Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
(Виссарион Белинский)
Наиболее активной составляющей нашего общества является молодое поколение, поэтому активное формирование гражданской позиции необходимо начинать именно с нее, т.к. осознанное участие молодежи в жизни общества способно реализовать общечеловеческие ценности не только в условиях малой родины, но и Российской Федерации в целом.
И так, кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк». Мы часто слышим его на уроках патриотического воспитания, встречаем в литературных произведениях, теле- и радиопередачах. Попробуем ответить на вопрос «кто такой патриот?».
Патриот — это человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова)
С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Патриотизм не наследуется генетически, а воспитывается обществом, школой, семьёй, а потому необходима комплексная работа педагогов, направленная на его формирование.
Проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся в соответствии со Стрaтегией нaциональной безопасности и госпрограммой по пaтриотичеcкому воспитанию зaнимает важную роль в обеcпечении как национaльной безопасности России, так и безопacности конкретного человека, поэтому одним из направлений работы коллектива гимназии является патриотическое воспитание.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, определяя ключевые направления Стратегии воспитания в РФ до 2025 года сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм». Современная государственная образовательная политика в соответствии со стандартами нового поколения направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Патриотизм и гражданственность – основные составляющие гражданской позиции – они тесно взаимосвязаны.
Патриотизм - это глубокое чувство любви к своему отечеству и своей родине, готовность всячески ей служить, защищать ее и жертвовать собой во благо её.
Гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Основная цель пaтриотичеcкого воспитaния – это привитие подрacтающему поколению любви к Отчизне, гордоcти зa cвою Родину, формирoвaние желaния и готовности зaщищать cтрaну в cлучaе необхoдимости, стремления споcобствовать прoцветанию Oтечества.
Патриотизм прививается ещё в детcтве, co временем развиваясь и oбoгaщaясь в духoвнo-нравcтвенной cфере жизни. В более пoзднем прoявлении oн станoвится aктивнoй грaждaнcкoй позицией личнocти, вырaженнoй в дейcтвиях и пocтупках, ocуществляемых нa блaгo
Рoдины.
Патриотизм состоит из трёх составляющих: ценность, знания и действие. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в воспитании школьнков является формирование ценностей в их жизни, потребности любви к России, знание её истории, и воспитание желания действовать.
Для реализации поставленных целей в гимназии образованы и функционируют под руководством чителей школьные клубы.
Школьный Спортивный Клуб «Патриот»;
Первоначальными задачами спортивного клуба являются: сохранение здорового потенциала, выработка навыка здорового образа жизни, сплочение коллектива, воспитание у школьников организаторских способностей, полная занятость учащихся группы риска.
Спортивные соревнования посвящаются участникам ВОВ, где даём информацию в рамках подготовки о жизни этих героев.
В результате вовлечения учащихся, в том числе и из группы риска в спортивную жизнь Гимназии, формируются чувства коллективизма и ответственности.
Военно-патриотический Клуб «От зарницы к Орлёнку»
В 2016 году начал работу Военно-патриотический клуб, на занятиях которого учащиеся через познание исторических корней, осознание неповторимости Отечества и роли России в мировом историческом процессе, приобщаются к нравственным и культурно- историческим ценностям, готовятся к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Результаты работы клуба – ежегодные призовые места в военно-патриотических соревнованиях муниципального и Республиканского уровней.
Школьный клуб волонтёров «Романтики Севера»,
где реализуются идеи добровольческой деятельности. Волонтёрами называют личность, готовую к социальному служению, решению социальных задач.
Наши учащиеся принимают активное участие в волонтерской деятельности муниципалитета, а также проводят самостоятельные акции добра, самосовершенствуясь нравственно и духовно.
В деятельности клубов используются такие формы работы, как тематические занятия; конкурсы, беседы, викторины; деловые игры и встречи с представителями политических партий, церкви; книжные и информационные выставки; проведение акций; конференции и круглые столы; подготовка слайдовых презентаций, просмотр
фильмов и роликов.
Классные руководители кадетских классов готовят детей к мероприятиям патриотической направленности – соревнования, акции, классные часы, волонтёрские акции для ветеранов, конкурсы.
Результаты: вовлечение учащихся, в том числе и из группы риска в спортивную жизнь Гимназии, формирование чувства коллективизма, ответственности.
С целью выявления отношения учащихся к проблеме гражданственности и патриотизма было проведено
мониторинговое исследование среди старшеклассников, которое показало, что:
76 % респондентов считают себя патриотами Родины,
59 % – интересуются проблемами России в условиях политической обстановки текущего года,
68 % учащихся испытывают чувство гордости за современную Россию
12 % – считают, что ситуация с формированием патриотического сознания молодежи изменилась в худшую сторону.
На вопрос о том, кто является более активным участником в воспитании гражданина и патриота:
52 % – опрошенных поставили семью;
49 % – образовательное учреждение;
28 % – молодежные общественные организации и клубы;
19 % – военно-патриотические объединения;
61 % – выразили желание и готовность служить в рядах Вооруженных сил России.
14 % – выразили желание поступать после окончания Гимназии в военные или правовые учебные заведения.
Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что проводимая в гимназии работа формирует у большей части учащихся гражданские и патриотические качества и как подтверждение этому - более 50 % опрошенных считают, что это заслуга образовательной организации.
Таким образом, организация образовательного процесса в Гимназии в соответствии с требованиями образовательных стандартов способна сформировать у молодого поколения национальное самосознание, уважение к историческому и культурному прошлому России, к человеческой личности, а также возможность осознанного участия в жизни общества.
Библиографический список
- Азаров Ю.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников // 2008,№ 6.
- Материал с официального сайта администрации Краснодарского края http://admkrai.kuban.ru
- Н.А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38–41.
- Закон “Об образовании” Российской Федерации, М., 2013.
- Луков В.А., Ильинский Н.Е.: Гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2006, № 2.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 22-е изд. М.: Русский язык, 1990.