СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Чегулова Анастасия Андреевна1, Лехова Марианна Александровна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса магистратуры, факультет управления и социально-технических сервисов

Аннотация
В статье описываются особенности современных средств визуализации образовательного контента. Описаны востребованные формы визуализации учебного материала, используемые для повышения мотивации студентов к познавательной деятельности.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чегулова А.А., Лехова М.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Бердникова К.Э. Современные средства визуализации образовательного контента // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98775 (дата обращения: 29.04.2024).

Одной из основных задач образовательной сферы является повышение качества образования. Под качеством образования понимается ориентация образования не только на освоение конкретного набора знаний, но и на развитие личности студента, его личностных особенностей.

Содержанием образовательного процесса является изучение учебного материала, поэтому наглядное представление информации занимает важное место в обучении. Принцип наглядности является одним из востребованных принципов в практике педагогической деятельности [1]. Использование таблиц, диаграмм, графических рисунков способствует детальному запоминанию информации и ее осмыслению. Благодаря современным информационным технологиям реализация визуализации учебного контента может быть осуществлена в различных вариантах и техниках.

Визуализация учебного материала выражена в процессе представления определённых данных в графическом виде, которые позволяют лучше понять смысл информации. Изображения воспринимаются лучше, чем текстовый материал, а совокупность текста и изображений имеют более длительный эффект запоминания информации.

В педагогической практике применения визуальных средств представления учебного материала достигаются следующие задачи: ускоряется процесс восприятия и осмысления информации, студенты учатся анализировать данные, свертывать и развертывать текст [2].

К основным функциям визуализации учебного материала относятся:

  • контроль полноты переданного педагогом учебного материала, развитие воображения;
  • выявление характера личностного восприятия и обработки информации;
  • развитие навыков анализа и сравнения, способности делать выводы и анализировать дальнейшие пути достижения целей;
  • рост вовлечённости студентов в образовательный процесс;
  • связь полученной информации в целостную картину об определенном изучаемом объекте.

Визуализация учебного материала играет важную роль в процессе обучения. Особенно это заметно, когда наглядные инструменты используется не просто в виде иллюстрирования для доступности учебного материала. Больший эффект от использования инструментов визуализации возможно получить, когда они становятся частью познавательной активности студентов, способом развития абстрактного мышления [3].

Рассмотрим востребованные техники визуализации учебного контента в современном образовательном процессе.

Таймлайн представляет собой визуализацию хронологической последовательности событий, либо портфолио достижений. Основным условием применения данной техники является расположение явлений в хронологическом порядке.

Интеллект-карта представляет собой способ графического представления идей, учебного материала, гипотез в виде карты, включающей в себя ключевые и вторичные вопросы. Интеллект-карта способствует структурированию идей, планированию времени, проведению встреч для решения объемных задач.

Скрайбинг позволяет визуализировать учебный материал с помощью графических элементов, представляющих содержание информации. Речь выступающего изображается на определённой платформенно или холсте в соответствии с текстом. В этом случае реализуется эффект параллельного следования, посредством чего слушатели осваивают информацию. Другими словами, скрайбинг позволяет дополнять текст изображениями для интересного и наглядного представления информации [4].

Инфографика выражена в визуально-упрощенном представлении информации. Основной целью инфографики является пробуждение у студентов интереса к рассматриваемой теме.

Кроссенс является ещё одним способом визуализировать учебный материал. Содержанием кроссенса является загадка, ребус или задание, предназначенное для конкретной аудитории. Это является нетрадиционной формой проверки знаний обучающихся.

Обеспечение визуализации учебного контента в современном образовательном процессе способствует переходу студентов на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует их креативность, развивает профессиональные компетенции. Современные техники визуализации учебного контента позволяют решать задачи переноса образовательной информации, формирования необходимых навыков, автоматизированного контроля знаний.


Библиографический список
  1. Лобашёв И.В., Лобашёв В.Д. Визуализация информации в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. №4, 299-304.
  2. Зуфарова А.С. Роль технологии визуализации в учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. №9, 39-41.
  3. Ван Я., Катханова Ю.Ф. Тенденция развития визуализации информации в образовательной среде // Преподаватель ХХI век. 2020. №1-1, 154-158.
  4. Катханова Ю.Ф., Левашова Е.А., Салтыкова Г.М. Визуализация учебной информации средствами мультимедиа // Преподаватель ХХI век. 2021. №3-1, 187-192.


Все статьи автора «Лехова Марианна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация