ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Максимов Егор Александрович1, Хизриев Умар Ибрагимович2
1Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация
С введением МКБ-11 и DSM-5 показатели адаптивного поведения, включая социально-эмоциональные навыки, находятся в центре внимания в связи с все более полным пониманием расстройств нейроразвития. Эмоциональные навыки можно оценить с помощью Шкалы эмоционального развития - короткой (SED-S). На сегодняшний день мало что известно о влиянии физических расстройств и сенсорных нарушений на процесс развития человека. Опросник SED-S был применен к 724 взрослым с умственной отсталостью, из которых 246 человек имели сопутствующие физические и/или сенсорные нарушения. Порядковый регрессионный анализ выявил связь двигательных нарушений с более тяжелой умственной отсталостью и более низким уровнем эмоционального развития (ЭР) на общем уровне и уровне различных областей (другие, тело, материал и общение). Нарушения зрения предсказывали более низкий уровень ЭР в областях SED-S "Материал" и "Тело", но не на общем уровне ЭР. Нарушения слуха не были связаны с умственной отсталостью или ЭР. Эпилепсия коррелировала только с тяжестью умственной отсталости. Множественные нарушения предсказывали более тяжелую умственную отсталость и более низкий уровень общего ED. В заключение следует отметить, что физические и сенсорные нарушения могут влиять не только на физическое развитие, но и на интеллектуальное и эмоциональное развитие, что требует раннего вмешательства.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Максимов Е.А., Хизриев У.И. Влияние физических и сенсорных нарушений на эмоциональное развитие взрослых с нарушениями интеллекта // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2023/01/99434 (дата обращения: 21.04.2024).

Результаты: Люди с нарушениями интеллекта имеют более высокий риск развития психологического стресса, чем люди без нарушений интеллекта [1]. Возможно, этому способствует то, что людям с умственной отсталостью трудно оценивать и обрабатывать информацию, они нуждаются в предсказуемом окружении и имеют слабые механизмы преодоления [2]. Кроме того, из-за ограниченного поведенческого репертуара пострадавших детей родители и воспитатели должны обладать высоким уровнем чувствительности и восприимчивости к сигналам и адекватно реагировать на поведение, потребности и желания человека с умственной отсталостью [2]. Вследствие этого повышается риск нарушения привязанности, эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно Американской ассоциации по проблемам интеллекта и развития (AAIDD), люди классифицируются как имеющие умственную отсталость, если они имеют оценку по IQ ниже 70 баллов и/или значительные ограничения в адаптивном поведении [3]. Потребность в оказании поддержки в развитии концептуальных, социальных и практических навыков возникает в возрасте до 22 лет. Аналогичным образом, классификационные системы DSM-5 и МКБ-11 также включают ограничения в адаптивном поведении и социальных навыках в диагностические критерии умственной отсталости/нарушений интеллектуального развития соответственно. Умственная отсталость часто ассоциируется с задержкой эмоционального развития [4]. Задержка социально-эмоционального развития и связанное с этим пренебрежение основными эмоциональными потребностями и потребностями в поддержке приводят к стрессу и, следовательно, возможному неадекватному поведению. Для обеспечения адекватного ухода, соответствующего эмоциональному функционированию и потребностям лиц с умственной отсталостью, была разработана и протестирована Шкала эмоционального развития – короткая (SED-S) для детей с умственной отсталостью и без нее [4], а также для взрослых [5]. Шкала эмоционального развития – короткая (SED-S) основана на схеме оценки эмоционального развития (SAED) [6], шкале эмоционального развития-пересмотренной (SED-R) [7] и SED-R2 [8].

