ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА КРЕАТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Цыганкова Вера Николаевна1, Ефимов Никита Андреевич2, Строкина Алена Владимировна3, Ниами Роки4
1Волгоградский государственный технический университет, факультет экономики и управления, к.э.н., доцент
2Волгоградский государственный технический университет, факультет послевузовского образования, направление 38.04.02 «Менеджмент» (магистерская программа «Управление человеческими ресурсами, 3 курс, магистрант
3Волгоградский государственный технический университет, факультет послевузовского образования, направление 38.04.02 «Менеджмент» (магистерская программа «Управление человеческими ресурсами, 2 курс, магистрант
4Волгоградский государственный технический университет, факультет послевузовского образования, направление 38.04.02 «Менеджмент» (магистерская программа «Управление человеческими ресурсами, 3 курс, магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы влияния цифровизации образования на развитие креативности как студентов, так и преподавателей. Цифровизация оказывает комплексное влияние на сферу образования, с одной стороны - появление множества инструментов, их интеграция, с другой стороны - нарастающая сложность в их освоении, изменении структуры занятий, их информационная наполняемость. В статье предложены варианты стратегий развития образования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыганкова В.Н., Ефимов Н.А., Строкина А.В., Ниами Р. Исследование влияния цифровизации образования на креативность студентов // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98712 (дата обращения: 24.04.2024).

Творчество и креативность сегодня рассматриваются как способ расширения возможностей человека, элемент развития, воспитания, способность создавать новые понятия и формировать новые навыки, при этом расширяется их сфера применения: увеличивается продолжительность активной трудовой и творческой деятельности, изменяются методы обучения, происходит цифровизация образования [1,3].

Современная ситуация характеризует понятие VUCA-мир (Volatility, Uncertainly, Complexity, Ambiguity). Возникла потребность в обучении в течение всей жизни, что позволило бы обновлять свой интеллектуальный капитал, приобрести новые способности и умения, способность к самообучению, поиску необходимой информации, ориентироваться в тенденциях развития техники.

В ходе этих процессов возникает вопрос – насколько процесс цифровизации влияет на творчество, расширяет ли он возможности либо сужает и ограничивает, появляются ли новые инструменты, как должен изменится процесс образования, чтобы использование информационных технологий способствовало приобретению новых навыков.

Сейчас много внимания уделяется проблеме управления знаниями и организации, обучению работников методам генерации идей, созданию новых бизнес-моделей, поиску новых ниш, так же увеличивается интерес со стороны бизнеса, сферы образования.

Постепенно меняется структура рынка труда, поскольку рутинный труд постепенно автоматизируется (сортировка, грузовые работы, доставка, контроль показателей), и на рынке труда остаются работники, чьи навыки невозможно заменить.

На рис. 1 показана трансформация направлений изучения креативности в течение 20 века.

Рисунок 1. Этапы накопления знаний о креативности персонала и использовании в управлении [2]

По мнению Кирьяковой А.В.[5] технология и креативность неразрывно связаны: креативность способствует развитию новых технологий, появлению бизнес-моделей, которые в свою очередь выступают движущей силой креативности .

В системе образования потенциал информационных технологий остается не до конца раскрытым, и интерес проявляют как студенты, так и преподаватели, активно используются новые форматы: перевернутый класс, проектная деятельность смешанное обучение, массовые онлайн курсы.

Цифровая образовательная среда активно развивается[9], это отражается в конвергенции технологий, охватывающих сегодня практически всю сферу образования. Использование цифровых технологий в учебном процессе позволяет не только найти необходимую информацию, но и дает возможность выразить себя. Преподаватели используют возможности образовательной аналитики [7].

Студенты, для которых ценностью является новое знание могут в этих условиях приобрести новые умения, установить новые коммуникации, обменятся идеями, разработать проекты на интернет платформах.

Например, колесо А.Каррингтона показывает увеличивающееся количество инструментов, используемых в обучении для различных стадиях обучения. Наивысшие стадии – оценка и создание- реализует возможность креативной работы, но это требует повышения квалификации всех участников образовательного процесса[8].

С нашей точки зрения можно выделить несколько стратегий развития креативности студентов:

1) инструментальная – осваивание различных методов генерации идей без активного использования информационных технологий;

2) проектная – реализация идей в рамках как отдельных заданий, так выпускных работ, расширение знаний в рамках одной дисциплины;

3) интеграционная – реализует межпроектное взаимодействие, обсуждение метадисциплинарных проблем, развитие навыков в смежных отраслях с использованием интернет-платформ.

Таким образом, можно выделить следующие особенности обучения в условиях активного развития цифровой образовательной среды:

1) обучение необходимо сочетать с развитием эмоционального интеллекта и навыками коммуникаций, технологиями развивающего обучения.

2) для он-лайн обучения требуется более высокая степень самоорганизации, поэтому для некоторых категорий студентов она может не подойти – с низкой мотивацией к обучению и низкой успеваемостью.

3) расширяется спектр возможностей информационных технологий, особенно в сфере коммуникаций и проектной работы.

4) преподавателям необходимо пересмотреть структуру своего рабочего времени, поскольку сократится аудиторная нагрузка, а увеличится время на подготовку курсов и работе в электронной информационной образовательной среде.

5) необходимо организованное повышение квалификации преподавателей, для того, чтобы изучить особенности дидактики в условиях МООК

С нашей точки зрения достаточно обоснованным является использование архитектурного подхода, который сбалансирует стратегии развития организации и используемые информационные технологии в условиях ограниченности ресурсов, конкуренции технологий, что требует выполнения ряда этапов:

1. Определение бизнес-целей развития отдельный программ, их сбалансированность, определение желаемых показателей . Бенчмаркинг аналогичных проектов (в России и за рубежом), тестирование гипотез по сложным проектам.

2. Проектирование конфигурации необходимых технологий, оценка их возможностей, моделирование бизнес-процессов, определение наилучшей конфигурации, подготовка персонала к использованию новых технологий.

3. Внедрение выбранных решений.

4. Информационное наполнение, подготовка необходимых фондов оценки знаний, их тестирование, проверка, насколько они соответствуют освоению требуемых компетенций.

Цифровизация требует существенных инвестиций, изменение структуры интеллектуального капитала (освоение существующих и создание новых продуктов (программного обеспечения), создание методического обеспечения, проверка (апробация) методик, анализ их результативности, обмен опытом).

Рынок EdTech достаточно чувствителен к финансовым кризисам, и сегодня мы можем отметить изменения в его структуре: остаются наиболее востребованные курсы, некоммерческий сектор сокращается, происходит импортозамещение [4].

Мировой рынок образовательных технологий достиг 254,8 млрд. долл. в2021 г., а к 2027г . может вырасти до 600 млрд. долл.

Можно выделить следующие характеристики [11]:

1. Имерсивность – может быть рассмотрено как с точки зрения организации обучения и мотивации школьников и студентов, а так же как использование технологий виртуальной и дополненной реальности, что обеспечивает погружение, делает задания более интересными, иммерсивное обучение обеспечивает персонализацию, подбор контента и темпа обучения.

2. Обновление программного обеспечения, конвергенция программ.

3. Геймификация (наблюдается постепенное усложнение – от соревнований за баллы до проведения квестов, шоу, викторин).

4. Вычислительное мышление (алгоритмическое) – составление алгоритмов решения задач, применение системного подхода, использование методов SCRUM, Agile.

Рисунок 2 – Карта возможных стратегий развития (составлено авторами)

На рис 2 . показаны возможные стратегии цифровизации с учетом применения как современных технологий, так инновационных методических разработок, что образует своеобразное поле вариантов работы. Влияние цифровизации далее будет все более усиливаться, и это позволяет сделать следующие выводы:

1. Сфера EdTexh будет в дальнейшем интенсивно развиваться, ее игнорирование сегодня невозможно.

2. Требуются существенные инвестиции в обновление инфраструктуры и покупку программного обеспечения.

3. Информационные технологии меняют структуру образовательного процесса, его продолжительность, типы информации.

4. Требуется обновление методического обеспечения и переобучение преподавателей.

5. Образовательная аналитика постепенно становится частью работы преподавателей.

6. Мотивация студентов и и вовлеченность в учебный процесс в условиях влияния EdTech должна быть основана на создании заданий и проектов, учитывающих рост требований к компетенциям и навыкам, развивающие навыки синтеза новых решений.


Библиографический список
  1. Андрюхина, Л. М. Креативное образование менеджера: контексты XXI века // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 6-2(63). – С. 121-133.
  2. Гузева Е. Развитие креативности персонала в предпринимательских структурах на основе внутриорганизационного поведения // КЭ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-personala-v-predprinimatelskih-strukturah-na-osnove-vnutriorganizatsionnogo-povedeniya (дата обращения: 06.11.2021).
  3. Дубина И.Н. Организационный климат для творчества и инноваций: Подходы и методы оценки // Инновации. -2007,-№7,-С, 31-35
  4. «Исследование российского рынка онлайн-образования https://netology.ru/edtech_research_2022
  5. Кирьякова А.В. , Мороз В. В. Цифровая образовательная среда – аксиологический драйвер креативности студентов [Электронный ресурс] // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 25-27 янв.2021 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования “Оренбург. гос. ун-т”. – Электрон. дан. – Оренбург : ОГУ,2021. – . – С. 3417-3422. . – 6 с
  6. Строкина, А.В. Стратегии развития креативности студентов в условиях цифровизации образования / А.В. Строкина, С.А. Семейко, В.Н. Цыганкова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты : сб. науч. ст. 11-й Междунар. конф. (18-19 ноября2021 г.) / редкол.: Ю. С. Положенцева [и др.] ; Юго-Западный гос. ун-т [и др.]. – Курск, 2021. – C. 297-300.
  7. Фиофанова, О. А. Анализ больших данных в сфере образования : методология и технология.- М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 200 с. — ISBN 978-5-85006-253-8 [Электронный ресурс] https://iim.ranepa.ru/upload/iblock/c02/Analiz-bolshikh-dannykh-v-sfere-obrazovaniya-_-metodologiya-i-tekhnologii.pdf?ysclid=l5ujqg0dnz585324689
  8. Цифровая палитра инструментов для урока https://clck.ru/YvAfM
  9. Цыганкова, В. Н. Управление невидимыми ресурсами. Проблемы при реализации креативного менеджмента в организации / В. Н. Цыганкова // Креативная экономика. – 2010. – № 9(45). – С. 54-58.
  10. Чернилевский, Д. В. Креативная педагогика и психология : Учебное пособие / Д. В. Чернилевский, А. В. Морозов. – Москва : Академический Проект, 2001. – 560 с. – ISBN 5-8291-0416-4.
  11. Edtech Trends That Will Define 2022 https://www.edtechdigest.com/2022/02/28/5-edtech-trends-that-will-define-2022/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Цыганкова Вера Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация