Педагогика – самостоятельная наука, раскрывающая законы воспитания и образования человека. Как и любая наука она имеет ограниченную область исследования, но взаимосвязана с различными естественными, гуманитарными и точными науками.
Фундаментом педагогики, ее методологической основой является философия. Направляющая функция философии – это разработка системы общих принципов и способов научного познания. Некоторые педагогические концепции опираются на философские направления. Философия воспитания – часть философии, занимающаяся проблемами воспитания.
Этика и эстетика – это относительно самостоятельные области философии. Они участвуют в решении вопросов педагогики, связанных с нравственным и эстетическим воспитанием, а также формированием научного мировоззрения.
Тесно педагогика связана с анатомией и физиологией. Они являются основой для понимания особенностей развития организма на каждом возрастном этапе.
Основным принципом развития любой науки выступает принцип историзма. Воспитание имеет исторический характер.
В результате интеграции социологии и педагогики возникла социальная педагогика. Педагогика учитывает результаты исследований социологии: закономерности социализации, влияние социальной среды на человека и т.д.
В результате интеграции педагогики и психологии возникла педагогическая психология, изучающая факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Этнография и фольклористика – основа для формирования народной педагогики. Она занимается изучением использования памятников культуры в воспитании современных школьников.
Данные кибернетики и информатики позволяют педагогики разрабатывать новые формы образовательных процессов. Программированное обучение – результат применения общих идей кибернетики.
Данные экономики образования важны для определения финансовых аспектов предоставления образования: определение затрат для обеспечения работы образовательных учреждений, определение стоимости в различных типах образовательных учреждений и т.д.
Именно данные и исследования междисциплинарных наук позволяют организовать гармоничный и продуктивный воспитательный процесс. Но, конечно, педагогика связана не только с перечисленными науками, но и с множеством других наук (медицина, право и т.д.)
Библиографический список
- ПЕДАГОГИКА: КУРС ЛЕКЦИЙ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Авторы: Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. // Под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013 – 254 с.
- Главатских К. В. Формирование взаимосвязи педагогики с другими науками // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vzaimosvyazi-pedagogiki-s-drugimi-naukami (дата обращения: 21.06.2022).