Распространенность сопутствующих заболеваний (таких как физические, зрительные и слуховые заболевания) выше среди лиц с умственной отсталостью, чем среди лиц без нее [9]. В исследованиях, проведенных в Нидерландах среди 1598 лиц с умственной отсталостью в возрасте старше 18 лет, были получены следующие показатели распространенности: нарушения зрения – 14%; слепота – 5%; легкая потеря слуха – 30%; умеренная и тяжелая потеря слуха – 15%; двойные нарушения (нарушения зрения и слуха) – 5%. Более того, в финском исследовании среди 461 человека с глубокой и тяжелой умственной отсталостью распространенность двигательных нарушений и эпилепсии составила, соответственно, 35% и 51% [10]. Эти нарушения в дополнение к умственной отсталости могут влиять на эмоциональное состояние. Например, потеря слуховых ощущений представляет интерес при изучении социально-эмоционального развития у людей с умственной отсталостью. В исследованиях, проведенных до внедрения программ неонатального скрининга слуха, результаты показали, что дети старше 4 лет с потерей слуха имели больше социально-эмоциональных трудностей, чем дети без потери слуха. Некомпенсированные нарушения слуха также негативно влияют на общение во взрослой жизни. Однако результаты исследования, проведенного среди 18-месячных детей с потерей слуха, не выявили явных трудностей в социально-эмоциональном функционировании [11]. Кроме того, Ледерберг и Мобли [12] не обнаружили различий в качестве привязанности у детей с нарушениями слуха и без них. Это может быть связано со способностью родителей и детей к невербальному общению в первые годы жизни ребенка: дети с нарушениями слуха способны адекватно имитировать мимику, движения рук и тела, в дополнение к использованию жестов и указаний [13]. Более того, родители прилагают много усилий для раннего общения, например, пытаются установить зрительный контакт или вызвать ответную реакцию, демонстрируя преувеличенную мимику, размахивая руками, перемещая предметы или людей в поле зрения ребенка [13]. Хотя родители и дети используют компенсаторное общение, Диркс и др. [14] сообщили, что дети с нарушением слуха подвержены риску возникновения социально-эмоциональных трудностей. Кроме того, Стеркенбург и др. [4] сообщили, что дети с умственной отсталостью и нарушениями слуха и/или зрения демонстрируют более низкий уровень эмоционального функционирования, чем дети с умственной отсталостью без этих сенсорных нарушений. Эти результаты были получены при помощи шкалы эмоционального развития (SED-S). Однако из-за небольшого размера выборки в данном исследовании люди с нарушениями зрения и слуха были объединены в одну группу. Следовательно, неясно, снижается ли эмоциональное функционирование из-за отдельных сенсорных нарушений. Относительно эмоционального развития лиц с инвалидностью по зрению, нарушение зрения влияет на физическое, когнитивное и социальное развитие ребенка [15]. Уркета Альфаро и др. [16] констатировали, что по сравнению с детьми без нарушений зрения общее развитие детей с нарушениями зрения задерживается. Точнее говоря, нарушение зрения препятствует их социальному развитию, поскольку социальное поведение и общение развиваются в основном через зрительный контакт и наблюдение [15]. Уделяя особое внимание эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения, Фрайберг [17] сообщил, что слепые дети больше боятся незнакомых людей, чем зрячие сверстники, и что их мимика часто бывает нечеткой. Выводы Фрайберга [17] свидетельствуют о том, что у детей с нарушениями зрения действительно формируются ментальные репрезентации их привязанностей, но эти репрезентации возникают в более позднем возрасте и имеют другие характеристики, по сравнению со зрячими детьми. Эта задержка может повлиять на их эмоциональное функционирование. Кроме того, младенцам с нарушениями зрения требуется больше помощи и поощрения, чтобы осознать спектр своих движений. Такая помощь не позволяет им оставаться в естественном пассивном состоянии, что может препятствовать их физическому развитию, включая формирование осанки и подвижность [17], и влиять на их познавательную активность, социальное и эмоциональное развитие. Помимо того, что физическое развитие ребенка влияет на возникновение нарушений слуха или зрения, оно также воздействует на его эмоциональное развитие. Люди с умственной отсталостью имеют повышенный риск нарушений физического развития и эпилепсии [17].

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что большее количество сопутствующих физических и/или сенсорных нарушений связано с более тяжелой умственной отсталостью и более низким уровнем эмоционального развития (ЭР). Интересно, что двигательные расстройства влияли на интеллектуальные нарушения и ЭР, в то время как слуховые нарушения не влияли на ЭР. Эпилепсия коррелировала только со степенью умственной отсталости, но не с уровнем ЭР. На уровне отдельных областей, “Отношение к собственному телу” и “Взаимодействие с материальным миром” показали ассоциации с нарушениями зрения и двигательными расстройствами, причем последнее расстройство также предсказывало более низкий уровень эмоционального развития в областях “Отношение к значимым другим” и “Общение с другими”. Учет этих общих и специфических эффектов различных нарушений на интеллектуальное и эмоциональное функционирование людей с множественными нарушениями может привести к согласованию ранних вмешательств и, таким образом, к улучшению долгосрочных результатов.


Библиографический список
  1. Брэмстон П., Босток Дж., Техан Г. Измерение стресса у людей с умственной отсталостью: Пилотное исследование. Int. J. Disabil. Dev. Educ. 1993, 40, 95-104. [CrossRef].
  2. Янссен, К.Г.К.; Шуенгель, К.; Столк, Дж. Понимание проблемного поведения у людей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью: Модель стресса и привязанности. J. Intellect. Disabil. Res. 2002, 46, 445-453. [CrossRef].
  3. Шэлок, Р.Л.; Лакассон, Р.; Тассе, М.Дж. Интеллектуальная инвалидность: Определение, диагностика, классификация и системы поддержки, 12-е издание; Американская ассоциация по проблемам умственной отсталости и развития: Силвер Спринг, штат Массачусетс, США, 2021 г.
  4. Штеркенбург П., Кемпельманн Г., Хентрих Ж., Вонк Ж., Заал С., Эрлевейн Р., Хадсон М. Шкала эмоционального развития-короткая: надежность и валидность в двух выборках детей с умственной отсталостью. Res. Dev. Disabil.2020, 108, 103821. [CrossRef].
  5. Саппок Т., Хайнрих М., Бём Й. Влияние эмоционального развития у людей с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. J. Intellect. Disabil. Res. 2020, 64, 946-955. [CrossRef] [PubMed].
  6. Дошен, А. Психические расстройства, проблемное поведение и умственная отсталость. В книге “Интегративный подход в работе с детьми и взрослыми”; Koninklijke van Gorcum: Ассен, Нидерланды, 2014.
  7. Клаес, Л.; Вердуин, А. (ред.) SEO-R: Шкала эмоционального развития людей с нарушениями интеллекта: пересмотренная; Sen-Publications: 5; Garant Publishers N.V.: Антверпен, Бельгия, 2012.
  8. Морисс, Ф.; Дошен, А. SEO-R2 Шкала для эмоционального развития людей с умственной отсталостью – пересмотренная 2: инструмент для проведения оценки; Garant Publishers N.V.: Антверпен, Бельгия, 2016.
  9. Янсен Д., Крол Б., Гроотхофф Ж.В., Пост Д. Люди с умственной отсталостью и их проблемы со здоровьем: Обзор сравнительных исследований. J. Intellect. Disabil. Res. 2004, 48, 93-102. [CrossRef] [PubMed].
  10. Арвио, М.; Силланпяя, М. Распространенность, этиология и коморбидность тяжелой и глубокой умственной отсталости в Финляндии. J. Intellect. Disabil. Res. 2003, 47, 108-112. [CrossRef].
  11. Стика К.Дж., Айзенберг Л.С., Джонсон К.К., Хеннинг С.К., Колсон Б.Г., Гангули Д.Х., Де Жардин Ж.Л. Особенности развития детей с нарушениями слуха в возрасте от 12 до 18 месяцев. Early Hum. Dev. 2015,91, 47-55. [CrossRef].
  12. Ледерберг А.Р., Мобли К.Е. Влияние нарушения слуха на качество привязанности и взаимодействие матери и малыша. Child Dev. 1990,61, 1596-1604. [CrossRef] [PubMed].
  13. Роули К., Сноддон К., О’Нил Р. Поддержка семей и глухих младенцев с помощью двуязычного бимодального подхода. Int. J. Birth Parent Educ. 2022, 9, 15-20.
  14. Диркс, Е.; Кетелаар, Л.; Ван Дер Зее, Р.; Неттен, А.П.; Фрийнс, Я.Х.; Риффе, К. Забота о других: Исследование эмпатии у малышей с умеренной потерей слуха. J. Deaf Stud. Deaf Educ. 2016, 22, 178-186. [CrossRef].
  15. Дейл, Н.; Салт А. Журнал ранней поддержки развития детей с нарушениями зрения: Доводы в пользу новой концепции развития системы раннего вмешательства. Child: Care Health Dev. 2007,33, 684-690. [CrossRef] [PubMed].
  16. Альфаро А.У., Майнц П., Мораш В.С., Лей Д., Кронберг Ж., Лара С., Цзянь С., Мур М. Применимость и связь парадигмы процедуры “странной ситуации” у младенцев с нарушениями зрения. Infant Ment. Health J.2019, 40, 835-849. [CrossRef] [PubMed].
  17. Фрайберг, С. Слепые младенцы и их матери: Исследование системы знаков. В книге “До появления речи: Начало межличностной коммуникации, Буллоуа, М., ред.; Издательство Кембриджского университета: Кембридж, Великобритания, 1975; стр. 149-169.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Максимов Егор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация