АРХИТЕКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНАУСКОЙ МЕЧЕТИ

Курбанова Гунча1, Шукурова Гульджахан2, Аманова Сонагуль3
1Туркменский государственный институт культуры, преподаватель
2Туркменский государственный институт культуры, преподаватель
3Туркменский государственный институт культуры, преподаватель

Аннотация
Анью на протяжении многих лет привлекает внимание ученых своей историей, античной и средневековой культурой. На самом деле, Анью уже тысячи лет славится своей белой пшеницей, неповторимой мечетью Сейитджемаледдина.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Курбанова Г., Шукурова Г., Аманова С. Архитектурные характеристики средневековой Анауской мечети // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98917 (дата обращения: 29.03.2024).

Катастрофическое землетрясение 6 октября 1948 года разрушило мечеть в Анью, одно из лучших сооружений древней архитектуры Туркменистана.  Здание, которое уже какое-то время находилось на реконструкции, не выдержало сильного землетрясения.  Мы понимаем, что ущерб, нанесенный этому архитектурному памятнику, невосполним.  Но так называемый памятник не означает, что он был полностью разрушен.  Историко-архитектурное и археологическое исследование, начатое русскими исследователями еще до революции, затем продолженное советскими учеными и завершенное ГТАКЭ в 1947 году, оставило будущим поколениям достаточно информации для определения величественного сооружения XV века.

Памятник Анью также был заселен в парфянский период.  Легенда гласит, что здесь сасанидским царем Хсров Ану-Ширван был основан форт.  (6 век до н.э.) В IX-XII веках город достиг уровня расцвета.  Форт на Баире и весь город окружен крепостными стенами.  В начале 13 века монгольские войска Чингисхана полностью разрушили город, и жизнь на его территории возродилась только в последние века.  Он снова расцвел в 15 веке, когда была построена несравненная мечеть Анью.

Архитектурная особенность мечети широко описана в работе ГТАКЭ 1947 г. и Г.А.Пугаченковой «Мечеть Анау» 1959 г.

Ансамбль «Новый» состоит из четырех зданий — мечети, кладбища перед ней и двух домов с высоким сводчатым залом.  Этот комплекс функционировал как мечеть, кладбище, медресе и ханака.

Мечеть, построенная из жженого кирпича, была богато украшена керамической мозаикой и глазурью.  Дверь мечети с большим арочным порталом выходит во двор.  За воротами находился квадратный зал, перекрытый эллинистическим куполом.  Он опирается на сводчатые арки и конструктивно незавершенные паруса, украшенные сталактитами.  Портал был ориентирован на север, а в конце дома на южной стене располагался украшенный зеркалами михраб.  Рядом с ним сделали небольшие плиты на поверхности южной стены.  Они были вырезаны на каменной поверхности стены.  На двух других стенах мечети сделали по две глубокие плиты с каждой стороны.  На этих панелях цоколь кельи был вставлен во двор, окруженный с трех сторон мечети на уровне пола.

Пристроенные к ней с обеих сторон постройки окружают широкий двор перед порталом мечети.  Их сводчатые залы (7 метров в диаметре) были окружены меньшими помещениями второго этажа.  Возможно, двор когда-то был окружен дополнительными постройками с трех сторон, с входными портами на северной стороне.

Археологические исследования свидетельствуют о прочной постройке Аневской мечети.  Начиная с основания мечети, мечеть «Анью» построена на очень прочном культурном слое, сложившемся за долгие годы.  Глубина фундамента мечети составляет 4,5 метра.  Толщина культурного слоя под Аневской мечетью достигает 10 метров.  Это было типично для строительства 15 века.  Они построили здания поверх культурного слоя, сформировавшегося за несколько лет в период металлургических заводов.  Примером тому служат монументальные здания, построенные в Самарканде и Бухаре.

Так как фундамент здания не доставал до земли, строители провели специальные строительные работы по укреплению здания.  В южной стене здания фундаменты боковых стен были сложены из цельного камня с примесью кирпича.  Он также усилен прочным сплавом.  Под фундамент уложено 1,25 метра песка.  Культурные остатки (керамические изделия) помещались внутрь чаши.  Археологические раскопки показали, что насыпанный песок был сплющен, а затем разбит на более мелкие куски.  Это показывает, что они выливали воду на берег и укрепляли его.  Такие строительные работы соответствуют фундаментам монументальных зданий XV века, мавзолея Ишрат-хана, изученным в 1940 году, и фундаментам стены, окружающей двор Гур-Эмир в Самарканде, изученным в 1943 году.

Периметр здания прямоугольный из цельного камня.  80 см фундамента выступает из кирпичей здания.  Ширина фундамента 2,70 м, а глубина 4,5 м (от места начала кладки стеновых кирпичей).  Такое положение не соответствует другим памятникам, построенным в 15 веке.  Основная часть мечети представляла собой квадратный зал, перекрытый куполом.  Каждая сторона зала равнялась 10,5 метрам.  Еще одной особенностью квадратного зала является его освещение.  Пять колонн за аркой в ​​передней части мечети предназначены для того, чтобы солнечный свет падал на вершину михраба на юге.  Точно так же по бокам стены есть камни, пропускающие солнечные лучи.  Внутри главного зала мечети есть три арки.  Кроме того, место соединения крыши и стены дома разделено на три части.  Дверь мечети обращена к Демиргазы, а в верхней части двери есть большая арка.  Это ставит мечеть среди монументальных зданий.  Восточная и западная стороны мечети образованы крылом келий.  У каждой из этих камер была своя дверь.  Г. А. Пугаченкова показывает два высоких двухъярусных минарета в графическом построении северного фасада мечети как минареты, продолжающие боковые колонны портала.

Что касается помещений, построенных рядом с мечетью, то, по словам Г. А. Пугаченковой, это были учебные классы.  Если посмотреть на план семинарии на западе, то она построена в квадратном плане.  На первом этаже, особенно на колесе (осда), были выступы.  С трех сторон были узкие, темные коридорообразные комнаты.  Они выполняли техническое обслуживание колонн.  В северо-западном углу были двери, ведущие во двор, которые вели к большому прямоугольному дому с северной стороны.  Из этого дома также были двери, ведущие во двор, и, кроме того, имелась лестница, ведущая в коридор второго этажа, а также через комнату в остальные четыре угловые комнаты.  Из этой комнаты, как и из предыдущей комнаты, была дверь во двор, лестница на второй этаж и галерея классной комнаты.  Галерея открывается внутрь и опирается на планки, которые распадаются, образуя восьмиугольник.  Восьмиугольник построен в виде восьми колонн из светлого кирпича.  В южной и западной стенах есть ниши, две на восточной стене и одна на северной стене.  В этих мастерских обучались в основном студенты.

Первый инженер С.С. Скляровский излагает свои мысли о назначении соколовских ячеек.  По его словам, строительство базара в строении келий, то есть базар находился в каменной стене мечети.  Автор в своей работе пишет, что эти кельи использовались как склады или места для продажи товаров.  Однако некоторые ученые, особенно те, кто ведет раскопки, не согласны с этой идеей.  Во-первых, расположение места не подходит для рынка.  Потому что те места были низкими по рельефу.  К тому же известно, что в 15 веке часть такого строения, то есть мечеть, не использовали для базара.  Но по другому мнению, когда строили мечеть, то считали ее новым «святым» местом и строили ее с расчетом на приезд паломников и туристов.  Для их размещения рядом с мечетью были построены кельи.  Действительно, эти представления должны быть правильными, потому что, когда был заложен фундамент мечети, был заложен и фундамент келий.  Кроме того, в Теймирском государстве было построено множество келий для таких целей.  Примером тому является гробница Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане, построенная в 1398 году, и гробница Ишрат-хана в Самарканде, построенная в 1464 году.  Ниши Новой мечети, возможно, использовались для вспомогательного хозяйства мечети.  Эти кельи были построены для этой цели с момента основания мечети.

Основным строительным материалом здания является жженый кирпич.  Ширина кирпичей была 23х24, а толщина 4,5 см.  В некоторых случаях это были размеры 22/24,5×4/4,7.  Десять рядов снизу были широкими, то есть размером 63х65 см.  Связующее соединение было очень прочным.  Его цвет был бледным.  Для укрепления стен также ставят деревянные балки.  Двор рядом со зданием был украшен кирпичом, отличным от кирпича мечети.  Он был 23х23,5 см, стороны 4,5х5 см.

Химико-техническое обследование здания проводил Гражданкин А.С.  В результате своих исследований он показывает, что строительные материалы здания очень прочные, что кирпичи сделаны из песка (грязи) леса.  Он отмечает, что это происходило и в средние века в Нисе.  Кроме того, на основных участках фундамента использовали смеси из гипса, золы и глины.  Портал мечети был покрыт 5% гипсово-зольными смесями.  Н.С.Гражданкина отмечает в своей работе, что «Гипсовая смесь от Анев Метце является одной из лучших водостойких смесей.

Крыша мечети была покрыта куполом.  В основном они поддерживаются четырьмя уравновешивающими арками.  450 молотков были размещены, если смотреть с точки, откуда сбежала змея.  Кроме того, изготовили «палец» из дерева.  Кирпичи укладываются друг на друга по кругу. Купол Аневской мечети выполнен в форме эллипса.

В конце 19 века церковь уже находилась в очень плохом техническом состоянии.  В его стенах были видны трещины.

В 1905 г. А.А.  Семенов приезжает в Новый город.  О своем наблюдении за памятником он размышляет в статье «Следствие в Доме доброты».  Он содержит перевод надписей исторических памятников и краткое описание главного здания мечети.  Жалуясь на неуважение к памятнику, автор написал в Императорскую Археологическую комиссию, подробно описав «Дом увядающей красоты», «сфотографируйте, это ненадолго».  Но этот призыв не действует.

А.А.  Исследования и публикации Семенова способствуют внесению в средства массовой информации более конкретной информации о средневековой истории и мечети Анью.  Но легче от этого не стало.  На памятнике не были подготовлены чертежи, не проводились археологические раскопки, специальные записи и инженерно-технические мероприятия.  Все это анализировалось чисто научным путем в позднесоветский период.

В 1926 г. инженеры О.Е.  Везилин, В.Р.  Трипольский, С.С.  Скляровский, А.А.  Исследования памятника проводит специальная комиссия из Карелии.  Эти работы являются основанием для проведения мероприятий, направленных на сохранение памятника.  Но комиссия, исследовавшая характер основания и грунта мечети, ограничилась сведениями, опубликованными экспедицией Р. Пампелли в 1904 г.  Американская экспедиция ограничилась выявлением 10-метрового культурного слоя под мечетью.  После этого было проведено несколько работ по консервации Аневской мечети, то есть в 1928 г. был проведен дополнительный ремонт под руководством инженера С. Скляревского.  Следующий этап ремонтных работ мечети начался в 1936 году.  Общее руководство было архитектором Н.М.  Бачинский сделал это.

В 1945 году Аневская мечеть была внесена Управлением охраны при Комитете архитектуры СССР в особый список памятников общесоюзного значения.  Реставрацию мечети планировалось провести в 1947-1948 годах Управлением архитектуры при Совете Министров СССР.  Чтобы спланировать начало реставрационных работ, необходимо было еще раз и более глубоко изучить памятник.  Эта работа выполняется Южно-Туркменской археологическо-комплексной экспедицией Туркменского отделения ЮА СССР совместно с Отделом архитектуры и подчиняется 7-му архитектурному отделу ГТАКЭ.  В то же время в этой работе утверждается, что здание также решает задачи, связанные со средневековой историей крепости Анью. Этими вопросами занимается 6-й археологический отдел ГТАКЭ.

В отличие от памятников Самарканда эпохи Теймири, где большую известность снискала Аневская мечеть, в художественных произведениях, посвященных истории строительного искусства Средней Азии, она упоминается лишь поверхностно. Фотографии авторов и моего мемориала ограничиваются краткими упоминаниями о «китайских драконах», украшающих его вход.


Библиографический список
  1. Массон М.Е. Еще раз о “Аневской мечети”. // Памятники Туркменистана, 1979.
  2. Архитектурные памятники Туркменистана.  А., 1974.
  3. Пугаченкова Г.А. Мечеть Анау. – Ашхабад, 1959.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация