ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

Копаева Анастасия Игоревна1, Сулык Карина Михайловна2, Умрилова Ольга Александровна3, Гребеньщеков Даниил Михайлович4, Чикунова Юлия Ильинична5
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИРИ-20-1
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 3 курса очной формы обучения группы ИТ-20-1
4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса очной формы обучения группы ППД-20-1
5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса очной формы обучения группы ПДС-19-1

Аннотация
Авторы статьи характеризуют информационно-коммуникационные технологии в обучении.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Копаева А.И., Сулык К.М., Умрилова О.А., Гребеньщеков Д.М., Чикунова Ю.И. Понятие информационно-коммуникационных технологий в обучении // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98789 (дата обращения: 08.11.2024).

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в обучении характеризуется повсеместной информатизацией общества, а также всех протекающих в нём процессов. Информационно-коммуникационные технологии активно используются в современном образовательном процессе с целью наиболее эффективной передачи информации его субъектам, обеспечения оптимального взаимодействия между педагогом и студентами. Можно сказать, что в современных реалиях педагогу недостаточно просто хорошо знать преподаваемую им учебную дисциплину или цикл дисциплин. Современный преподаватель должен знать основы функционирования информационно-коммуникационных технологий, уметь успешно применять их в собственной профессиональной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии как явление представляют собой важнейший инструмент жизнедеятельности современного общества. В свою очередь, их широкое применение в рамках системы образования обуславливается несколькими причинами. В первую очередь информационно-коммуникационные технологии обновляют систему образования в соответствии с актуальными социальными требованиями. Также они повышают качество обучения, дают возможность студентам наиболее оптимально адаптироваться к условиям внешней среды. И наконец, информационно-коммуникационные технологии сильно ускоряют процесс формирования знаний, умений и навыков, а также передачи общественного опыта от педагога к студентам.

Исследователь А.Г. Перов отмечает, что использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий существенным образом повышает качество обучения вследствие наличия повышенного интереса студентов к данной деятельности, а также её новизны. Достоинство данных технологий в том, что педагогу с их помощью гораздо легче готовиться к учебному занятию, в полной мере обеспечивать наглядность материала и проявлять свой творческий потенциал. Если говорить о студентах, то они при применении информационно-коммуникационных технологий учатся подчинять свои действия поставленной цели, осуществлять контроль и оценку собственной образовательной деятельности, преодолевают определённые трудности, получая полезный опыт. Дополняя вышесказанное, следует отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует выработке таких качеств как сосредоточенность, самостоятельность, ответственность, усидчивость и собранность [11].

Для наиболее полного анализа проблематики необходимо уточнить понятие «информационно-коммуникационные технологии».

Так, в Федеральном Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-коммуникационные технологии трактуются в качестве «процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов» [15].

В «Социологическом энциклопедическом словаре» Г.В. Осипова информационно-коммуникационные технологии определяются как некоторые способы предоставления, интерпретации и распространения информации в различных сферах человеческой жизнедеятельности [10].

Достаточно интересную трактовку данного понятия содержит написанный Д.Н. Ушаковым «Толковый словарь живого великорусского языка», в рамках которого информационно-коммуникационные технологии представлены как совокупность методов организации трудовой деятельности людей внутри общества, связанная с хранением, передачей, фиксацией и обработкой достаточно больших объёмов информации [14].

В свою очередь, написанный Л.М. Сурисом «Большой словарь иностранных слов» содержит следующее определение информационно-коммуникационных технологий: система способов и методов сбора, передачи и распространения информации с целью получения качественно нового знания о каком-либо явлении материальной действительности [13].

Ю.В. Крутин считает, что информационно-коммуникационные технологии представляют собой важнейший компонент современного образовательного процесса на любой стадии обучения, ключевое требование сегодняшнего и завтрашнего дня [5].

Исследователь Е.Н. Харитонова в своей работе под названием «Перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий в современном высшем экономическом образовании» определяет информационно-коммуникационные технологии в качестве системы способов, методов и средств организации процесса обучения, ориентированных на формирование у студентов определённого перечня знаний, умений и навыков [16].

С другой стороны, Е.С. Кондюкова отмечает, что информационно-коммуникационные технологии представляют собой достаточно обобщающее понятие, которое может включать в себя различные алгоритмы, механизмы, способы и устройства сбора, обработки и передачи данных [4].

Исследователь С.М. Колосова в статье под названием «Применение информационных технологий при обучении студентов экономического профиля» трактует информационно-коммуникационные технологии как систему чётко определённых и систематизированных действий информационного характера компетентных сотрудников, направленных на достижение конкретных результатов [3].

В свою очередь, М.С. Оборин считает, что информационно-коммуникационные технологии являются создаваемой прикладной информационной системой массовых приёмов и способов фиксации, передачи и интерпретации больших потоков данных внутри информационного поля [9].

Интересно данное понятие трактует исследователь Н.Т. Магдиева, которая определяет информационно-коммуникационные технологии в качестве системы программно-технических средств и производственных процессов, направленных на повышение оперативности и надёжности информационных ресурсов, снижение трудоёмкости их эксплуатации [6].

О.Б. Воронкова считает, что информационно-коммуникационные технологии представляют собой такие технологии, которые в одно и то же время могут использовать сразу несколько информационных сред. В качестве примеров информационных сред исследователь приводит видеосреду, графическую среду, анимационную среду, текстовую среду, фотосреду, а также звуковую среду [2].

В свою очередь, И.Д. Бахолдина, изучая особенности применения образовательных информационных технологий при обучении студентов экономического профиля, даёт следующее определение этому термину: достаточно широкий спектр технологий обучения, необходимый для передачи информации и оказания различных информационных услуг [1].

С.В. Чирков определяет информационно-коммуникационные технологии в качестве таких технологий, которые способствуют поиску, обработке, фиксации и усвоению больших объёмов информации, предоставлению её в электронном виде посредством применения компьютерных программ различного назначения [17].

Исследователь А.А. Мусина в своей статье под названием «Информационно-коммуникационные технологии как ядро развития класса» определяет их в качестве системы методов и средств, интегрированных в единое целое для оптимизации процессов поиска, сбора, интерпретации, хранения, фиксации, обработки и отображения информационных потоков и применения их в непосредственных интересах пользователей [7].

Н.К. Стемагалиева считает, что информационно-коммуникационные технологии по своей сущности являются современными методами коммуникации и взаимодействия людей в рамках информационного пространства, в том числе, в образовательной и профессиональной деятельности [12].

И наконец, исследователь О.И. Назарец считает, что информационно-коммуникационные технологии – это непосредственно процесс овладения навыками работы внутри интегрированной информационной среды, реализующей функционирование и развитие информационной системы в целом [8].

Таким образом, выше были приведены позиции различных авторов касаемо определения понятия «информационно-коммуникационные технологии». Необходимо заметить, что данный термин можно рассмотреть совершенно с различных сторон в силу его комплексности и многоаспектности.

Обобщив точки зрения исследователей, скажем, что информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность современных средств, методов и способов обработки, фиксации, интерпретации, передачи, хранения и распространения информационных данных, функционирующая с целью удовлетворения интересов пользователей и поддержки информационной системы коммуникации.


Библиографический список
  1. Бахолдина, И.Д. Особенности применения образовательных информационных технологий при обучении студентов экономического профиля / И.Д. Бахолдина, Л.И. Насонова // Научные подходы к формированию и трансформации стратегического развития малого бизнеса в системе цифровой экономики и рисков дрейфа : сборник статей по итогам Всероссийской конференции и Всероссийского конкурса исследовательских работ, Волгоград, 03 апреля – 15 2019 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью “Аэтерна”, 2019. – С. 148-150.
  2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 314 с.
  3. Колосова, С.М. Применение информационных технологий при обучении студентов экономического профиля / С.М. Колосова // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1(19). – С. 1215-1218.
  4. Кондюкова, Е.С. Дистанционный формат обучения в университетах: вызовы и перспективы / Е.С. Кондюкова, Е.Г. Шершнева, А.К. Зорин // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 1. – С. 116-121.
  5. Крутин, Ю.В. Обучение студентов экономических специальностей с использованием программ фирмы “1С” в рамках курса “информационные технологии в экономике” / Ю.В. Крутин, А.Д. Шамаева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3-1(70). – С. 56-58.
  6. Магдиева, Н.Т. Интерактивное обучение как инновационная форма развития университета / Н.Т. Магдиева, А.З. Маммаева // Современный ученый. – 2021. – № 1. – С. 30-35.
  7. Мусина А.А. Информационные технологии как ядро программы развития класса // Начальная школа. 2017. №4. С. 87-90.
  8. Назарец, О.И. Профессиональные информационные технологии в процессе обучения студентов экономических специальностей / О.И. Назарец // Актуальные вопросы модернизации российского образования : Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Таганрог, 28 января 2014 года / Центр научной мысли; Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. – Таганрог: ООО “Издательство “Спутник+”, 2014. – С. 156-158.
  9. Оборин, М.С. Интерактивные технологии в преподавании финансовых дисциплин как фактор актуализации практического компонента в образовании / М.С. Оборин // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе : Материалы IX Международной научно-методической конференции, Пермь, 31 мая 2017 года / ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Пермский институт (филиал). – Пермь: МиГ, 2017. – С. 103-111.
  10. Осипов Г.В. «Социологический энциклопедический словарь». Издательство НОРМА. – 2000. – 109 с.
  11. Перов, А.Г. Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза / А.Г. Перов // Молодой ученый. – 2021. – № 1(343). – С. 60-62.
  12. Стемагалиева, Н.К. Информационные технологии в активизации обучения экономическим дисциплинам / Н.К. Стемагалиева, Г.П. Раджабалиев // Информационные технологии в профессиональном образовании : Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции, Махачкала, 13–14 февраля 2017 года / Под общей редакцией Г.П. Раджабалиева, М.Х. Хайбулаева. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2017. – С. 184-189.
  13. Сурис Л.М. «Большой словарь иностранных слов» ИИДК Издательство «Адепт» 2003. – 204 с.
  14. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. Т.4.-М., 1940. – 214 с.
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  16. Харитонова, Е.Н. Перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий в современном высшем экономическом образовании / Е.Н. Харитонова, Н.А. Харитонова, В.Н. Пуляева // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы : Труды научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 02–04 апреля 2018 года / Под редакцией А.В. Бабкина. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого”, 2018. – С. 567-571.
  17. Чирков, С.В. Технология формирования информационной культуры студентов экономического профиля в процессе обучения информатике в вузе / С.В. Чирков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1(11). – С. 64-73.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: