ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Ротанова Валерия Александровна1, Куденкова Наталья Андреевна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Семененко Арина Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос аттестации педагогических работников и ее виды, описываются основные квалификационные категории, приводятся этапы проведения аттестации педагогических работников.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Куденкова Н.А., Рыбина Е.А., Торопова А.И., Семененко А.И. Об аттестации педагогических работников // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98678 (дата обращения: 27.04.2024).

Аттестация педагогических работников необходима с точки зрения повышения качества образовательного процесса. Основная цель проведения аттестации заключается в мотивировании педагогов к профессиональному росту и отсеивании сотрудников, которые не соответствуют профессиональным стандартам. Аттестация педагогов – это путь непрерывного повышения профессионального и личностного роста и стимул развития системы образования. Аттестация педагогов не должна быть самоцелью, прежде всего, она должна быть направлена на совершенствование системы образования в интересах обучающихся.

Данный вопрос регулируется законом РФ «Об образовании» статьей 49 «Аттестация педагогических работников».

Процедура аттестации педагогических работников необходима для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогов, кроме профессорско-преподавательского состава для установления квалификационной категории. Существует добровольная и обязательная аттестация. Обязательная аттестация, необходимая для подтверждения соответствия, проводится раз в пять лет. Если педагог совмещает должности, он обязательно аттестуется по каждой из них. Отказ от прохождения аттестации влечет санкции вплоть до увольнения педагогического работника.

Рассмотрим категории педагогов, которым нужно проходить аттестацию:

-       молодой специалист – выпускник педагогического вуза без категории;

-       учитель, соответствующий должности – молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.

В 2022 года появились две новые квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Изменения в квалификационных категориях педагогов планировали утвердить еще в 2020 году, однако сроки переносились в связи с пандемией. В обязанности учителя-методиста входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах. Учитель-методист обязан иметь стаж преподавания более пяти лет, первую или высшую квалификационную категорию; также требуется диплом о дополнительном образовании по направлению «Методист». Учитель-наставник – высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы. К нему предъявляются следующие требования: стаж более семи лет; высшая квалификационная категория; диплом о соответствующем дополнительном образовании, полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-наставника.

Алгоритм аттестации закреплен в Приказе Минобрнауки № 276. Условно можно выделить три этапа проведения аттестации: формирование комиссии, проведение аттестации и объявление результатов.

1) Подготовка к аттестации — формирование комиссии. Для начала школа должна создать аттестационную комиссию. Если есть профсоюз, его представитель обязательно должен в нее войти. Чтобы начать аттестацию, учреждение издает такие документы, как распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график, а еще представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций и т.д. Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации.

2) Аттестация – заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам педагог. Если он не посетит аттестацию без уважительной причины, комиссия разбирается без него. Если педагог имеет уважительную причину своего отсутствия на аттестации, заседание скорее всего перенесут без негативных для педагога последствий. Если педагогический работник не имеет уважительной причины, педагог может понести наказание вплоть до увольнения. Материалы едины для всех образовательных учреждений России и включают три блока: письменная работа по дисциплине учителя; видеоурок; разбор кейса.

3) Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.

Таким образом, аттестацию педагогических работников можно определить как механизм управления карьерой педагога, поскольку присвоение квалификационной категории является значимым формальным показателем позитивного развития профессионализма педагога, при этом в ходе аттестации происходит осознание им собственных целей и результатов деятельности.


Библиографический список
  1. Ильичева, С.А. Особенности проведения профессиональной аттестации педагогических работников: российский и международный опыт / С.А. Ильичева // Педагогические измерения. – 2017. – С. 73-79.
  2. Статья 49 «Аттестация педагогических работников» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации».


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация