Необходимо провести анализ понятий «инновация», «инновационное обучение», «инновационные технологии» и «инновационная деятельность».
Р.Х. Зайдиев отмечает, что инновация представляет собой результат активной деятельности научного характера, ориентированный на улучшение качества жизни, предоставляемых услуг и производимых продуктов, совершенствование процессов производства [6].
По мнению З.А. Дзарагасовой, инновация по своей сущности является некоторым новшеством в определённой сфере организации трудовой или управленческой деятельности, которое обеспечивает повышение её эффективности и результативности [4].
В свою очередь, исследователь Н.И. Васильева считает, что инновационное обучение представляет собой образовательный процесс, который построен в соответствии с направленностью на формирование у студентов навыков адаптации к социальным и изменениям, готовности к активной преобразующей деятельности посредством мобильного и творческого мышления посредством применения новейших методов и средств обучения [2].
М.С. Горбунова отмечает, что инновационное обучение представляет собой совершенно новый подход к организации образовательного процесса, который включает в себя такие признаки, как фундаментальность и ориентация на личность обучаемых, профессионализм, творческое начало и применение современных инновационных методов обучения [3].
Е.А. Ефимова считает, что инновационное обучение представляет собой совокупность методов обучения, позволяющих организовывать образовательный процесс так, чтобы у студентов в первую очередь формировались навыки продуктивной познавательной деятельности творческого характера [5].
Как было сказано ранее, инновационные технологии в образовании приобретают все большую известность благодаря тому, что они принципиально отличаются от традиционных, в которых преподаватель играет ведущую роль, а студенты часто выступают в роли пассивных слушателей.
Исследователь В.С. Петрова понимает инновационные технологии в качестве совокупности образовательных технологий, позволяющих студентам активно включаться в процесс обучения посредством применения различных новшеств и новаций в учебной деятельности [12].
В свою очередь, А.Г. Мельников считает, что инновационные технологии представляют собой форму организации процесса обучения, которая зиждется на совершенно новых методиках, средствах, принципах и способах достижения высоких образовательных результатов [9].
Е.И. Фастова считает, что преподаватель, который использует в собственной педагогической деятельности инновационные технологии, делает образовательный процесс наиболее насыщенным, интересным, захватывающим и полным для студентов. По мнению исследователя, инновационные технологии повышают качество обучения и профессиональной подготовки студентов, выводя данные процесса на совершенно иной уровень, отвечающий реалиям современности [13].
Р.С. Бондаревская отмечает, что инновационные технологии в образовании применяются в тех случаях, когда студенты уже владеют некоторым фундаментом знаний, умений и навыков, которые были приобретены ими в процессе традицонного обучения. В этой связи необходимо осознавать тесную взаимосвязь традиционного и инновационого обучения. Нужно искать разумное в их непосредственном сочетании и взаимодополнении, примененяя сильные стороны и исключая слабые [1].
Н.А. Шарина считает, что инновационные технологии непосредственным образом предполагают преобразование роли педагога как информатора и организатора образовательного процесса на консультанта и партнёра студентов, соорганизатора процесса обучения и его интегратора [14].
В свою очередь, А.Г. Котина определяет инновационные технологии в качестве методов, которые базируются на ценностном учебном взаимодействии преподавателя и студентов, приобщении преподавателя к проблемам обучающихся и предоставлении возможности профессионального самоутверждения [7].
Г.Ю. Ксензова понимает инновационные технологии в двух смыслах. Во-первых, они представляются в качестве технологий, которые формируют профессиональную мотивацию обучающихся и способствует развитию активного творческого потенциала, формированию профессионально значимых умений и навыков, самостоятельности. Во-вторых, инновационные технологии представляют собой технологии, которые обеспечивают обратную связь педагога и студентов на учебных занятиях, способствует развитию активной устной речи обучающихся [8].
И.В. Никишина отмечает, что инновационные технологии в образовании являются совокупность учебных методов и средств, которые непосредственным образом сопровождают этапы реализации нововведения в рамках инновационной деятельности [10].
В свою очередь, С.В. Огурцова считает, что инновационная деятельность представляет собой созидательный процесс и результат профессионально-педагогической деятельности, который непосредственным образом предполагает творческую активность и свободу действий [11].
Таким образом, инновационные технологии в образовании представляют собой совокупность новейших образовательных технологий, используемых при организации процесса обучения в образовательных учреждениях с целью повышения эффективности и результативности профессиональной подготовки будущих специалистов посредством применения инновационных методик, средств и способов обучения. Можно выделить некоторые из функций: модернизация имеющихся у образовательного учреждения средств с целью их использования для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов, формирование и развитие у обучаемых навыков работы с различными новейшими информационными средствами и технологиями. Разнообразие функций инновационных технологий во многом объясняется их широким применением в различных областях образовательной деятельности.
Библиографический список
- Бондаревская, Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности / Р.С. Бондаревская // Человек и образование. – 2016. № 4. – С. 94-96.
- Васильева, Н.И. Значение инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин Ишимбайского нефтяного колледжа / Н.И. Васильева // Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования : Материалы межрегионального интернет – педсовета, Уфа, 26 сентября – 10 2016 года / Под редакцией И.Х. Тагирова, З.Р. Нургалиной. – Уфа: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2017. – С. 337-339.
- Горбунова, М.С. Особенности подготовки студентов педагогического колледжа к использованию инновационных технологий / М.С. Горбунова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2021. – Т. 20. – № 2(48). – С. 85-89.
- Дзарагасова, З.А. Использование инновационных квест-технологий в преподавании основ графических работ на первом курсе педагогического колледжа / З.А. Дзарагасова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-2. – С. 76-80.
- Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. – 2019. – N 10. – С. 23-24.
- Зайдиев, Р.Х. Внедрение инновационных технологий в систему воспитательной работы колледжа / Р.Х. Зайдиев, Л.Р. Залялиева // Вестник научных конференций. – 2021. – № 5-2(69). – С. 31-33.
- Котина, А.Г. Облачные технологии как инновационное средство интеграции цифрового содержания в учебные курсы обучения математике учащихся колледжа / А.Г. Котина // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 5. – С. 163-171.
- Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 260 c.
- Мельников, А.Г. Инновационные проекты и инициативы Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса / А.Г. Мельников // Аккредитация в образовании. – 2018. – № 8(108). – С. 49.
- Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / И.В. Никишина. – М.: Учитель, 2018. – 563 c.
- Огурцова, С.В. Педагогический процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на основе инновационных технологий / С.В. Огурцова // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 4-6(62). – С. 387-392.
- Петрова, В.С. Инновационные технологии профессионально-ориентированной деятельности в образовательном процессе современного колледжа / В.С. Петрова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 11-8(67). – С. 172-174.
- Фастова, Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. ФГОС (+ CD-ROM) / Е.И. Фастова. – М.: Учитель, 2016. – 736 c.
- Шарина, Н.А. Инновационные технологии как фактор повышения качества обучения иностранному языку в колледже / Н.А. Шарина // Педагогика и современное образование: традиции и инновации : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 апреля 2019 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. – С. 15-21.