ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ушакова Елена Витальевна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства в Республике Крым. По итогам исследования предлагается систематизация проблемных аспектов функционирования малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и обуславливающих их недостатков в системе государственной поддержки: законодательная база, финансово-кредитное стимулирование, информационно-консультационная поддержка.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ушакова Е.В. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Крым в условиях риска и неопределенности // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98688 (дата обращения: 18.04.2024).

Малое и среднее предпринимательство (МСП) – коммерческая деятельность, которая характеризуется рядом установленных показателей. К таким показателям относятся: годовой доход, численность работников, доля в уставном капитале и т. д. Малые предприятия – важный и весьма гибкий элемент рыночной структуры. Деятельность МСП направлена на выявление и удовлетворение запросов потребителей в товарах и услугах.

В России в настоящее время МСП не достаточно развито, это тормозит социально-экономическое развитие, которое в свою очередь оказывает влияние на население страны. Сектор малого и среднего бизнеса в России имеет меньший удельный вес в ВВП, чем в ряде экономически развитых стран (Рисунок 1).

Целью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является достижение увеличения вклада сектора МСП в ВВП России та к, чтобы удельный вес данного по ка за те ля составил 32,5% к 2024 году.


Рисунок 1 – Удельный вес МСП в ВВ П стран мира [7]

 

Малый и средний бизнес направлен на систематическое получение прибыли и осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными за ко на ми.

На территории РФ действует Федеральный за ко н №209 от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для от не се ни я организации к субъектам малого и среднего бизнеса. [1]

В Стратегии экономического развития Республики Крым зафиксированы цели, одно й из которых является развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым и повышение инвестиционной привлекательности Республики Крым.

Данная стратегия разработана на период до 2030 года и ориентирована на активное развитие малого и среднего предпринимательства. С каждым годом все более значимо социально-экономическое развитие территории посредством развития МСП. За последние годы в Республике Крым зафиксирован прирост численности субъектов МСП [3].

Данные по Республике Крым говорят о то м, что малый бизнес имеет положительную динамику развития.

С целью реализации подпрограммы «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» на 2020 год было предусмотрено финансирование в размере 1170 07,86 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 901341,00 тыс. руб., за счет бюджета Республики Крым – 269366,86 тыс. руб.

Фактическое финансирование мероприятий Подпрограммы «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» по состоянию на 31 декабря 2020 года составило – 1170337,18 тыс. руб. (99,97% от планового показателя), что свидетельствует о высоком уровне финансового обеспечения Программы в 2020 году. В том числе 901341,00 тыс. руб. составляют средства федерального бюджета (100 % от планового показателя), 268996,18 тыс. руб. – средства бюджета Республики Крым (99,86% от планового показателя).

В рамках национального проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуются следующие подпрограммы:

  1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
  2. Увеличение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, а также к льготному финансированию;
  3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. Популяризация предпринимательства.

В ходе выполнения мероприятий Подпрограммы в 2020 году обеспечена реализация следующих механизмов государственной поддержки бизнеса:

1. Предоставление микрозаймов через организацию «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым».

Микрозаймы размером до 5,0 млн. руб. сроком не более 3-х лет под льготный процент на реализацию бизнес – планов, программ и проектов, приобретение оборудования, модернизацию производства, внедрение новаторских технологий, осуществление инновационной деятельности.

Была разработана программа кредитования «Скорый» по предоставлению микрокредитов предпринимателям по ставке не более 3%.

Всего в 2020 году выдано 692 льготных микрозаймов на общую сумму 1352 млн. руб. Эти средства можно было направлять, в том числе, на выплату заработной платы, пополнение оборотных средств, на оплату аренды и коммунальных платежей.

2. Предоставление поручительств через ГУП РК «Крымский гарантийный фонд» при получении МСП кредитных средств в коммерческих банках и отсутствии собственного достаточного обеспечения.

Поручительство до 25 млн. руб. (разово, в отношении одного получателя поддержки) или до 30 млн. руб. (по всем договорам поручительства в отношении одного получателя поддержки или по договорам группы взаимосвязанных лиц) предоставляется гарантийным фондом и оформляется путем заключения трехстороннего договора поручительства между банком, заемщиком и фондом.

Гарантийным фондом была снижена в 2 раза до 0,5% комиссия за предоставление поручительств.

Представлена возможность пролонгации поручительств без комиссии субъектам хозяйствования по действующим кредитным договорам в коммерческих банках, по которым представлены «кредитные каникулы». Пролонгировано 70 договоров поручительства на сумму 489,3 млн. руб.

Всего в 2020 году предоставлено 117 поручительств на 808,3 млн. руб., что позволило привлечь 1,5 млрд. руб. кредитных средств.

3. АО «Региональная лизинговая компания Республики Крым» передает в льготный лизинг технику и оборудование.  Долгосрочная аренда с последующим выкупом техники возможна по ставке от 6 до 8%. В 2020 году заключено 48 лизинговых договоров на общую сумму 392,3
млн. руб., профинансировано средствами РЛК на общую сумму 215 млн. руб. или 107,5% от планового значения.

4. «Домом предпринимателя» в 2020 году обучено 4511 субъектов МСП, проведено 363 мероприятия и оказано 32 тысячи консультаций. Помощь бизнесу оказывают Центр кластерного развития, Центр инноваций социальной сферы, Региональный центр компетенций, Информационно-образовательный центр и консультационный центр.

5. В 2020 году за счет бюджетных средств Республики Крым предоставлено 6 грантов в виде субсидий на общую сумму 2,3 млн. руб.

С 1 июля 2020 года Республика Крым присоединилась к числу субъектов, в которых в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” введен налог на профессиональный доход (НПД).

Данный налоговый режим обладает некоторыми преимуществами в сравнении с другими системами налогообложения, так, например, он позволяет гражданам заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП.

Вышеуказанным Законом не установлен перечень профессий и видов деятельности, разрешенных для самозанятых. Оформиться в качестве самозанятых могут репетиторы, няни, парикмахеры, водители, дизайнеры, специалисты по маникюру и педикюру, швеи, фотографы, лица, оказывающие услуги по уходу за больными, иные услуги физическим лицам для личных и других нужд и прочие.

Также можно зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить НПД вместо подоходного налога, если гражданин сдает жилье. Это весьма актуально для Крыма: физические лица, собственники недвижимости, смогут обращаться в суд и иные инстанции, не боясь афишировать факт аренды.

Налог на профессиональный доход подойдет людям, у которых есть собственное дело, нет наемных сотрудников и профессиональный доход которых за год не превышает 2,4 млн рублей. Если у ИП нет наемных лиц, он также вправе получить статус самозанятого и перейти со своей налоговой системы на НПД.

Развитие малого предпринимательства способствует обеспечению занятости населения. В январе-июне 2021 г. общая численность занятых на малых предприятиях (без микропредприятий) Республики Крым составила 41,3 тыс. человек. Обследование показало, что наибольшее количество занятых сосредоточено в оптовой и розничной торговле, включая ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 22,7%, в обрабатывающих производствах – 15,6%, в транспортировке и хранении – 8,4%, наименьшее количество занятых было зафиксировано в сфере образования – 0,4%, в финансовой и страховой деятельности – 0,7%.

Важным показателем, характеризующим деятельность малых предприятий, является оборот продукции (услуг), производимый малыми предприятиями. Так, за январь-июнь 2021 г. оборот по малым предприятиям Республики Крым составил 64367,2 млн рублей. Из него на предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов приходилось 50,3%, на обрабатывающие производства – 14,4%, на предприятия строительства – 8,0%. Объем отгруженных товаров собственного производства, то есть стоимость всех товаров, произведенных юридическими лицами, выполненных работ и оказанных услуг в отчетном периоде на сторону, составил 31483,4 млн рублей. [39]

В Республике Крым малый бизнес развит в различных отраслях. Большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточены в торговле, строительстве, гостиничном и ресторанном сервисе, сельском хозяйстве. На сегодня местная отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о том, что малые предприятия в сфере создания и внедрения научных и научно-технических разработок не представлены, то есть развитие таких предприятий не наблюдается. В то же время в производственной сфере, для организации бизнеса в которой требуется значительный финансовый капитал, специалисты определенной квалификации, наблюдается рост численности малых предприятий.

В России Республика Крым занимает 9 место по количеству малых и средних предприятий. Доля МСП в обороте организаций составляет 55,6% при среднем по РФ — 33,1%. Уровень предпринимательства в структуре крымской экономики очень высок, его доля в ВРП — свыше 60%. Это более 88 тысяч предпринимателей. В субъектах МСП занято порядка 60% работающих крымчан.

Крымская экономика, стартовавшая с низкой базы 2014 года и поддерживаемая федеральной целевой программой (ФЦП) по развитию полуострова, по сравнению с большинством других регионов растет опережающими темпами. Во время общероссийской рецессии 2015 года региональный ВРП на душу населения в России упал на 0,8%, а в Крыму вырос на 7,5%. Затем рост замедлился: подушевой ВРП в 2016 году вырос на 5,6%, а в 2017-м — на 3,8%, после пересчета по новой методике за 2018 год увеличился ВРП Республики Крым на 19%, в 2019 году рост замедлился и составил всего 2,9%.

Ситуация с распространением КОВИД-19 в 2020 году и принимаемые мер ы по изоляции населения негативно сказались на работе МСП,
в зону особого р иска попал практически вес ь малый бизнес.

Многие предприятия оказались на грани закрытия. Однако, благодаря принимаемому Правительством спектру мер по поддержке предпринимателей, таких, как продление срока у платы налогов (для м алого и среднего бизнес а), право н а кредитные каникулы, возможность до говориться об отсрочке аренды, большинство предприятий уже адаптировалось к реальности.

Также восстановлению экономики способствовал успешный курортный сезон в 2021 году. За девять месяцев турпоток в регионе вырос на 25% и составил более восьми миллионов человек, это больше, чем в 2019 допандемийном году. Поступления в бюджет от туристической отрасли увеличились более чем на 40% по сравнению с аналогичными показателями доковидного 2019 года и составили около четырех миллиардов рублей.

Реализованные Правительством РФ и Банком России совместно с региональными органами власти программы дотаций и льготных кредитов по поддержке предприятий пострадавших отраслей в период действия ограничений поспособствовали возвращению к положительной динамике основных отраслей экономики.

Общая сумма средств, направленных на поддержку крымского бизнеса и жителей республики с начала пандемии составила более 10 миллиардов рублей. В том числе субъектам МСП – почти пять миллиардов рублей.

Республика также предоставляет деньги бизнесменам под поручительство Крымского гарантийного фонда.

По состоянию на первое января 2021 года более 176 тысяч человек занято в малом и среднем бизнесе. Эта цифра выше, чем в 2018 году на 11 %. Почти на 18 тысяч человек увеличилась занятость в секторе МСП.  В 2020 году объем косвенных мер поддержки крымских предпринимателей в период ограничений составил 4,9 млрд. рублей.

Таким образом, обзор изменений в законодательстве, регулирующем проведение государственной поддержки МСП, позволяет выделить следующие основные направления ее дальнейшего совершенствования:

– снижение налоговой нагрузки на МСП;

– снижение административных барьеров;

– расширение и обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам (гарантийная система, система микрофинансирования);

– обеспечение дополнительного стабильного спроса на продукцию МСП (через систему государственного заказа);

– поддержка начинающих предпринимателей (имущественная, налоговая); поддержка инноваций и т.д.

Соответственно, можно сказать, что все эти меры помогут поддержать экономику и сохранить работу предприятий.

В государственной программе развития экономики подчеркивается значимость поддержки и развития предпринимательства. На территории Республики Крым существует ряд проектов и программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства с использованием различных видов поддержки, та ких ка к: финансовая, правовая, образовательная, консультационная, информационная.

Представляется, что для результативного развития малого и среднего предпринимательства необходимо постепенно отказаться от методов прямой финансовой поддержки и перейти к формам косвенного стимулирования предпринимательской деятельности. Должно уделяться особое внимание повышению квалификации предпринимателей путем развития у ни х профессиональных навыков и компетенций и предоставлению консалтинговых услуг.

Важную роль играет инфраструктура развития МСП. Следует расширять сеть объектов инфраструктуры, с помощью которых необходимо организовывать центры доступа к новому и высокотехнологичному оборудованию. Основываясь на этих рекомендациях, можно ожидать существенный рост развития МСП в различных отраслях экономики.

Для создания благоприятной среды для ведения бизнеса стоит уделить особое внимание снижению административных барьеров, среди которых сложные и затратные процедуры, высокие требования и ограничения. Для этого необходимо усовершенствование нормативно-правовой базы, че ре з развитие института оценки регулирующего воздействия, а также структурных образований по за щи те прав предпринимателей.


Библиографический список
  1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Закон Республики Крым от 17 июля 2014 года № 30-ЗРК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым».
  3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.gks.ru
  4. Бухвальд Е. М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. ― № 1(43). ― С. 66-80.
  5. Нифонтова А.В. Анализ функционирования малого бизнеса в регионе в условиях межмуниципальной дифференциации [Электронный ресурс] // Путь в науку, 2019 г. ― https://www.elibrary.ru“>URL:https://www.elibrary.ru
  6. Яруллин Р.Р., Морозова Е.К. Финансирование малого бизнеса [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2017 г. №17. ― https://cyberleninka.ru“>URL:https://cyberleninka.ru
  7. Научные труды преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный экономический университет».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ушакова Елена Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация