АКТУАЛЬНОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Чарыева Оразджемал1, Сапарова Гульнабат2
1Туркменский государственный институт экономики и управления, старший преподаватель
2Туркменский государственный институт экономики и управления, студентка

Аннотация
Под руководством уважаемого Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в на­шей стране ведётся большая работа по отраслевой диверсификации национальной экономики, в том числе в области цифровизации отечественной туристической сферы, повышению качества оказываемых туристических услуг, внедрению в отрасли прогрессивных технологий, обеспечивающих мировой уровень туристического сервиса.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чарыева О., Сапарова Г. Актуальность цифровизации национальной сферы туризма в период пандемии // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98904 (дата обращения: 18.04.2024).

Человечество вступило в качественно новую по своей сути эпоху цифровой экономики. Знаковым явлением данного периода следует указать высокий уровень автоматизации процессов сбора, анализа, использования и распространения информации в контексте администрирования отраслей экономики через применение новейших компьютеров средств телекоммуникации.

Формулируемые позитивные инициативы и поручения, направленные на обеспечение стабильного роста национальной экономики, способствуют интенсивному раз­ витию профильного образования, совершенствованию общественного осознания современных экономических реалий. Цифровое развитие экономики, в том числе туристической сферы повышает степень доступности со­ временного цифрового комфорта, активному внедрению и широкому использованию наиболее оптимальных и эффективных цифровых разработок в отрасли, успешному интегрированию нашего государства в глобальное цифровое пространство, укреплению его рыночной кон­ конкурентоспособности и, как итог, ощутимому прогрессу в инновационном развитии отечественной экономики.

В современных условиях цифровой динамики в сфере мировой экономики туристическая отрасль обретает ключевые позиции в структуре практически всех национальных экономик. В частности, современное развитие туризма зримо интенсифицирует процессы экономической цифровизации, становясь, таким образом, ощутимым драйвером социально­-экономического прогресса. В нынешних условиях перехода национальной экономики Туркменистана на рельсы рыночного хозяйствования наше государство выдвигает вопросы диверсификации национальной экономики, в том числе цифрового развития туристической отрасли, в рейтинг наиболее приоритетных.

Признавая важную роль международного туризма, современный Туркменистан осуществляет комплексное реформирование в данной сфере. Не ограничиваясь мерами по совершенствованию правовых основ туристической отрасли, наша страна предпринимает решительные шаги по целенаправленному формированию современной, разветвлённой профильной инфраструктуры, достижению высококвалифицированного уровня кадрового обеспечения отраслевых подразделений и звеньев. Высокими темпами развивается и совершенствуется сфера профильных и смежных (сопутствующих) услуг. Следует отметить безусловно высокий потенциал всех этих мер в качестве стимулов общего экономического роста страны.

В последние годы отмечается особая интенсификации мер по основательной цифровизации отечественной туристической отрасли. Важным вектором указанных мер следует отметить активное интегрирование в динамичный сегмент туризма и путешествий, в частности, в междуна­родный компьютерный сервер туристического бронирования (Global Distribution System, GDS). В рамках формирования современного уровня туристического продукта сервер обеспечивает непосредственное подключение к информационным базам данных авиакомпаний и отелей по всему миру. Для более глубокого понимания системы динамичного туризма требуется более детальный анализ. Большинство из нас связывают категорию «динамичный туризм» с такими тесно схожими и взаимоувязанными понятиями как: динамичная цена, динамичная сфера туризма. Определение «динамичная цена» наиболее активно используется в отношении классических туристических пакетов, выводимых туроператорами из формата «офлайн» в плоскость онлайн­-продаж. Данный процесс осуществляется через формирование информационной базы экскурсий и туристических вояжей, с применением современного программного обеспечения и производственных графиков. Система динамичного туризма отражает процесс формирования целостной туристической сферы и алгоритма установления цены при поступлении запроса (заказа) в систему регистрации. После заполнения особых граф на веб-странице о месте отбытия и соответствующих дат, авиакомпания и отель осуществляют соответствующий заказ о предварительном бронировании, после чего, по результатам мониторинга свободных кресел и цен, пользователю направляется исчерпывающая информация о запрашиваемых объектах по наиболее оптимальной (низкой) стоимости.

Клиент избирает из общей массы предложений наиболее оптимальные для себя варианты, осуществляет их предварительную бронь и оплату, по результатам которых получает на руки квитанцию цифрового билета и тикет на проживание в отеле. Опыт работы туристических агентств европейских и азиатских государств наглядно доказывает превращение динамической системы в технологическую основу принципиально новой цифровой стратегии развития туристической отрасли. Доля динамичных пакетов, формируемых с использованием цифровых технологий, составляет почти половину общего объёма туристического продукта, реализуемого на европейском рынке туристических услуг. Высокие технологии в системе динамичного туризма оптимизирует процессы его онлайн­ бронирования. В Европе онлайн-­торговля туристических услуг развивается, в основном, за счёт динамично обоснованных пакетов, позволяющих существенно снизить стоимость производственные затраты по предлагаемым услугам.

В качестве наиболее знакового отражения процессов глобализации на примере Туркменистана, в последние годы отечественная сфера туризма набирает высокие темпы развития. При этом туристические онлайн-услуги являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов глобального рынка. В числе приоритетных векторов повышения эффективности функционирования туристической сферы и его доли в общем экономическом росте возрастает актуальность мер по внедрению наиболее продуктивных инноваций в профильных сегментах. В настоящее время наблюдается выраженная нацеленность на прикладную коммерциализацию значимых научных достижений в области туризма, то есть на достижение конкретного экономического эффекта.

Для достижения реальных подвижек в развитии туризма в отдельно намеченных рамках необходимы меры по детальному изучению и практическому внедрению прогрессивных научных проектов. Одновременно, процесс освоения инноваций должен носить системный характер. В контексте целей обеспечения высокой степени функционирования, развития и наращивания позитивного конкурентного потенциала административных органов в сфере туризма перед участниками туристического рынка возникают неотложные задачи разработки и практической активизации инновационной стратегии развития туристических предприятий, определения базовых долгосрочных векторов прикладного освоения инноваций, формирование профильной инфраструктуры для реализации намеченных целей, иными словами, разработки инновационных проектов.

В данном контексте функционирование государственных органов должно быть гибко нивелировано с учётом необходимости активной поддержки мер по формированию оптимальной среды для инновационной деятельности, использованию в отрасли новых методик и технологий. Важно создать предпосылки для активного использования зарубежными туристами внушительным потенциалом всемирной Интернет-сети при планировании ими и организации туристических вояжей в Туркменистан, что призвано активно стимулировать развитие отраслевого рынка.

И всё же необходимо признать: короновирусная пандемия и вызванные ею вынужденные ограничения оказали ощутимое негативное воздействие на международный туризм. Эксперты Economist Intelligence Uni (EIU) прогнозируют издержки мировой туристической отрасли по причине короновирусной пандемии на уровне 80 миллиардов долларов и более. И всё же, в современных международных реалиях не следует забывать о коренном усилении конкуренции по привлечению иностранных туристов. В таких сложных для развития отрасли условиях цифровизация туристической сферы становится одним из действенных факторов обеспечения её рыночной конкурентоспособности.

Статистика по итогам 2020 года демонстрирует небы­валый рост негативных издержек мировой туристической отрасли. Объём совокупных поступлений снизился на 1.3 триллионов долларов, что в 11 раз превышает соответствующий показатель за кризисный 2009­й год. По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), выход отрасли на допандемийный уровень следует ожидать не ранее 2023 года. По мнению экспертов, в связи с распространением короновирусной инфекции и вызван­ными ею соответствующими ограничениями туристический поток в рамках мировой индустрии путешествий по сравнению с 2019 годом сократился на 1 миллиард человек или 74%. Под угрозой оказались 100­120 миллионов рабочих мест в туристической отрасли, причём большая их часть приходится на долю малых и средних предприятий. Эксперты прогнозируют затяжной характер нынешнего кризиса и связывают его с появлением всё более новых мутаций опасного вируса, приводящим к вынужденному неоднократному введению многими странами новых, более строгих туристических ограничений (усиление мер эпидемического контроля, введение карантина, вплоть до полного закрытия границ).

Определённый оптимизм внушает активизация противоэпидемических мер, прежде всего, по вакцинации населения во всём мире. Появляется возможность послабления ограничительных мер и восстановления потенциала туристической отрасли. По мнению экспертов ВТО, наиболее тяжёлые потери несёт туристическая сфера Азиатско-Тихоокеанского региона. Количество турпосещений в данном регионе сократилось на 84% (или 300 миллио­нов туристов). Данный показатель по Ближнему Востоку и странам Африки составил 75%. Несмотря на незначительный по времени и объёмам рост, зарегистрированный летом 2020 года, европейский турпоток потерял 70% своей совокупной величины, при этом в целом по миру в данном регионе наблюдалось минимальное по сравнению с 2019 годом количество турпосещений (500 миллионов). Снижение числа зарубежных туристических вояжей в Северную и Южную Америку достигло 69%.

По результатам анализа современных сложных реалий в глобальной туристической плоскости, сформулированы четыре базовые стадии дальнейшего развития отрасли:

• «страх и тревожность» (неопределённость в конечных итогах пандемии, чем она может быть чревата);

• «полный мрак» (поиск решений);

• «мерцание пламени свечи» (стремление выйти из мрака пандемии);

• «свет в конце тоннеля» (ещё не конец, но всё же обнадёживает).

В настоящее время мы находимся на третьей стадии, когда надежда на выход из полного мрака уже реально суще­ствует. В реальности же, по причине огромных масштабов налоговых предоплат ещё до наступления ограничительных мер по всему миру, компании сталкиваются не только с проблемами острого дефицита наличных денег, но и возрастанием потребительских претензий (к примеру, по возврату вкладам по туристическому бронированию).

С учётом насущных финансовых проблем, которыми сопровождаются современные мировые экономические реалии, отдельные вопросы и проблемы возникают также и в туристической сфере. На основе трезвых расчётов собственного потенциала возможностей, многие государства делают ставку на развитие малого и среднего предпринимательства, адресную целевую поддержку отдельных туроператоров в контексте интенсификации туристической индустрии. Пакет поддержки в данном случает включает в себя наиболее действенные универсальные для всех эко­номических отраслей и узко специализированные меры для восстановления и развития наиболее уязвимых в период пандемии сегментов. Прогнозы экспертов на будущее развитие туристической отрасли Туркменистана носят позитивный характер, при этом основной акцент делается на актуальность увязывания перспектив с уверенным переходом от классического туристического оперейтинга к формированию динамичных туристических пакетов, позволяющих наладить гибкие, максимально адаптивные коммуникации с многочисленными партнёрами по всему миру.

На сегодняшний день в Туркменистане проделана большая работа в данном направлении, в частности, создана возможность приобретения электронных билетов на внутренние перемещения людей воздушными судами, железнодорожными составами, междугородными автобусными рейсами. В целом по миру регистрируется паритетный рост различных форм и моделей цифрового туризма, в их числе – онлайн продажа путешествий и туристических вояжей, целенаправленно формируемых туроператора­ ми, с учётом потребительского спроса. Создание таких цифровых приложений, с последующим формирование специальной электронного поискового сервера с целым рядом таких приложений могло бы стать весомым вкладом в дело модернизации и современного развития отечественной туристической отрасли.

Перспективу цифровизации сферы туризма эксперты увязывают с постепенным уходом с профильного рынка традиционных офлайн­офисов туроператоров на фоне моделирования и формирования пакетов туристических услуг по конкретным запросам каждого клиента, в рамках установленных норм и стандартов. В результате, конечный успех останется за туристическими компаниями, наиболее гибко адаптирующими свою работу под эксклюзивные потребительские запросы конкретных клиентов, использующих для этого эффективные цифровые технологии, обеспечивающие им выгодные преимущества на пространстве рыночной конкуренции.


Библиографический список
  1. http://www.theguardian.com IUCN, «Conserving Nature in a time of crisis»
  2. http://www.news.un.org United Nations «On International Day, UN chief spotlights indigenous peoples’ resilience in face of COVID-19 pandemic», 9 August 2020.
  3. http://www.UNWTO.org «Барометр мирового туризма-2020».
  4. http://www.atorus.ru UNWTO: количество туристов в мире сократилось на 74%.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акмурадов Хангелды»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация