Рассматривая вопрос, связанный с аспектом ритуала прощания, отметим, что в первую очередь, перед этим ритуалом стоит задача ограничить кризис, вызванный смертью, и в определенный срок разрешить его. Как правило, утрата человека приводит к возникновению кризиса у семьи и близких умершего. Для разрешения этого кризиса, как отмечает зарубежный психоаналитик Эберхард Т. Хаас, близкому человеку необходимо пережить сильную боль, чтобы осуществить сепарационную работу по отделению живого человека от умершего. Что же именно достигается посредством такой сепарационной работы? Живой человек снова обретает способность жить. Кризис с сопутствующими ему симптомами самообвинений, ночных кошмаров, приступов бреда, болезнями, конфликтами между родственниками и иными особенностями, приходит к завершению. Таким образом, прежний образ жизни возвращается и обретает новые возможности.
Переживая утрату, человек, зачастую, путем идентификации приобретает свойства, которые были присущи умершему близкому, что приводит к экспансии его внутреннего «Я». Смерть или продолжительное отсутствие изменяют внутреннюю составляющую человека. В таком контексте следует обратить внимание на представление образа умершего человека в глазах скорбящего. Поскольку возможность получения какой-либо обратной связи из внешней реальности отсутствует, то недостачу должен восполнить внутренний образ, который представляет собой продукт множества внутренних возбуждений и ощущений. В подобной ситуации, существующие страхи и опасения могут приобретать психотический характер, вследствие прохождения человеком через процесс горевания. Такой процесс напоминает то, что происходит на ранних этапах формирования «Я» [1]. Скорбящий, как и ребенок, пугается отсутствующего объекта, который он вначале идеализировал, а затем превратил в продукт своего страха. Прохождение подобного этапа нередко сопровождается чувством вины и раскаяния. Если живущий хочет разрешить кризис, оставить чувство вины, агрессии, избавится страха, то он должен принять участие в ритуале прощания, который для каждого является индивидуальным и необходимым для переживания горя и утраты. Процессы, происходящие в сознании человека во время переживания утраты, чаще всего сопровождается болью, которая может быть такой же интенсивной, как и при депрессии или других расстройствах [2]. Тем не менее, посредством глубокого переживания утраты в ритуале прощания, человек приходит к разрешению кризиса и приросту личного опыта, необходимого для дальнейшего существования.
Библиографический список
- Хааз Э. Ритуалы прощания: антропологические и психоаналитические аспекты работы с чувством утраты // Московский психотерапевтический журнал № 1 (24), янв.-март., 2000, с. 5–28
- Eberhard Th. Haas Transzendenzverlust und Melancholie. – 1st b. – Psychosozial-Verlag, 2006. – 266 с.
Количество просмотров публикации: Please wait