МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1
1Мининский Университет

Аннотация
В статье указаны основные принципы метода проблемного обучения и метода проектов. Представлены идеи вышеуказанных методов. Описаны общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях по Е.И. Чернышевой и О.И. Шиловой.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Семененко А.И., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Куденкова Н.А. Метод проблемного обучения в системе дополнительного образования детей // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98673 (дата обращения: 22.04.2024).

Технологии проблемного обучения и метод проектов являются наиболее эффективными технологии в реализации образовательного процесса с целью развития самостоятельности детей.

Так, в основе проблемного обучения лежит идея о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, которые содержат в себе противоречия. Вопросами проблемного обучения занимались такие педагоги как Я.А. Каменский, Д. Дьюи и С.Л. Рубинштейн. При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний, а определяет ряд вопросов, называя их проблемными ситуациями. Каждая проблемная ситуация имеет в себе объективное противоречие, которое помогает обучающемуся определить неизвестное, побуждает его к поиску путей решения и активизирует мыслительную деятельность. Проблемное обучение включает в себя и компонент творческого развития, так как обучающимся приходится заниматься поиском новых знаний и способов решения проблемы [2].

Проектный метод обучения позволяет создать положительную мотивацию к самостоятельной творческой работе детей творческих объединений. Проектная деятельность предполагает создание значимых для себя и общества продуктов. В такой деятельности дети открывают для себя что-то новое и неизведанное ранее, проявляют интерес и растут как личность. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность. Преимуществом проектного метода является то, что с его помощью обучающиеся учатся ставить цели и планировать работу, добывать и анализировать информацию,  что значительно повышает качество знаний обучающихся и уровень их активности. Обычно темы проектных работ выбираются обучающимися самостоятельно, но с консультацией педагога.

При организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих центров необходимо ознакомиться с общими методическими рекомендациями (Рисунок 1).

Рисунок 1. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в детских творческих объединениях по Е.И. Чернышевой и О.И. Шиловой

 

Методические рекомендации при организации самостоятельной работы могут. конкретизироваться  в зависимости от сферы и вида деятельности определенного детского объединения.

Таким образом, самостоятельная работа в детских творческих объединениях имеет творческий характер и требует тщательной подготовки со стороны педагога, которому необходимо познакомиться с разными методическими рекомендациями, следовать принципу индивидуального подхода к ребенку, отбирать различные технологии и методы при организации самостоятельной работы. Сегодня дополнительное образование рассматривается как инструмент удовлетворения изменяющихся образовательных и социальных потребностей обучающихся, а эти потребности, в свою очередь, включает в себя компонент творческой деятельности каждой личности.


Библиографический список
  1. Брехова А.В. Самостоятельная работа как средство активизации творческого учебного процесса / А.В. Брехова. Е.И. Чернышева // Научный аспект. 2017. Т. 2. № 1. С. 118-127.
  2. Галицков С.Я., Михелькевич В.Н. Проектирование: технологии обучения. Самара: Издательство СГАСУ, 2014. 104 с.
  3. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: Основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация