ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Широкова Любовь Константиновна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Сущева Светлана Михайловна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
В статье рассмотрено применение сказкотерапии для детей младшего школьного возраста, описаны принципы психодиагностики, даны методические рекомендации для работы со сказкой.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Широкова Л.К., Рыбина Е.А., Горшенкова А.О., Сущева С.М., Разумова В.В. Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/08/98670 (дата обращения: 23.04.2024).

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующие сказки для решения большого спектра задач, особенно в коррекции поведения. Сказкотерапия не подвергая опасности ребенка, может выявить проблему и незамедлительно приступить к работе. Сказкотерапевт при помощи сказок входит в доверие к ребенку и приходит к нужному результату коррекции в кратчайшие сроки. Уже после первых занятий можно заметить устранение психического напряжения улучшение эмоционального фона ребенка.  С помощью сказкотерапии ребенок может исследовать свою личность, раскрыть ресурсы, выйти за рамки, что выстраивает окружение, дополнить запас возможностей. Все это станет ориентиром для возможности увидеть иные пути развития событий и решения проблем.

В сказках не наблюдаются прямые поучения, что дает возможность ребенку прислушаться, а не сделать наоборот. История сказок идет естественно и события плавно вытекают одно из другого, что позволит ребенку воспринимать причинно – следственные связи, которые существуют в нашем мире. Сказкотерапия даёт возможность ребенку погрузиться во внутренний мир, увидеть и принять свою уникальность.

Сказкотерапия даёт специалисту свободу для работы, позволяет применять техники из других направлений психологии: психодраммы, гештальт-психологии, арт-терапии.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемы, и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция предлагает в сказочной форме различные модели поведения в ситуациях и предоставляет возможность проживания из этих моделей для улучшения адаптации к условиям окружающего мира.

Методические рекомендации работы над сказкой:

1. Для правильного восприятия сказки, героев и их действий стоит подготовить наглядно – практическую деятельность. Например, перед тем, как начать читать «Колобок» нужно, чтобы дети увидели, рассмотрели, поняли текстуру, форму колобка, посмотрели, как катится, а также вспомнить зверей, которые попадаются на пути колобка.

2. При чтении сказки необходимо показывать диафильм, иллюстрации в книге для того, чтобы ребенок сразу представлял персонажей сказки, их особенности и взаимодействия между собой, а так же для понимания последовательности сюжета.

3. При прочтении сказки стараться использовать чтение-рассказывание, когда сказкочитатель только подглядывает в книгу и сохраняет больше разговорную речь. Стараться использовать сопровождение жестами и мимикой для того, чтобы проникнуться переживаниями героев.

4. При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что является вымыслом, а что правдой. В связи с этим вопросы нужно формировать так, как будто все события происходили в реальной жизни.

5. Сказку можно попробовать читать по ролям, но прежде чем приступить, следует познакомить детей со сказкой и проанализировать героев и ситуации.

Таким образом, сказкотерапия является эффективным методом, который используют в работе с детьми младшего школьного возраста для коррекции негативных психоэмоциональных проявлений.


Библиографический список
  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков – М.: Просвещение, 1997.
  2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст] / О.В. Защиринская – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003.
  3. Логинова О.И. Сказкотерапия [Электронный ресурс] / О.И. Логинова. URL: http://olga2901l. narod.ru/skazkoterap.html
  4. Репницын Г.М., Ерыкалова С.П. СКАЗКОТЕРАПИЯ – СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20297 (дата обращения: 13.07.2022).
  5. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 317-321; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38017 (дата обращения: 13.07.2022).
  6. Денисова Е.В. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // European Student Scientific Journal. – 2013. – № 2. ; URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=150 (дата обращения: 13.07.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Широкова Любовь Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация