СВОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ УСТОЙЧИВОСТИ К УСЛОВИЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тагиева Гульджерен Нурсахедовна1, Гочакова Айнур Азадовна1, Ахмедов Соенч Айназарович1, Гылыджов Аннамырат Гылычмухаммедович1
1Туркменский государственный архитектурно-строительный институт, преподаватель

Аннотация
Для туркмен строительство дороги и моста издревле считалось благородным делом. В это время успешная деятельность, осуществляемая на основе политики туркменского лидера, продолжается с большим размахом. В настоящее время в стране проводятся огромные работы по совершенствованию дорожно-строительной инфраструктуры. С развитием производственных мощностей городов и сел дороги стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры страны. Об этом ярко свидетельствуют тысячи километров построенных и строящихся автомобильных дорог в целях развития дорожно-транспортной системы региона в пределах территории нашей страны. Сегодня строительство автомобильных дорог в Туркменистане соответствует международным инженерно-техническим стандартам, в том числе по их грузоподъемности, скорости, высокой сейсмостойкости и другим техническим характеристикам.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тагиева Г.Н., Гочакова А.А., Ахмедов С.А., Гылыджов А.Г. Свойства современных дорожно-строительных материалов устойчивости к условиям окружающей среды // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98913 (дата обращения: 22.04.2024).

Асфальт, который производится из смеси гравия, песка, минеральной золы и нефтяного битума, является основным материалом, используемым при строительстве бетонных дорог.  При тщательном подборе системы и соответствии своих свойств требованиям стандартов такие покрытия могут служить десятилетиями.  Для верхнего слоя (дисперсного покрытия) дорог рекомендуется использовать горячие плотные мелкозернистые и гравийные асфальтобетонные смеси I типа, а для нижнего слоя дорожной одежды (основного слоя) горячий ячеисто-ячеистый крупнозернистый асфальтобетон. -бетонная смесь и тип II.  Ячеистость плотного асфальтобетона I типа должна быть 15-20%, II типа – 18-22%.  Асфальтобетонные смеси с крупными и мелкими зернами обычного щебня (40-60 %) характеризуются высокой температуростойкостью, нерастрескиванием, стойкостью к образованию навалов и оползней при высоких температурах, характерных для климата Туркменистана.  Асфальтобетон должен быть плотным и водонепроницаемым.  Это достигается за счет благоприятного состава минералов и битума.  Избыток битума приводит к пластическим деформациям под весом, а недостаток – к трещинам, отслаиванию покрытия, высокому водопоглощению.

При приготовлении асфальтобетонных смесей при разделении компонентов на количества допускается 3 % минеральной золы для гравия и песка и 1,5 % от массы соответствующего компонента для битума.  Используется щебень 5-10 мм, 10-20 мм, 20-40 мм.  Пластичные зерна в гравии не должны превышать 15% для плотного асфальтобетона.

Битум имеет широкий спектр применения в строительстве, но основным потребителем (около 90%) битума является дорожное строительство – прежде всего потому, что нефтяной битум является дешевым и универсальным средством для использования в качестве вяжущего при укладке дорожных покрытий.  Нефтяные битумы марок 40/60, 60/90, 90/130 применяют в основном для приготовления асфальтобетонных смесей.  При выборе битума предпочтение отдается гранулированному битуму.  Кроме того, следует отметить, что более тонкие битумы более устойчивы в сухую и жаркую погоду.  Использование битума в дорожном строительстве позволяет дорожному покрытию выдерживать высокие статические и динамические нагрузки в широком диапазоне температур при сохранении постоянной атмосферостойкости.  Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от типа и качества используемого битума.

Низкое качество минеральных и органических материалов, несовместимость асфальтобетонных смесей с подходящими составами, нарушение технологических требований при приготовлении асфальтобетонных смесей и технологии их покрытия и, как следствие, низкая несущая способность дорожных покрытий могут Причины неисправности автомобильных дорог.  В жарком климате Туркменистана асфальтобетонные покрытия должны быть жаростойкими при высоких температурах, трещиностойкими при колебаниях температур, водостойкими в весенне-осенний период.

Для достижения высоких качественных показателей дорожного строительства необходимо соблюдать общепринятую технологию: сначала устанавливают бетонные катки, затем заливают и уплотняют асфальтобетонную смесь соответствующей толщины.  Под воздействием солнечного тепла и веса транспортных средств компактная и жесткая структура асфальтобетонного покрытия разрушается.  На качество строительства и срок службы автомобильных дорог также влияет использование изношенных, иногда не приспособленных к грунтовым условиям и текущим объемам движения обычных конструкций.  Для того чтобы асфальтобетонные дорожные покрытия имели надежную и долгую службу, они должны не только обладать достаточной термостойкостью и долговечностью, но и обладать такими характеристиками, как долговечность и водонепроницаемость, которые необходимы с учетом климатических условий. Туркменистана.  Эти требования сложны и разнообразны и не могут быть удовлетворены одним компонентом конкурентоспособной асфальтобетонной смеси.

Внедрение передовых технологий повышения качества дорожных битумов и их коллективное использование позволит еще больше повысить качество асфальтобетонного покрытия дорог.

На основе современных мировых технико-экономических решений и опыта применения установлено широкое применение геосинтетических материалов в дорожном строительстве страны при строительстве автомобильных дорог в сложных экологических инженерно-геологических и гидрогеологических условиях.

Геосинтетические материалы являются высокотехнологичными материалами, входящими в состав полимерных строительных материалов, и применяются при строительстве автомобильных дорог, аэродромов, их реконструкции и ремонте, а также при необходимости решения других конструктивно-технологических задач дорожного строительства.

К геосинтетическим материалам относятся геотекстиль, геопоры, геокомпозиты, геослои, геомембраны, геоплиты и геоэлементы.  Дорожное строительство при строительстве своих автомобильных дорог:

армирующие слои – обеспечивающие прочность дорожного покрытия и сохраняющие устойчивость к деформациям;

дренажные слои – отделяющие воду от почвы и сохраняющие ее сухой;

фильтрующие слои – анализатор частиц песка, фильтр;

теплоизоляционные слои – разделитель, не позволяющий слоям грунта смешиваться;

защитные слои – применение защитных слоев от гидро-, тепловых и других эрозий (вредных воздействий) окружающей среды в качестве дополнительных конструктивных слоев обеспечивает увеличение срока службы элементов дорожного покрытия и повышение надежности эксплуатации.

Для более достоверного выбора типа используемого геосинтетического материала будут изучены погодно-климатические условия дороги, а также механические и гидрогеологические условия грунта.

Геотекстиль представляет собой тканый и нетканый вязаный материал из полиэфирного, полипропиленового и другого сырья. Применяется в качестве дополнительного слоя в дорожном строительстве для разделения между нижним основным и верхним слоями дороги, т.е. гравием, песком и песчаными слоями. , изолирующая и дренирующая в зависимости от своих свойств., выполняет армирующие и фильтрующие функции.  Среди них предпочтение отдавалось использованию нетканого геотекстильного материала из полипропилена при строительстве скоростных автомобильных дорог в связи со свойством устойчивости полипропилена к воздействию щелочных и кислых соединений окружающей среды и высокой дренажной способностью по сравнению с другими виды нетканого геотекстильного материала.

Геопоры представляют собой изделия с пористой структурой из полиэтиленового, полиэфирного и полипропиленового сырья, которые вводятся в качестве дополнительного слоя, выполняющего роль армирования дорожной конструкции в условиях слабого основания (в условиях низкой несущей способности), влажных и очень влажных условиях. грунтов, ограничивая слои между собой и препятствуя их оползанию.  Его высокий модуль деформации, т. е. достаточная прочность материала, способствует равномерному использованию веса транспортных средств на дороге.  Это предотвращает деформацию дорожной конструкции.

Применение геосинтетического материала при строительстве автомобильных дорог способствует увеличению срока службы дорожной конструкции, в том числе экономии труда и ресурсов.


Библиографический список
  1. Журнал науки и техники в Туркменистане 2020 №:2
  2. Журнал «Строительство и архитектура Туркменистана» 2021 №: 1


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация