УДК 349:681

НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ И ИХ ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА

Кузнецов Кирилл Олегович
Московский государственный педагогический университет
студент 2 курса магистратуры

Аннотация
В статье рассматривается вопрос влияния средств массовой информации на несовершеннолетних, выделяются его позитивные и негативные стороны и рассматриваются связанные с этим правовые вопросы.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецов К.О. Негативные и позитивные аспекты влияния средств массовой информации на подрастающее поколение и их правовая оценка // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98389 (дата обращения: 27.01.2023).

В современном информационном обществе мы окружены большим количеством информации, ежедневно пропуская через себя огромный информационный поток. Любая воспринимаемая нами информация, будь то новости о событиях в нашей стране или мире, новые сведения, факты, в той или иной степени оказывают на нас влияние. Особенно подвержены этому несовершеннолетние, что обусловлено как их тесной интеграцией в интернет-среду с малого возраста, так и их особой уязвимостью к любому воздействию. В процессе формирования личности информация способна оказать колоссальное влияние на морально-нравственные ориентиры детей, на их культурное развитие.  Поэтому деятельность средств массовой информации, являющихся крупнейшими ретрансляторами информации, оказывает существенное влияние на формирование личности современных детей, как положительного, так и отрицательного характера.

Для определения характера деятельности средств массовой информации можно обратиться к их функциям. Так, Прохоров Е.П. выделяет следующие функции СМИ: коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную. В рамках рассматриваемого вопроса наиболее существенными являются идеологическая и культурно-образовательная. [1, с.60]

Идеологическая функция может выражаться в различных аспектах, как в простом донесении информации в виде различных фактов и сообщений, так и в виде глубинного влияния на сознание граждан, транслирования идей с определённой идеологической окраской. Средства массовой информации непосредственным образом влияют на общественное мнение, удовлетворяя запрос общества. Идеологии являются значительной частью жизни социума на протяжении многих веков. Позитивная сторона данного явления выражается в способности СМИ, при изменяющейся действительности, своевременно информировать граждан, способствовать правильному социальному переориентированию общества. Во время тяжёлых социально-политических периодов, сопровождающихся идеологической деградацией отдельных частей общества, повышением популярности жестоких и античеловечных идеологических принципов, средства массовой информации способны транслировать альтернативные, гуманистические идеи, благотворно влияя на общественное сознание. Однако, очевидна и противоположная, негативная сторона идеологической функции СМИ. Она порождает возможность отрицательного влияния на сознания масс, зарождение в них неправильных идейных ориентиров.

Как один из основных источников информации, СМИ оказывают большое влияние на культурный облик общества. Они способны изменять его, прививая гражданам те или иные морально-нравственные ценности. Не стоит забывать и о влиянии на образованность общества. Средства массовой информации, имея огромную аудиторию, способны распространять образовательный контент, обучая население, освещая те или иные научные события и достижения, а также познавательную информацию. В этом особенно выражается то влияние, которое способны оказать средства массовой информации на молодёжь, ведь благодаря им несовершеннолетние могут повысить своё культурное воспитание и образованность. Примером это может послужить, например, телеканал Культура, деятельность которого полностью сосредоточена на контенте, улучшающем культурный облик населения.

Довженко Ю.А. и Гомозева Е.А. поднимают вопрос взаимодействия детей с телевиденьем, описывая ситуации в которых родители, оставляя несовершеннолетних за просмотром предназначенных для них передач, например мультипликации, могут не заметить, как ребёнок переключит телеканал. В подобных случаях дети способны наткнуться на совершенно не предназначенный для них контент, содержащий убийства, сцены насилия и жестокости. Данными авторами отмечается: «Из исследования американских психологов было вычислено, что подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению». Безусловно, подобное не может не отразиться на их психике, в особенности если речь идёт о совсем маленьких детях. Также, авторы приводят несколько конкретных примеров последствий подобного пагубного влияния: «Так, в 1993 году 5 -летний ребенок поджег зажигалкой постель, лишив жизни свою 2-летнюю сестру, как утверждается, после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар – это классно» (J. R. Wilson& S. L. R. Wilson, 1998). Другим примером послужит случай в Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки – ниндзя и насмерть забила одну из девочек» [2, с. 62]. К сожалению, предотвратить подобные случаи какими-либо законодательными методами практически невозможно, так как в первую очередь влияние на детей способны оказать лишь родители, не дающие своим чадам просматривать не предназначенный для них контент, либо объясняющий им, чего из показанного делать не стоит.

Волошин И.А. и Сударикова Т.Е. анализируя связь между влиянием средств массовой информации и криминогенными установками у несовершеннолетних ссылаются на достаточно печальную статистику. Так, они приводят в пример У. Бельсон изучавшего связь насилия, демонстрируемого на телевидении и поведения 1565 лондонских мальчиков. Он пришёл к выводу, что те из них, кто предпочитал смотреть передачи, содержащие сцены насилия, совершали почти в два раза больше правонарушений в течение последних 6 месяцев. Данные авторы отмечает, что наибольший вред, наносимый СМИ, заключается в популяризации преступного поведения, воровского мира и понятий. Это становится причиной того, что в глазах младшего поколения падает авторитет правоохранительных органов. Вследствие чего, у одних создаётся ощущение безнаказанности за совершение преступлений, а другие разочаровываются в органах правопорядка, не видя в них механизм, способный реально защитить от угрожающей опасности. [3, с. 53]. Существенность данной проблемы подтверждает и запрет Верховным судом деятельности так называемого движения АУЕ, признанного экстремистским, которое было популярно среди молодёжи. Безусловно, отчасти причины данного явления берут своё начало в романтизации преступной жизни в кинопродукции и СМИ.

Наибольшую опасность в данном вопросе вызывает интернет. Для подавляющего большинства подростков именно он является основным источником информации, опережая телевидение и печатную прессу. Так, Дегтярёва Л.Н. отмечая важность конституционно-правового регулирования проблем нравственного воспитания несовершеннолетних, пишет, что: «При попустительстве государства, созданных им институтов, империя средств массовой информации развлекательными программами заполонила телевизионный и радиовещательный эфир, печатные издания, сеть Интернет. Изощренные, порою и агрессивные методы воздействия на сознание детей и подростков оказывают негативное влияние на психику подрастающих граждан, на формирование гипертрофированных ценностей.» Помимо этого Дегтярёва делает вывод о необходимости обеспечения фильтрации информации, которую несовершеннолетние получают, используя интернет [4 c. 40].

Так, например, можно обратить внимание на вопрос возрастной маркировки информационной продукции в интернете. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает категории информационной продукции для детей различных возрастов, однако, обязательным для маркировки в сети Интернет является лишь контент сетевых изданий, официально зарегистрированных как СМИ, аудиовизуальные сервисы и при размещении рекламы информационной продукции.[5] Таким образом из правового поля выпадают «блоггеры» и другие сетевые ресурсы, не имеющие официальной регистрации в качестве СМИ. А ведь именно они, зачастую, имеют большую популярность у несовершеннолетних групп населения. Таким образом складывается ситуация, в которой родители не всегда способны узнать, смотрит ли их ребёнок подходящий для него контент.

Ережипалиев Д.И. и Пристанская О.В. отмечают, что важной законодательной новацией стало введение уголовной ответственности для администраторов «групп смерти» в сети и организаторов любых неформальных сообществ, деятельность которых направлена на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ). Введение подобных норм свидетельствует о существенности проблемы влияния информации, получаемой несовершеннолетними из сети интернет. [6, с.43]

Таким образом, средства массовой информации оказывают на несовершеннолетних достаточно сильное как положительное, так и негативное влияние. С одной стороны, для подрастающего поколения СМИ могут являться источником образовательных знаний, культурного обогащения, всестороннего развития личности. С другой стороны, многая информация, транслирующая СМИ может оказать деструктивное влияния на формирование личности ребёнка, привести к его криминализации и навредить его культурно-нравственным ориентирам. В то же время, с правовой точки зрения особое опасение вызывает правовое регулирование деятельности интернет-ресурсов и отдельных лиц в лице «блоггеров», которая способна нанести наибольший вред несовершеннолетним.


Библиографический список
  1. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 8е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 351 c
  2. Довженко Ю.А., Гомозова Е.А., Влияние массовой информации на психику ребенка // Скиф. 2019. №5-1 стр. 60-64.
  3. Волошин И.А., Сударикова Т.Е. Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2016. №4. с. 49-54
  4. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России: монография. М-во образования и науки РФ, ЦФ РГУП. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 78 с.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” // “Парламентская газета” 14.01.2011 г. N 1-2
  6. Криминологические проблемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 21 января 2020 г.) / под общ. ред. О.С. Капинус; [под науч. ред. В.В. Меркурьева; сост. О.А. Астафьева, Д.А. Соколов, Г.О. Вилинский]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2020. – 276 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецов Кирилл Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация