаем в литературных произведениях, теле- и радиопередачах. Попробуем ответить на вопрос «кто такой патриот?».

Патриот — это человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова)

С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Патриотизм не наследуется генетически, а воспитывается обществом, школой, семьёй, а потому необходима комплексная работа педагогов, направленная на его формирование.

Проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся в соответствии со Стрaтегией нaциональной безопасности и госпрограммой по пaтриотичеcкому воспитанию зaнимает важную роль в обеcпечении как национaльной безопасности России, так и безопacности конкретного человека, поэтому одним из направлений работы коллектива гимназии является патриотическое воспитание.

Президент Российской Федерации В.В.Путин, определяя ключевые направления Стратегии воспитания в РФ до 2025 года сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм». Современная государственная образовательная политика в соответствии со стандартами нового поколения направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Патриотизм и гражданственность – основные составляющие гражданской позиции – они тесно взаимосвязаны.

Патриотизм - это глубокое чувство любви к своему отечеству и своей родине, готовность всячески ей служить, защищать ее и жертвовать собой во благо её.

Гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Основная цель пaтриотичеcкого воспитaния – это привитие подрacтающему поколению любви к Отчизне, гордоcти зa cвою Родину, формирoвaние желaния и готовности зaщищать cтрaну в cлучaе необхoдимости, стремления споcобствовать прoцветанию Oтечества.

Патриотизм прививается ещё в детcтве, co временем развиваясь и oбoгaщaясь в духoвнo-нравcтвенной cфере жизни. В более пoзднем прoявлении oн станoвится aктивнoй грaждaнcкoй позицией личнocти, вырaженнoй в дейcтвиях и пocтупках, ocуществляемых нa блaгo
Рoдины.

Патриотизм состоит из трёх составляющих: ценность, знания и действие. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в воспитании школьнков является формирование ценностей в их жизни, потребности любви к России, знание её истории, и воспитание желания действовать.

Для реализации поставленных целей в гимназии образованы и функционируют под руководством чителей школьные клубы.

Школьный Спортивный Клуб «Патриот»;

Первоначальными задачами спортивного клуба являются: сохранение здорового потенциала, выработка навыка здорового образа жизни, сплочение коллектива, воспитание у школьников организаторских способностей, полная занятость учащихся группы риска.

Спортивные соревнования посвящаются участникам ВОВ, где даём информацию в рамках подготовки о жизни этих героев.
В результате вовлечения учащихся, в том числе и из группы риска в спортивную жизнь Гимназии, формируются чувства коллективизма и ответственности.

Военно-патриотический Клуб «От зарницы к Орлёнку»


В 2016 году начал работу Военно-патриотический клуб, на занятиях которого учащиеся через познание исторических корней, осознание неповторимости Отечества и роли России в мировом историческом процессе, приобщаются к нравственным и культурно- историческим ценностям, готовятся к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Результаты работы клуба – ежегодные призовые места в военно-патриотических соревнованиях муниципального и Республиканского уровней.

Школьный клуб волонтёров «Романтики Севера»,

где реализуются идеи добровольческой деятельности. Волонтёрами называют личность, готовую к социальному служению, решению социальных задач.

Наши учащиеся принимают активное участие в волонтерской деятельности муниципалитета, а также проводят самостоятельные акции добра, самосовершенствуясь нравственно и духовно.

В деятельности клубов используются такие формы работы, как тематические занятия; конкурсы, беседы, викторины; деловые игры и встречи с представителями политических партий, церкви; книжные и информационные выставки; проведение акций; конференции и круглые столы; подготовка слайдовых презентаций, просмотр
фильмов и роликов.

Классные руководители кадетских классов готовят детей к мероприятиям патриотической направленности – соревнования, акции, классные часы, волонтёрские акции для ветеранов, конкурсы.

Результаты: вовлечение учащихся, в том числе и из группы риска в спортивную жизнь Гимназии, формирование чувства коллективизма, ответственности.

С целью выявления отношения учащихся к проблеме гражданственности и патриотизма было проведено
мониторинговое исследование среди старшеклассников, которое показало, что:

76 % респондентов считают себя патриотами Родины,

59 % – интересуются проблемами России в условиях политической обстановки текущего года,

68 % учащихся испытывают чувство гордости за современную Россию

12 % – считают, что ситуация с формированием патриотического сознания молодежи изменилась в худшую сторону.

На вопрос о том, кто является более активным участником в воспитании гражданина и патриота:

52 %опрошенных поставили семью;

49 % – образовательное учреждение;

28 % – молодежные общественные организации и клубы;

19 % – военно-патриотические объединения;

61 % – выразили желание и готовность служить в рядах Вооруженных сил России.

14 % – выразили желание поступать после окончания Гимназии в военные или правовые учебные заведения.

Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что проводимая в гимназии работа формирует у большей части учащихся гражданские и патриотические качества и как подтверждение этому - более 50 % опрошенных считают, что это заслуга образовательной организации.

Таким образом, организация образовательного процесса в Гимназии в соответствии с требованиями образовательных стандартов способна сформировать у молодого поколения национальное самосознание, уважение к историческому и культурному прошлому России, к человеческой личности, а также возможность осознанного участия в жизни общества.


Библиографический список
  1. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников // 2008,№ 6.
  2. Материал с официального сайта администрации Краснодарского края http://admkrai.kuban.ru
  3. Н.А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38–41.
  4. Закон “Об образовании” Российской Федерации, М., 2013.
  5. Луков В.А., Ильинский Н.Е.: Гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2006, № 2.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд. М.: Русский язык, 1990.


Все статьи автора «Хайдарова Елена Нагитулловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация